Малый бизнес: значение, проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 07:35, реферат

Краткое описание

Малый бизнес находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Творчество малых предприятий будет способствовать распространению новых продукции и услуг для потребителей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…4
1Значение малого бизнеса………………………………………….…4
2.Проблемы малого бизнеса………………………………………..…9
3.Перспективы развития малого бизнеса……………………………15
Заключение………………………………………………………….…20
Список используемых источников…………………………………..21

Файлы: 1 файл

экон.реф.docx

— 46.63 Кб (Скачать)

     Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс» 
 
 

     Реферат

     по  дисциплине: Экономика. 

     Малый бизнес: значение, проблемы, перспективы. 
 
 
 
 

                                                                                                  Выполнила: 

     студентка группы 31-ОБ

     Жидкова Н.И. 

                                                                                           Преподаватель:

     Васильева Т.Н.

     . 
 
 
 
 
 
 

     Орел  2011 

     Содержание

Введение……………………………………………………………..…4

1Значение  малого бизнеса………………………………………….…4

2.Проблемы  малого бизнеса………………………………………..…9

3.Перспективы  развития малого бизнеса……………………………15

Заключение………………………………………………………….…20

Список  используемых источников…………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Малый бизнес зародился более чем 40 веков  назад в восточной части средиземноморья. Хотя малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый  бизнес все больше признается как  созидательная сила экономики.

     Малый бизнес находится в центре интересов  современного общества, затрагивает  жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать  без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную  деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения  чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Творчество малых  предприятий будет способствовать распространению новых продукции  и услуг для потребителей.

     Из 19 млн. предприятий США 99% можно отнести  к малым, т.е. на каждом из них работают менее 500 человек. Около 600 тыс. новых  предприятий создаются ежегодно, но половина из них прекращает свою деятельность в течение 18 месяцев. Основной причиной высокой «нормы смертности»  является легкость, с какой неопытные  люди могут начать новое дело.

     Вопреки общераспространенному мнению малый  бизнес процветает в тени крупного бизнеса. Одно из исследований показывает, что, как правило, малые производства являются более прибыльными, нежели крупные перерабатывающие компании.

     Будущее малого бизнеса выглядит блестящим. Все больше мужчин и женщин станут участвовать в малом бизнесе. И они будут все более подготовленными  к работе главным образом благодаря  лучшему образованию и широкой  поддержке со стороны общества.

  1. Значение малого бизнеса

     Значение  малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса  рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях перехода от административно-командной  экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. 
          В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. 
         Но дело не только в этом... Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. 
        Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. 
       Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку. 
        Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России. 
          Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса. 
        Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно. 
         В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне. 
          В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут. 
        Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. 
        Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма "SAAB", являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали. 
       Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. 
        Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п. 
         В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес, как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики. 
         Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал. 
             К малым предприятиям, по закону "О предприятиях СССР" относятся вновь создаваемые и действующие предприятия: - в промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек - в науке и научном обслуживании - с численностью работающих до 100 человек - в других областях производственной сферы - с численностью работающих до 50 человек - в отраслях непроизводственной сферы - с численностью работающих до 25 человек - в розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек Других документов, определяющих категорию "малое предприятие" и регулирующих их деятельность, пока нет. 
                По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом. 
           Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса. 
         Первый фундаментальный недостаток - это сверхвысокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета.          Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости. 
         Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес. 
         Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень - 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие.     Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе. 
           Четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время. 
         Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района. 
         Очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам. 
           Эти основные недостатки, да и многие другие сдерживают развитие малого бизнеса в нашей стране. Достаточно сказать, что процесс образования малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 году, в 1992 году фактически прекратился. По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ, "за 1992 год в России практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере". Для сравнения, в развитой рыночной экономике процесс образования новых фирм идет нарастающим потоком. Если в США в 1970 году возникло 264 тыс. новых предприятий, то в 1980 году - 532 тыс., а в 1988 году - 682 тысячи. Всего же, по оценке, в американской экономике в 1992 году действовало около 18 млн. деловых предприятий, прежде всего в малом бизнесе. 
          Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом..

2.Проблемы малого бизнеса.

           Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

     Малый бизнес в России поставлен в трудные  условия существования, сопряженные  с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству.

     К главным проблемам российского  малого бизнеса относятся, во-первых, трудности нормативно-правового  характера, т.е. непродуманность государственной  политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной  поддержки малых фирм, воздвигнутые административные барьеры и т.д., во-вторых, проблема финансово-кредитного обеспечения.

     Хотя  в настоящее время мало кто  отрицает значение развития малого бизнеса  для развития российской экономики, а критика государственной власти в отношении слабой эффективности  экономической политики не прекращается, само государство все еще не уделяет  в достаточной степени внимания этой проблеме. Следует признать, что  система государственной поддержки  малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет  желать лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают  государственную поддержку мелкому  производству на современном этапе  как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами. Если на местном и региональном уровне еще  можно дать позитивную оценку действий государства, то на федеральном уровне государственная поддержка чаще всего оказывается малоэффективной.

     В целом к недостаткам нормативно-правовой базы в отношении малого предпринимательства  можно отнести:

     отставание  законодательства от практики;

     нестыковка  различных законодательных и  нормативных актов;

     наличие сфер, не охваченных принятым законодательством;

     низкий  уровень информирования о принимаемых  законах.

     Другая  серьезная проблема законодательной  сферы – неэффективность российской системы налогообложения, ведущая  к чрезмерно завышенным налогам  в отношении малого бизнеса.

     Еще одна проблема российских малых предприятий, возникающая со стороны государства  – неоправданные административные барьеры. Они создаются государственными ведомствами в сфере регулирования  предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации.

     Малому  бизнесу сейчас необходима защита от административного произвола. Огромное число проверок и проверяющих  инстанций отнимают массу сил  и времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования.

     К числу не менее значимых проблем  следует отнести финансово-кредитное  обеспечение малого бизнеса. Текущее  положение дел в сфере государственной  финансовой поддержки весьма плачевное.

     В сфере обеспечения малых предприятий  финансовыми ресурсами без помощи бюджета государства также имеется  целый ряд проблемных моментов. В  условиях российской экономики мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это обусловлено не только слабой политикой государства  в этом направлении. Помимо бюджетных  средств, небольшим предприятиям для  существования нужна помощь со стороны  коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков.

     Еще одна чисто российская проблема сферы  кредитования малого бизнеса – отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Пробелы  нормативно-правового регулирования  налогового законодательства провоцируют  массовый уход субъектов малого предпринимательства  в сектор теневой экономики.

     Обобщая опыт партнерства региональной власти и малого бизнеса в Российской области, можно сделать следующий  вывод. Для улучшения положения  в сфере малого предпринимательства  необходимо:

     установить  четкие правовые отношение между  властью и бизнесом;

     упростить порядок регистрации предприятий, лицензирования их деятельности и налогообложения;

     законодательно  закрепить порядок использования  малыми предприятиями земли и  иной недвижимости, являющейся муниципальной  собственностью;

     определить  конкретные формы поддержки, которую  власть реально способна оказывать  малым предприятиям.

     Система государственной поддержки малых  предприятий в российской экономике  продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего. Большинство владельцев малых  предприятий оценивают государственную  поддержку мелкому производству на современном этапе как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами.

     Развитие  малого бизнеса в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в  мире. Для России не менее важно, что развитие малого бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий  в современном обществе гарантом политической стабильности.

     Решение задач развития малого предпринимательства  рассматривается в настоящее  время обеими палатами Федерального Собрания в русле общего курса, согласованного с Президентом и Правительством Российской Федерации. Совершенствование  законодательства в сфере деятельности малого и среднего бизнеса предполагает объединение и координацию действий федеральных, региональных и местных  органов власти.

     В настоящее время принят ряд экономических  и политических мер, направленных на развитие малого бизнеса в России:

     1. Принят пакет законов, речь  в которых идет об устранении  административных барьеров для  ведения бизнеса, как на федеральном,  так и на региональном уровне.

     2. Внесен ряд поправок в Налоговый  кодекс, изменена ставка налога  на прибыль в сторону уменьшения. Введение единого социального  налога с регрессивной шкалой  отчислений дало возможность  предприятиям платить меньше  налогов и увеличить заработную  плату работникам. Развитие малого  предпринимательства в различных  регионах Российской Федерации  происходит весьма неравномерно  – как в региональном, так и  в отраслевом разрезах.

     Отличительной чертой российского малого предпринимательства  продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора.

     Рост  числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции  в 2004-2006 гг. в значительной степени  зависит от ряда условий.

     1. По мнению ряда экспертов, финансовая  поддержка малого предпринимательства  со стороны государства является  основным направлением его развития. За последние годы происходило  снижение финансовой поддержки  малого бизнеса из федерального  бюджета. На 2004-2006 гг. принято принципиальное  решение по выделению ресурсов  на поддержку малого бизнеса  из федерального бюджета.

Информация о работе Малый бизнес: значение, проблемы, перспективы