Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:45, курсовая работа
Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение Рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т.е решает многие экономические, социальные и другие проблемы.
Введение………………………………………………...........................3
1. Специфика малых предприятий и их роль экономике ………………5
1.1 Функции малых предприятий……………………………………....5
1.2 Категории малого бизнеса…………………………………………..6
1.3 Условия малого бизнеса………………………………………….…7
2.Малые предприятия в России на современном этапе : проблемы становления и развития малого бизнеса………………………………...9
2.1 Отрасли малого бизнеса…………………………………………....9
2.2 Проблемы малого бизнеса…………………………………….......10
3.Основные направления мер по решению проблем малых
предприятий в России……………………………………………………19
3.1Государственное решение задач в проблемах малого бизнеса…..19
3.2 Финансовое решение задач в проблемах малого бизнеса………..21
4.Заключение…………………………………………………………..…22
5.Список литературы……………………………………………
направляемых на кредитование субъектов малого предпринимательства. Но здесь возникает проблема принципиально иного типа. При том, что многие кредитные институты постепенно приходят к заключению о выгодности предоставления финансово-кредитных ресурсов предприятиям малого бизнеса, и готовы осуществлять такое кредитование, сами российские предприниматели не настроены обращаться за поддержкой к негосударственным кредитным учреждениям. Это связано с высокими процентами обеспечения займов, значительную документную базу доступа к кредитным ресурсам и проблемы обеспечения кредитов. Как правило предприниматели предпочитают не рисковать личным имуществом, используя его как гарантии по кредитным обязательствам.
В свою очередь те субъекты малого бизнеса, которые в состоянии предоставить гарантии по получаемым средствам, недовольны суммами кредита, находя их недостаточными и несоответствующими столь строгим условиям выдачи. По некоторым данным, малое предприятие может заработать в среднем от 5 до 15 % годовых в валюте, в то время как ставки по кредитам не опускаются ниже 14 %.1 Плюс к этому сроки кредитов российских банков невелики, и предприятия не успевает использовать эти средства оптимальным образом, в современных условиях окупаемость кредита составляет 3-4 года. Еще одна чисто
российская
проблема сферы кредитования
малого бизнеса –
отсутствие достоверной информации о
финансовых показателях работы предприятия.
Как уже отмечалось выше, пробелы
нормативно-правового регулирования
налогового законодательства
провоцируют массовый
уход субъектов
малого предпринимательства в сектор
теневой экономики, заставляет
их занижать реальные показатели своей
работы. Банки, особенно иностранные,
при выдаче кредитов руководствуются
главным образом именно показателями
постоянной стабильности оборота,
и эти показатели необходимо
демонстрировать, что могут сделать
далеко не все малые предприятия. Как следствие
– отказ банка в выдаче займов.
3. Основные
направления мер по
решению проблем малых
предприятий
в России.
3.1 Государственное решение задач в проблемах малого бизнеса.
После формулировки, рассмотрения и анализа проблем малых предприятий в современных российских условиях представляется целесообразным рассмотреть способы их решения, пути улучшения сложившейся ситуации. Необходимо обозначить дальнейшие приоритеты государственной политики в отношении малого предпринимательства, определить список безотлагательных решений, направленных на решение рассмотренных выше проблем.
В области проблем, связанных с взаимоотношениями субъектов малого предпринимательства и государственной власти, логичным и эффективным решением выглядит формирование и дальнейшее развитие в России системы общественных объединений. Предпринимательские объединения, союзы, ассоциации и другие виды сообществ малых предприятий должны выполнят функцию заполнения пустот, существующих в настоящий момент между всеми уровнями государственной власти и представителями малого бизнеса. Нередко необдуманность решений государства, касающихся малых предприятий и необдуманность решений государства, касающихся малых предприятий и такого рода меры предпринимаются без предварительной консультации с
предпринимательскими сообществами.[10] Игнорирование информации от самих участников малого предпринимательства подчас приводит к тому, что принятые решения наносят ущерб мелким хозяйственным единицам. Создаваемые общественные организации должны воздействовать на государство для получения гарантий стабильности предпринимательской деятельности в России. Эти институты призваны лоббировать интересы мелких фирм, добиваясь своевременного принятия соответствующих нормативно правовых актов. В области системы государственной поддержки малых предприятий приоритетными направлениями должны стать следующие задачи. Во-первых, совершенствовании, нормативно-правовых актов. Правовая основа должна быть научно обоснованной и проверенной на практике. Необходимо устранить прецеденты противоречия друг другу отдельных нормативно-правовых актов. В свою очередь эти законодательные акты должны не только декларировать, но и реально гарантировать выполнение поставленных целей и задач политик государственной поддержки сектора малого предпринимательства, должны быть четко определены функции, права и ответственность всех элементов экономической системы. [4]
Во-вторых, необходимо рациональное сочетание всех существующих мер поддержки малого предпринимательства, как прямых, так и косвенных. В-третьих, необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства. Эти программы должны реализовываться в следующих направлениях:
1) формирование
инфраструктуры поддержки –
2) внесение
в установленном порядке
3) передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных разработок;
4) передача в собственность малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий;
5) обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости.
Другим направлением совершенствования государственной политики в отношении малого бизнеса должна стать борьба с негативной административной политикой. Необходимо пресечь неконтролируемую коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от злоупотреблений
должностных лиц, а также упростить систему регистрации малых предприятий, ослабить неоправданную нагрузку проверяющих инстанций.
3.2 Финансовое решение задач в проблемах малого бизнеса.
В области кредитно-финансового обеспечения следует принять целый ряд мер по исправлению негативной обстановки, сложившейся в этой сфере. Целесообразным выглядит принятие Центральным банком РФ нормативного документа, предусматривающего сокращение размера фонда обязательно
резервов на сумму кредитов, выданных малым предприятиям. Очень важно осуществлять меры, поощряющие коммерческое кредитование малого бизнеса.
Государству необходимо обеспечить финансовую реализацию уже существующих программ, целесообразно также расширить финансирование данного сектора экономики. Главным направлением политики, осуществляемой в этой сфере,
должно
стать задействовать наиболее актуальных
и современных источников, связанных
с лизингом, кредитной кооперацией,
а также налаживание непосредственного
кредитование малых предприятий зарубежными
экономическими структурами. В дополнение
к этому необходимо следить за соблюдением
нормы госзаказов, размещаемых на предприятиях
малого бизнеса.
После относительно детального анализа выбранной темы необходимо подвести краткий итог, завершающий данную работу. В ходе выполнения работы были выполнены все поставленные цели, сформулированные в части введения.
Рассмотрена роль малых предприятий в современной экономике, определены положительные функции, выполняемые данным сегментом экономической системы общества, обоснована необходимость совершенствования функционирования
системы малых предприятий в России. Сформулированы и проанализированы те специфические проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса в современных российских условиях. Подробное исследование факторов затрудняющих развитие малого предпринимательства в нашей стране, выявило
ряд проблем, для разрешения которых необходимо безотлагательно принять соответственные меры. В результате проведенного анализа деятельности малых предприятий на территории России можно обозначить следующие первостепенны по важности проблемы их существования и деятельности: отсутствие стабильной правовой базы и условий для цивилизованной конкуренции; фискальный характер налоговой политики; неоправданное административное время; трудности ресурсного и финансового обеспечения.
Развитие различных форм малого бизнеса, количественный и качественный их рост, позволяют надеяться, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования будет развиваться и в нашей стране.. Тем более, что малый и средний бизнес не всегда используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малый бизнес может явиться тем локомотивом, который приведет к оздоровлению экономики в целом. Но для этого необходима государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого бизнеса в нашей стране.
Главный вывод, который необходимо сделать в данной работе – это тот факт, что основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малы бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Самая главная проблема российских малых предприятий – это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации , складывающейся вокруг субъектов малого бизнеса. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров, которые ею ранее были созданы. Именно государственные органы должны без промедления начать действовать по направлениям, охарактеризованным в заключительной главе работы.
Главенствующее место в процессе работы мелких предприятий занимает фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих
функций выполняются должным образом. Однако пути выхода из сложившейся ситуации есть, и о них говорилось в данной работе. Приоритетными направлениями исправления создавшейся ситуации должны стать:
формирование политики государства в области развития и регулирования малого предпринимательства, устранение текущих недостатков;
разработка и реализация совместно федеральными министерствами и
ведомствами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральной программы развития малого предпринимательства; активизация органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию малого бизнеса, в том числе и органов местного самоуправления по развитию малого бизнеса, в том числе и в рамках соответствующих межрегиональных, региональных и муниципальных
программ; безотлагательное принятие мер по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в создании и развитии малых предприятий; обеспечение формирования системы инфраструктуры функционирования и развития малого предпринимательства, оказание ему консультативной, информационной и финансовой поддержки; совершенствование системы подготовки кадров для малого предпринимательства, а также специалистов для органов власти всех уровней, занятых регулированием малого предпринимательства; принятие мер по совершенствованию налогообложения, а также механизма финансово-кредитного регулирования субъектов малого бизнеса;
защита законных прав и интересов предпринимателей, учет и обобщение мнений малых форм предпринимательства.
Если не медлить более с претворением
в жизнь вышеупомянутых мер, то
сегмент малых предприятий сможет заработать
в полную силу и стать неким подобием
локомотива, способного поднять
уровень российской экономики в целом
на качественно новый уровень.