Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является раскрытие особенностей малого и среднего бизнеса в регионе Казахстана.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность малого бизнеса;
- раскрыть значение государственной поддержки предприятий малого в условиях рыночной экономики;
- рассмотреть зарубежный опыт по поддержке и развитию малого бизнеса;
- проанализировать современное состояние и выявить проблемы развития малого бизнеса в Жамбылской области;
- выделить основные направления государственной поддержки малого бизнеса в Казахстане;
- разработать рекомендации для дальнейшего совершенствования политики государственной поддержки малого бизнеса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ предпринимательства В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Сущность предпринимательства, становление и развитие
1.2 Основные элементы системы государственной поддержки и развития предпринимательства
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ предпринимательства В КАЗАХСТАНЕ И РЕГИОНАХ
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Оценка масштабов и уровня развития малого бизнеса в регионах Республики Казахстан
3. Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК
3.1 Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса в Казахстане
3.2 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.3 Совершенствование организационно-экономического механизма развития малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Малый бизнес и его перспективы в Республике Казахстан.doc

— 371.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, коллективы малых предприятий, не имеющие в своем распоряжении никакой социальной инфраструктуры, могущей способствовать укреплению здоровья работников и членов их семей, что характерно для крупных предприятий, но имеющие более низкие показатели по уровню заболеваемости и травматизма по сравнению с крупными предприятиями в силу самой природы частного малого бизнеса, являются, по сути донорами коллективов крупных предприятий. Нередки случаи, когда в силу малочисленности коллектива малого предприятия и связанной с этим величины фонда оплаты труда, от чего зависит сумма страховых взносов, администрация малого предприятия не в состоянии выплатить уходящей в «декретный отпуск» женщине причитающееся ей пособие. По той же причине невозможно оплатить стоимость санаторно-курортной путевки, нуждающемуся в ней работнику [27, с.49].

     1.2 Основные элементы системы государственной поддержки и развития предпринимательства

 

     Сегодня, одной из важнейших задач является консолидация усилий всех ветвей власти по реализации конституционных прав и свобод предпринимателей. Независимые  предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни. Малый и средний бизнес обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни предприниматели малого и среднего бизнеса близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

     Широкомасштабное развитие частной инициативы граждан во многих странах должно являться общегосударственной доктриной проводимых социально-экономических преобразований.

     Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса включает в  себя [33, с. 37-39]:

     - предоставление дополнительных  возможностей для сектора малого  бизнеса, способствующих преодолению  специфических трудностей и проблем,  объективно присущих данному  сектору экономики (особая чувствительность  к конъюнктуре, менее благоприятные  условия доступа к факторам производства, медленные темпы накопления капитала и т.д.);

     - организацию системы мер, направленных  на стимулирование деятельности  сектора малого бизнеса;

     - подготовку и переподготовку  людей к занятию собственным  бизнесом;

     - формирование соответствующего общественного мнения и содействие устранению разобщенности предпринимателей, осознанию ими общих корпоративных интересов, объединению по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам;

     - радикальное упрощение государственных  регулирующих процедур в отношении малого и среднего бизнеса (упрощение порядка регистрации, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, унификация административных процедур, минимизация числа согласующих и контролирующих инстанций, упрощение порядка и форм отчетности и др.);

     - наличие полной и гласной информации  о содержании конкретных мер  государственной поддержки, установление  открытых процедур распределения  средств при участии представителей  деловых кругов, введение практики  публичной отчетности об использовании выделенных на поддержку малого бизнеса средств и деятельности соответствующих государственных институтов;

     - гибкость системы государственной  поддержки, предусматривающую специфические  меры применительно к различным  этапам деятельности малого и среднего бизнеса, особенностям каждой отрасли и отдельных групп предпринимателей;

     - внедрение действенных механизмов  взаимодействия крупных предприятий  с малыми и средними, способными  встраиваться в их технологические  цепочки, производить необходимые  комплектующие и оказывать всевозможные услуги;

     - стимулирование опережающих темпов  роста малого бизнеса в инновационной  сфере и производстве наукоемкой  продукции с использованием научного  потенциала страны;

     - учет национальных, региональных  и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности; сезонных работ, самозанятости;

     - постепенный переход от государственного  регулирования отдельных аспектов  деятельности малого бизнеса к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;

     - значительное расширение прав  и возможностей региональных  властей и местного самоуправления  в сфере регулирования деятельности  малого бизнеса и его государственной  поддержки при сохранении единства стратегических целей и информационного пространства;

     - разработку и применение рациональных  механизмов использования бюджетных  средств, выделенных для поддержки  малого и среднего бизнеса;

     - координацию деятельности и четкое  разграничение полномочий и ответственности органов исполнительной власти, решающих в той или иной степени вопросы государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне;

     - использование имущества неэффективных  и неплатежеспособных предприятий  в качестве мощного источника ресурсного обеспечения малого бизнеса и создания объектов его инфраструктуры;

     - формирование инфраструктуры, обеспечивающей  создание благоприятных условий  для его развития путем оказания  комплексной адресной поддержки  малых и средних предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем и т.д.;

     - создание условий для эффективного  развития межрегиональных связей  и деловой кооперации субъектов  малого бизнеса.

     Таким образом, рассмотренная структура  системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса позволяет обозначить следующие основные элементы: [34, с.11]:

     1. Разработка программ поддержки  малого и среднего бизнеса.

     2. Развитие инфраструктуры поддержки  малого бизнеса.

     3. Оказание комплексной (интегральной) поддержки.

     4. Создание благоприятных условий  внешней среды для предприятий  малого и среднего бизнеса.

     5. Оказание финансовой и имущественной  поддержки субъектам малого бизнеса.

     6. Государственные гарантии.

     Программы поддержки малого бизнеса являются одной из основных составляющих системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, направленные на увеличение численности субъектов малого бизнеса, а также на создание наиболее благоприятных условий для их формирования и дальнейшего развития. Основными принципами реализации программ поддержки малого бизнеса являются:

     а) комплексность - обеспечение минимально необходимого спектра услуг для  малых предприятий;

     б) системность - обеспечение функциональной взаимосвязанности всех элементов  инфраструктуры поддержка малого бизнеса;

     в) конкурсность - обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий  при получении поддержки и  государственных заказов;

     г) распределенность - перенесение значительной части функций по поддержке малого бизнеса с государственного на региональный уровень;

     д) гласность - наличие полной и доступной  информации о содержании конкретных мер государственной поддержки;

     е) интерактивность - рассмотрение процессов  развития малого бизнеса как комплексной  системы «сигналов рынка» и адекватной реакции государственной системы поддержки бизнеса;

     ж) делегирование функций - обеспечение  участия предпринимательских кругов, объединений и союзов предпринимателей в реализации программ поддержки  бизнеса.

     Программы по государственной поддержке малого и среднего бизнеса должны быть главным образом направлены на поддержку [35, с.59-62]:

     - начинающих предпринимателей, в  особенности молодежи и социально  незащищенных групп населения;

     - всех видов инновационного бизнеса,  главным образом, в высокотехнологичных  и интеллектуальных отраслях;

     - проектов, имеющих высокий мультипликативный  эффект и бюджетную отдачу;

     - проектов, направленных на выпуск  продукции массового спроса и  создающих конкурентную среду  на потребительском рынке и  проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование;

     - проектов международных и донорских  организаций, направленных на  развитие малого бизнеса в  Казахстане;

     - проектов, направленных на активизацию  межрегиональных деловых связей  и экспорт продукции, а также  проектов направленных на импортозамещение.

     Существует  широкий спектр консультационных услуг  для новых и развивающихся  предприятий и многие способы  оказания этих услуг. В то же время  потребность фирм в таких услугах  может варьироваться в зависимости  от степени их развития, сектора  и местоположения. В этом отношении можно сделать важное разграничение между потребностями фирм в поддержке во время образования предприятия и стадии, предшествующей этому, и потребностью в поддержке, которую испытывают уже существующие малые предприятия, в данном случае их потребности более конкретизированы. В этом отношении бизнес-инкубаторы обладают важным потенциалом для предоставления поддержки новым предприятиям в период их образования и исключительно важный период становления. Вследствие этого любое политическое действие в этой области должно основываться на тщательном анализе потребностей малого и среднего бизнеса в поддержке и возможного ряда консультационных услуг, требуемых для удовлетворения этих нужд [36, с.101-105, 37, с.5].

     У субъектов малого бизнеса есть потребности в поддержке, которые лучше всего решать путем консалтинга, но они также нуждаются в обучении и повышении профессионального мастерства. Развитие всесторонней коммерческой инфраструктуры поддержки бизнеса для малых предприятий требует тесной координации между обучением и консультированием, которые должны быть доступны на местном и региональном уровнях. Оно также требует консультантов и преподавателей, которые обладают пониманием и опытом решения проблем менеджмента, с которыми сталкиваются владельцы малых и средних предприятий по сравнению с владельцами крупных предприятий. Таким образом, предоставление консалтинговых услуг более мелким предприятиям представляет собой определенные трудности, особенно если получатель помощи обладает небольшим (или вовсе не обладает) профессиональным образованием и опытом управления. В этом контексте наиболее эффективным оказывается консультирование, основанное на опыте клиента [38, с. 13].

     Существуют  также и определенные недостатки рынка консалтинговых услуг, что характеризуется нестабильностью и концентрацией внимания на сиюминутных результатах, а не на долгосрочном развитии.

     Что касается бизнес-инкубаторов, то основная цель их создания направлена на помощь предпринимателям в организации  своих предприятий, упрощая и удешевляя этот процесс. Они часто включают в себя совместное пользование помещением, административными и коммуникационными услугами и, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут ассоциироваться с университетами, технологическими парками и т.д. Преимущество бизнес-инкубаторов для предпринимателей включает снижение первичных затрат на помещения, накладных расходов путем совместной оплаты административных и коммуникационных услуг, положительные последствия взаимодействия с другими предприятиями инкубатора и приобретение опыта общения с государственными учреждениями. Обычно предприниматели могут пользоваться инкубаторами ограниченный период времени [39, с.46-49].

     Оказание  непрерывной помощи в период бизнес-инкубации  от первичной идеи до первого коммерческого успеха является важным принципом развития инновационных предприятий. В дополнение к этому, предоставляя помощь в создании новых предприятий в зарождающихся секторах, бизнес-инкубаторы вносят важный вклад в экономическое развитие, способствуя процессу экономической перестройки. Это особенно важно, когда деятельность инкубатора концентрируется на помощи новым предприятиям в секторах на технологической основе, когда время на разработку идей и внедрения ее в рынок достаточно продолжительно, а коммерческий риск высок. В этом смысле бизнес-инкубаторы являются важным элементом инфраструктуры, необходимым для поддержки развития и коммерциализации новых производственных технологий, дополняя действия других учреждений, имеющих дело с правами на интеллектуальную собственность и подготовкой патентов [40, с.214-217, 41, с.40-46].

Информация о работе Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК