Проблемы малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение Рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т.е решает многие экономические, социальные и другие проблемы.

Оглавление

Введение………………………………………………...........................3
1. Специфика малых предприятий и их роль экономике ………………5
1.1 Функции малых предприятий……………………………………....5
1.2 Категории малого бизнеса…………………………………………..6
1.3 Условия малого бизнеса………………………………………….…7
2.Малые предприятия в России на современном этапе : проблемы становления и развития малого бизнеса………………………………...9
2.1 Отрасли малого бизнеса…………………………………………....9
2.2 Проблемы малого бизнеса…………………………………….......10
3.Основные направления мер по решению проблем малых
предприятий в России……………………………………………………19
3.1Государственное решение задач в проблемах малого бизнеса…..19
3.2 Финансовое решение задач в проблемах малого бизнеса………..21
4.Заключение…………………………………………………………..…22
5.Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа по эконом. теории.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования РФ

Московский  Институт Государственного и 

Корпоративного  Управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине

экономическая теория

На тему: «Проблемы малого бизнеса в России» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            Выполнила:

                                                                     Студентка Ф2-ЗВ

                                                                Фомкина Н.А.

                                                      Принял:

                               
 
 

                                  

                                  Москва 2009 

Содержание 

     Введение………………………………………………...........................3

1. Специфика малых предприятий и их роль экономике ………………5

   1.1 Функции малых предприятий……………………………………....5

   1.2 Категории малого бизнеса…………………………………………..6

   1.3 Условия малого бизнеса………………………………………….…7

2.Малые предприятия в России на современном этапе : проблемы становления и развития малого бизнеса………………………………...9

   2.1 Отрасли малого бизнеса…………………………………………....9

   2.2 Проблемы  малого бизнеса…………………………………….......10

3.Основные направления мер по решению проблем малых

предприятий в  России……………………………………………………19

   3.1Государственное решение задач в проблемах малого бизнеса…..19  

  3.2 Финансовое решение задач в проблемах малого бизнеса………..21

4.Заключение…………………………………………………………..…22

5.Список литературы………………………………………………..…...25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Введение 

     Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение Рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т.е решает многие экономические, социальные и другие проблемы.

     Положительная роль развитие предприятий малого бизнеса несомненна, тем не менее, в России наблюдается ярко выраженная неразвитость данного сектора экономики. В свете реформирования экономической системы  и все еще не доведенного до конца перехода к рыночной модели малым предприятиям следует уделять особое внимание. Чрезмерная концентрация производства в Советском Союзе стала одной из главных причин, упадка малых городов, разорения десятков тысяч сел и деревень, переселения десятков миллионов людей в крупные города. Где создалась неразрешимая проблема жилья, бытового и культурно-массового обслуживания:  транспорта, экологии, преступности. Развитие малых предприятий необходимо России для становления эффективной и стабильной экономики.

      Все Выше перечисленные факты  обуславливают целесообразность  проанализировать в данной работе  ситуацию, связанную с развитием малых предприятий в нашей стране В список поставленных задач входит рассмотрение вопросов, связанных с тем положительным влиянием, которое оказывают малый бизнес на экономику государства,ан6ализ положения малых предприятий в России, выявление трудностей и барьеров, встающих на пути развития малого бизнеса, а также возможные пути преодоления возникающих проблем.

      Тематика рассматриваемого явления  весьма обширна и включает  в себя множество вопросов  и проблем, материалов для рассмотрения  и анализа. Ответить все аспекты анализируемых вопросов в рамках одной работы невозможно. Поэтому были выбраны приоритетные темы для рассмотрения. Акцент в работе делается на детальное рассмотрение всех проблем, обусловивших замедление развития малых предприятий в России, поиск путей преодоления выявленных препятствий. Завершением проделанной работы являются выводы по данной теме, позволяющие составить представления,  как о самой проблеме, так и о необходимых действиях по исправлению создавшийся негативной ситуации.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             

         1.Спецыфика малых предприятий и их роль в экономике. 

                                1.1 Функции малых предприятий.

     Малые предприятия  являются  неотъемлемой  частью эффективной  экономики. Во всех развитых  индустриальных странах сфера  малого бизнеса играет важную  роль в экономической системе  государства. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функция малых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция мелких фирм - поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободной ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка  требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических достижений.[5]

     Поскольку любая экономическая  система не идеальна и на практике приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией, крупные компании стремятся монополизировать свою деятельность, установить контроль над рынком. В этих условиях существования небольших предприятий ставится под угрозу.

     Шансы фирм на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце , приносят более высокий доход, чем фирмы, которые часто меняют      владельцев. Американская статистика показывает, что женщины -  владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины.

     На неудачах малого бизнеса  оказывает невысокая квалификация  предпринимателей. Предприниматели,  уже накопившие опыт ведения  дел меньших фирм, как правело,  более удачливы. Если в управлении  фирмы участвует не один человек,  а предпринимательская команда состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное понятие решения более профессионально. На продолжительность функционирования фирм оказывают влияние и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше ее сохранения в кризисные периоды.

     Развитие сферы малого бизнеса,  таким образом , способствует  решению многих социально-экономических  проблем – создание среднего  класса, снижение безработицы, формирование рациональной структуры экономики, рост доходной части бюджетов всех уровней и д.р. Чем больше сектор гибких и подвижных малых предприятий , и чем выше количество занятых в малом бизнесе , тем выше  стабильность экономики   [6] 

                                  1.2 Категории малого бизнеса.

 Следует  особо отметить , что понятие малого  бизнеса не имеет четкого объективного определения. Деление хозяйственных структур на мелкие и крупные можно осуществлять по целому ряду признаков и поэтому не существует единого универсального определения для малого предприятия. Вопрос об определении малого бизнеса решается на уровне законодательной власти всех стран, но общий принцип заключается в выборе категория оценки и установке ограничений на выбранный признак. Выделяют количественный, качественный и комбинированный подходы к определением малого и среднего бизнеса. Основываясь на количественном подходе, чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. Основное достоинство количественных определений – удобство их использования. Основными недостатками являются их абсолютность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения, и трудность их использования для сравнительного анализа. Качественные варианты определений предусматривают использования качественных критериев. Часто используют дополнение качественного определения некоторыми количественными показателями. Делаются также попытки определить размер «малого», «среднего» и «крупного» предприятий через рассмотрение «эффектов» или последствий влияние размера их =характер деятельности фирм. К преимуществам качественного подхода можно отнести достижение некоторой степени его теоретического обоснования и учет широкого спектра «интуитивно» присущих разным предприятиям качественных критериев, таких как «система менеджмента», «система контроля производительности», «система мотивации производительности» и т.д. Основными недостатками этого подхода являются сложность практического его применения ,обусловленная, в частности, трудностью доступа к внутрифирменной информации ,а также достаточно широкий спектр самих критериев.  

                                       1.3 Условия малого бизнеса.

     В нашей стране понятие малого бизнеса определяется Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».[1] В соответствии с этим законом, для того, чтобы предприятие считалось малым, должны одновременно выполняться четыре условия.

      Это должна быть коммерческая  организация (иными словами, некоммерческие организации не могут считаться малыми предприятиями).

В уставном капитале организации доля , принадлежащая  одному или 

нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства, не должна превышать 25%. Средняя численность работников за отчетный период не должна превышать , следующих предельных уровней: в промышленности –Средняя численность работников за отчетный период не должна превышать , следующих предельных уровней: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно – технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

      Что касается многопрофильных малых предприятий, то в соответствии с Федеральным законом от14 июня 1958 года №88-ФЗ «О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации»  малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности(многопрофильные) , относятся к таковым по критериям того вида деятельности , доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Предприятие самостоятельно определяет , какой из показателей должен применяться – объем оборота ( объем реализации продукции, товарооборот и т.п.) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель, должен быть неизменным , в течение отчетного года (п.1.6 Инструкции ГНС РФ от 10.08.95 №37 «О порядке исчисления   и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и

организаций.        

                
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                 

                  2.Малый бизнес в России на современном этапе: проблемы   становления и развития малого бизнеса. 

                                    2.1 Отрасли малого бизнеса.

    Для экономики в целом деятельность малых предприятий оказывается важным фактором повышение ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса Специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Создание и развитие малого бизнеса  должно стать основной задачей общества, чтобы обеспечить переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Для начала следует определить те отрасли и сферы экономики , в которой предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых , эта вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, это торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность,[9]

Информация о работе Проблемы малого бизнеса в России