Проблемы малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение Рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т.е решает многие экономические, социальные и другие проблемы.

Оглавление

Введение………………………………………………...........................3
1. Специфика малых предприятий и их роль экономике ………………5
1.1 Функции малых предприятий……………………………………....5
1.2 Категории малого бизнеса…………………………………………..6
1.3 Условия малого бизнеса………………………………………….…7
2.Малые предприятия в России на современном этапе : проблемы становления и развития малого бизнеса………………………………...9
2.1 Отрасли малого бизнеса…………………………………………....9
2.2 Проблемы малого бизнеса…………………………………….......10
3.Основные направления мер по решению проблем малых
предприятий в России……………………………………………………19
3.1Государственное решение задач в проблемах малого бизнеса…..19
3.2 Финансовое решение задач в проблемах малого бизнеса………..21
4.Заключение…………………………………………………………..…22
5.Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа по эконом. теории.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

      Поэтому одним из решающих  условий для проведения экономических  реформ в России, чтобы вывести  страну из кризиса , обеспечить  ослабление монополизма, добиться  эффективного функционирования  производства и сферы услуг, является развитие малого бизнеса. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной экономики,  заполнять образующие ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирование среднего класса, то есть расширяет среднюю базу проводимых реформ.

    Несмотря на увеличение общего числа малых предприятий в стране,  темпы роста их количества замедлены. Малые бизнес в России  поставлен в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за  рамками законодательства,  либо ведут к разорению и банкротству.

                                       

                          2.2.   Проблемы  малого бизнеса.

 К  главным проблемам  российского   малого  бизнеса  относятся,  во-первых, трудности    нормативно-правового    характера,     т.е.     непродуманность трудности    нормативно-правового    характера,     т.е.     непродуманность государственной политики  в отношении малых предприятий,  неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки малых фирм, воздвигнутые  административные  барьеры и  т.д. ,  во-вторых,  проблема финансово-кредитного обеспечения.

      Что касается финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей, с первоначальным накоплением

капитала  приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы .

Все это  приводит к тому, что только зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в состоянии приступить к реальному производству продукции. Как показывает опыт зарубежных стран, непременным условием успеха малого бизнеса является положение о том. что малые предприятия и малое предпринимательство нуждается во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Весьма  остро стоит проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены льготы. Это могут льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развитии экономики. Неоправданно  высокое налогообложение приводит к сокращению доли малых предприятий. Общее направление совершенствования налоговой системы –усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Необходимо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия.

Совершенно  очевидна необходимость дифференцированного  налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей. К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении малого бизнеса в качестве особого сектора экономики России. Однако не существует действующей системы стимулирования  образования малых предприятий, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана программа развития малых предприятий.

      В РФ необходимо провести комплекс первоочередных мер по развитию малого бизнеса, который должен осуществляться в следующих направлениях: 
 

-         нормативно-правовое;

-         финансово-кредитное;

-         информационно-техническое;

-         организационное;

-         внешнеэкономическая деятельность.

      В государственной программе должны быть также отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые бы обеспечивали создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

В программе  необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного предпринимательства, информационной, консультационной деятельности, а также создание комплексной государственно- общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально

активных  слоев населения.

     Для реализации данных программ необходимо, чтобы были привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько  возможности частного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит. Другая  серьезная  проблема  законодательной  сферы   –   неэффективность российской системы налогообложения, ведущая к чрезмерно  завышенным  налогам в отношении малого бизнеса и как следствие – создание стимула  для  развития теневого сектора экономики. По некоторым данным в настоящее время  в  России не регистрируются  до  половины  малых  фирм,  реальная  занятость  в  малом бизнесе выше официальной примерно на 70 %, реальный  фонд  заработной  платы превышает официальные показатели на 90%, а оборот занижается  в  среднем  на 70  %.  В результате  таких неправомерных   действий   малые   предприятия недоплачивают в бюджеты различных уровней  примерно  в  2  раза  больше  тех сумм,  которые  они  туда   перечисляют.   Помимо   общей   непродуманности налогового  кодекса  в  отношении  малого   бизнеса,   необходимо   отметить непрофессиональное применение на местах единого налога на  вмененный  доход. Введение новой системы налогообложение, учета  и  отчетности  для субъектов

малого  предпринимательства,  предусмотренное  Федеральным  законом  от   29 декабря 1995 г. №22-ФЗ, должно было максимально упростить взаимоотношения малого бизнеса с бюджетом. Однако в настоящее время ее применяют лишь около 3 процента потенциальных  пользователей. [3] Переходу  на  упрощенную  систему помешал ряд недоработок в ней, допущенных  создателями.  Во-первых,  законом не сохранено право субъектов малого предпринимательства  выделять  налог  на добавленную стоимость в счетах на поставленную  покупателям продукцию.  Это негативно сказалось на всей программе в целом, так  как,  с  одной  стороны, «входной»  налог  увеличивает  себестоимость,  а  с  другой  -    покупатели продукции малых предприятий не имеют возможности засчитывать свой  «входной» НДС при уплате налога. Во-вторых, законом был установлен новый единый  налог с совокупного дохода, т.е. валовой выручки. Это  привело  к  тому,  что  при переходе   на   упрощенную   систему   налогообложения    субъекты    малого предпринимательства утрачивают положенные им льготы по  налогу  на  прибыль. Как следствие – малым предприятиям выгоднее первые четыре года  использовать общепринятую систему налогообложения, а не упрощенную. В-третьих,  в  законе содержится ряд спорных  положений.  Например,  это  относится  к  вопросу  о составе  затрат,  относимых  на  уменьшение  налогооблагаемого   совокупного дохода, и также о механизме перехода на упрощенную  систему  налогообложения и обратного перехода на общеустановленную и ряда  других  проблем.  Наконец, после  введения  в  действие  второй  части  налогового  кодекса  Российской Федерации возникла  ситуация,  при  которой  субъекты  малого  бизнеса  были поделены  на  две  группы  с  разными   правами.   Организации   по-прежнему освобождаются  от  налога  на  добавленную   стоимость,   а   индивидуальные предприниматели, которые  раньше  НДС  не  платили,  теперь  привлекаться к уплате этого налога. Это  приводит  к  дискриминации  налогоплательщиков по признаку организационно-правовой формы.

      Единый налог, речь о котором идет в Федеральном законе от 31 июля 1 998 г. №148-ФЗ  «О  едином  налоге  на  временный  доход  для  определенных   видов деятельности», был введен с целью охватить этим налогом  малые  предприятия, функционирующие  в  таких  сферах,  как  розничная  торговля,   общественное питание, бытовое и транспортное обслуживание, то  есть  там,  где  налоговый контроль значительно затруднен.[2] Закон оправдал возложенные на  него  надежды в отношении индивидуальных малых предприятий, ранее уклонявшихся  от  уплаты подоходного  налога.  Применение  единого  налога  увеличило  доходную  базу бюджетов регионов. Однако закон не лишен  отдельных  недоработок  и  спорных моментов.  Например,  недостаточно   проработан  вопрос  о  порядке  ведения раздельного учета  результатов  хозяйственной  деятельности  многопрофильных организаций,  осуществляющих  не  только  деятельность, предусмотренную   в законе о едином налоге, но и функционирующие в других сферах экономики.  Это влечет за собой двойственной  налогообложение  их  имущества,  фонда  оплаты труда и доходов. Помимо  этого , в законе  не  установлены четкие  критерии отдельных  видов  предпринимательской  деятельности,  для  которых  возможно применять единый налог. Это приводит к  постоянным  разногласиям  по  поводу вопроса,  относится  ли  деятельность  по   продаже   товаров   определенным категориям покупателей к розничной торговле, переводимой на  уплату  единого налога,  или  к  оптовой  торговле,  для  которой  налог   не   может   быть использован. К тому же нет четкого определения по поводу начисления  налога с  продаж,  страховых  взносов  по  страхованию  от  несчастных  случаев  на производстве и платежей за  сверхнормативные  выбросы  загрязняющих  веществ плательщикам единого налога на вмененный доход.

      В настоящее время  малые  предприятия,  занимающиеся  выпуском  отдельных видов товаров в первые четыре года  с  момента  государственной  регистрации полностью  или  частично  освобождаются  от  уплаты   налога   на   прибыль.

Предприятия малого бизнеса  также  имеют  право  на  ускоренную  амортизацию основных средств по удвоенным нормам, а в первый  год  своего  существования им предоставляется право списывать на себестоимость выпускаемых товаров  или услуг до половины стоимости приобретенных основных  средств,  что  уменьшает

налогооблагаемую  прибыль. Однако этих мер недостаточно, кроме  того,  многие существующие законодательные акты, предоставляющие  налоговые  льготы  малым предприятиям не до конца проработаны и имеют множество слабых мест. По  этой

причине даже  некоторые  официальные  лица  называют  действующий  налоговый кодекс «враждебным» по отношению к предпринимательству.  Государство также не  принимает   никаких   мер   по   стимулированию   коммерческих   банков, осуществляющих кредитование, или страховых компаний, страхующих имущество  и гражданскую ответственность малых предприятий.

     Еще одна проблема российских малых предприятий,  возникающая  со  стороны государства  –  неоправданные  административные   барьеры.   Они   создаются государственными  ведомствами  в  сфере  регулирования   предпринимательской деятельности,   лицензирования   и   сертификации.   Усугубляет    положение избыточный контроль со стороны многочисленных  государственных  органов.  В настоящий  момент  для  создания  собственного  дела  необходимо   по получение огромного количества различных регистрационных  документов, к этому  процессу подключено   множество   инстанций.   В купе   с    проблемой    сомнительной добропорядочности  многих  чиновников  этот  процесс  превращается  в очень серьезное препятствие для развития  малого  предприятия.  Коррумпированность государственных  структур  ставит  под  угрозу  одно  из  важнейших   правил эффективной рыночной экономики – равноправие всех  хозяйствующих  субъектов. Малому бизнесу сейчас  необходима  защита  от  административного  произвола.

Огромное  число  проверок  и  проверяющих  инстанций  отнимают  массу  сил  и времени у предпринимателей,  снижая  эффективность  функционирования.  Кроме того,  в  существующих  условиях   такой   чрезмерный   контроль   полностью утрачивает свое прямое назначение, а также функцию помощи  субъектам  малого

предпринимательства.

      В сфере обеспечения малых предприятий финансовыми  ресурсами  без  помощи бюджета государства также имеется целый ряд проблемных моментов. В  условиях российской экономики  мелким  фирмам  постоянно  приходится  сталкиваться  с проблемой недостатка кредитно-финансовых  ресурсов,  и  это  обусловлено  не

только  слабой политикой государства в  этом  направлении.  Помимо  бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна  помощь  со  стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков.  В настоящее  время  процесс  кредитования  малого  бизнеса  негосударственными структурами  развит  чрезвычайно   слабо.   Банковский   сектор   российской  экономики занят крупными проектами и  не  уделяет  должного  внимания  малым хозяйственным единицам. Несмотря на то,  что  у  российских  банков  имеются необходимые  финансовые  ресурсы,  а  ставка  рефинансирования  в последний период была снижена, банкиры предпочитают иметь дело с крупными клиентами  и требуют очень серьезные гарантии возвращения  денег.  Впрочем,  несмотря  на всю значительность риска, связанного с кредитным обеспечением  сферы  малого предпринимательства, банки осознают  всю  значимость  данной  клиентуры.  Не последнюю роль в том, что банки медленно,  но,  тем не  менее,  развивают сотрудничество с малыми предприятиями, играет высокая возвратность  средств,

Информация о работе Проблемы малого бизнеса в России