Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:51, реферат
Современные условия глобализации, либерализация хозяйственной деятельности и активное развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятий малого бизнеса. Законодательство Российской федерации относит к малому бизнесу, во-первых, частных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, во-вторых, фирмы с числом работников до 100 человек. Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Кафедра экономической теории
Реферат на тему
«Проблемы формирование малого бизнеса в России»
Выполнила : Сотникова В.А. Группа АТ-09-1 Проверил : Колпаков П.А. |
Москва – 2012 г.
Оглавление
Современные условия глобализации, либерализация хозяйственной деятельности и активное развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятий малого бизнеса. Законодательство Российской федерации относит к малому бизнесу, во-первых, частных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, во-вторых, фирмы с числом работников до 100 человек. Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Малый бизнес играет большую роль в национальной экономике. Он во многом определяет темпы экономического роста, количество и качество выпускаемого валового продукта, состояние занятости населения. Значимость малого бизнеса в экономике проявляется в следующем:
Во-первых, предприятия малого бизнеса вносят значительный вклад в экономику страны. Доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, а в Китае — более 60%, тогда как в России этот показатель не превышает 12%. Доля занятого населения в предприятиях малого бизнеса в странах Европейского союза – более 80 %.
Во-вторых, малый бизнес способствует формированию конкурентной среды для крупных предприятий. Существование региональных и местных рынков, огранивает монополии и толкает производителей на создание конкурентоспособного товара за счет снижения цен, улучшения качества, диверсификациии производимой продукции.Что,несомненно, положительно сказывается на потребителях.
В-третьих, происходит ускорение
научно-технической революции
Таким образом, предприятий малого бизнеса выполняют две главные роли в национальной экономике: мобилизация сырьевых, людских и финансовых ресурсов и обеспечение роста налоговых поступлений в казну государства. Это означает, что чем прибыльнее предприятия, тем больше средств у государства будет на социальные нужды, в том числе на здравоохранение, образование и культуру.
Малый бизнес как один из главных составляющих экономики страны и ее стабильности, не является эффективным в России из-за ряда причин.
В первую очередь, это незначительный экономический вес предприятий малого бизнеса. Доля занятых граждан в малом бизнесе в общем количестве работающего населения России пока что остается незначительной – в 2007 году она составила 18,6%, при этом вклад малых предприятий в ВВП страны не превышает 17%, а доля инновационных предприятий – совсем небольшая, не более 1%.
По мнению главы Министерства экономического развития РФ, в интересах развития экономики, нужно увеличить количество предприятий малого бизнеса хотя бы в 4 раза. Такое увеличение способствовало бы подъему национального производства и уменьшению зависимости страны от импорта.
Вторым важным моментом является факт того, что большая доля предприятий малого бизнеса ориентирована на торговлю, а не промышленное производство.Что, естественно, не способствует росту валового национального продукта.
Итоги обследования российских предприятий Федеральной службой государственной статистики РФ показали, что в розничной торговле компании, относящимися к малому бизнесу, обеспечивают 26% общероссийского оборота, в оптовой торговле — 51%, в подрядных строительных работах — 28%. В общем объеме промышленного производства доля малого бизнеса — всего 4%. Однако в отдельных отраслях этот показатель существенно выше. В полиграфической промышленности он составляет около 26%, в лесной и деревообрабатывающей — 11%, в пищевой — 8%.
Рассматривая структуру
половины от всего
малого бизнеса ориентиро-
ваны на торговлю.
Владельцы предприятий малого бизнеса также сталкиваются с целым рядом проблем, мешающих развитию бизнеса.
Одна из них - это несовершенство нормативно-правовой базы, и как следствие,«бумажная волокита», связанная как с регистрацией нового
предприятия, так и с предоставление отчетности. Многочисленные проверки и проблемы согласования со всеми государственными инстанциями требуют от предпринимателей большого количества средств и времени. В итоге получаемый продукт по себестоимости получается «золотым». Для сравнения, если в 2006 году «непроизводственные издержки» бизнесменов составляли 8,8% среди прочих расходов, то теперь — 9,6%, причем 70% от этой суммы — взятки [2]. Давно актуальна проблема необходимости разработки нового базового закона о поддержке малого предпринимательства, требуется совершенствования и налоговое законодательство. Налоговая система должна быть прозрачной, обеспечивая не только ее упрощение, но и стимулирование роста промышленного производства. На региональном уровне внесен ряд поправок в действующие законы о едином налоге на врененный доход и
об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства
Основной причиной медленного роста малого бизнеса остается чрезмерный «административный прессинг». Уже на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований, большинство из которых в федеральном законодательстве отсутствует. На местах это воплощается в приказы и в дополнительные поборы. Поэтому сейчас вопрос о возможности начать новое дело за считанные дни, является одни из приоритетных направлений развития малого предпринимательства в России.
Второй важной проблемой является ограниченный сбыт продукции ввиду существования в России низкого платежеспособного спроса населения. Практически все производства отечественных предприятий являются узконаправленными, спрос на продукцию невысок, а конкуренция со стороны импорта с каждым годом становится все более жесткой.
Третьим моментом, мешающим развитию малого бизнеса, является низкая квалификация управляющего персонала и самих работников предприятия.
Четвертая проблема - это сложность получения информации о деловой среде. Чаще всего, получить информацию о потенциальном конкуренте или деловом партнере, очень тяжело или зачастую невозможно. В России не существует специальных изданий, которые бы ежегодно или ежеквартально публиковали бухгалтерскую отчетность именно предприятий малого и среднего бизнеса.
Пятой, одной из самых важнейших, является проблема недостатка финансирования. Ее можно рассматривать с нескольких сторон. Во-первых, большинство предприятий работает с устаревшим оборудованием, срок полезного использования которого давно истек, а как следствие - качество производимого продукта является низким и не соответствует мировым стандартам производства. Для обновления основных средств и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, нужны большие финансовые возможности, которых у предприятий малого бизнеса чаще всего нет. Во-вторых, для поиска новых рынков сбыта предприятиям также необходимы средства на исследования рынка, проведение маркетинговых исследований и рекламу.
Развитие малого бизнеса зависит от поддержки, оказываемой государством. Малый бизнес объективно занимает более слабую позицию на рынке по сравнению с крупным и средним. В последнее время в России проводится работа по разработке и реализации системного подхода к государственной поддержке малого предпринимательства. Разрабатываются пограммы государственной поддержки малого предпринимательства, основной целью которых является существенное улучшение экономических и нормативно-правовых условий для обеспечения устойчивых темпов развития малого бизнеса. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», 30 января 2009 года был подписан приказ «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства».
В современных условиях мирового финансового кризиса малый бизнес находиться в особенно тяжелом состоянии. Крупный бизнес как лидер российской экономики может рассчитывать на финансовую поддержку государства, в то время как небольшим компаниям приходится крайне тяжело. Многие из них поставлены на грань выживания. Одна из причин – отсутствие источников финансирования, так необходимых для пополнения оборотных средств, для покупки сырья и оборудования, для выплат заработной платы персоналу.
Ситуация кризиса для малых предприятий усугубляется еще и отказами банков в выдаче кредитов. По оценкам экспертов Ассоциации российских банков, доля кредитов малому бизнесу в России непозволительно мала: не более 2% от ВВП. В США данный показатель составляет 20%, в среднем по странам ЕС – 30%, в Японии – до 40%. Если кредиты и выдаются, то под очень высокие проценты. В большинстве стран правительство снижает ставку рефинансирования до 1 - 2%. В России ставка рефинансирования сейчас уже 13%. Банки дают кредиты под 20 - 25%, а некоторые объявляют запретительные ставки в 30%. Займы даются на очень короткие сроки, иногда на несколько месяцев, а производитель за это время не в состоянии получить прибыль. Многие банки начали пересматривать условия по ранее заключенным договорам и повышать процентную ставку либо требуют новый залог [3].
Чтобы справиться с такими трудностями, прежде всего, необходима помощь государства. В начале 2009 года было принято ряд мер, направленных на поддержку именно малого бизнеса [4]:
во-первых, суммарная финансовая поддержка Правительства РФ в 2009 превысила 40 миллиардов рублей;
во-вторых, рассматривается возможность «налоговых каникул». Предприятия малого и среднего бизнеса, выбравшие упрощенную систему налогообложения по принципу «доходы минус расходы», платят в казну налог по ставке 15% с разницы
в-третьих, правительство РФ намерено передать часть федерального имущества в специальные региональные фонды, которые, в свою очередь, будут предоставлять его в аренду малому бизнесу на льготных условиях. Кроме того, правительство направит на пополнение региональных гарантийных фондов 15 млрд. рублей;
в-четвертых, широкое распространение получают технико-внедренческие зоны, замечательные тем, что уже оформлена земля, есть инфраструктура, нет барьеров. Существует большое количество конкурсных программ и предпринимательских проектов для малого бизнеса главная цель которых – поставить на ноги и поддержать развитие предприятия малого бизнеса. Однако, на практике, они не дают ожидаемого результата. Сложность выполнения условий конкурса и узконаправленность делает практически бесполезными данные проекты.
в-пятых, в планах произвести в ближайшее время увеличение порога расчета упрощенной системы налогообложения для малых предприятий с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей оборота в год. Этот шаг даст дать возможность использовать режим „упрощенки” предприятиям с доходами до 60 млн. рублей, но без последующей индексации. Исходя из этого, исчезнут сдерживающие факторы для развития бизнеса. Малый бизнес сталкивается с проблемой развиваться и большую часть прибыли выплачивать государству в виде налогов или стоять на месте. Однако, «упрощенка» не компенсирует увеличение страховых взносов. С учетом того, что налоговые органы будут требовать начислять своим сотрудникам зарплаты в три-четыре раза больше минимальных, налогообложение на фонд оплаты труда может быть очень высоким, что отразится на затратах на производство и себестоимости продукции. Что опять же, не в пользу малого бизнеса.
Данное решение, о повышении порога расчета, послужило частичной компенсацией издержек бизнеса, связанных с переходом с 2010 года от единого социального налога на систему страховых взносов, зачисляющихся в государственные внебюджетные фонды. По подсчетам специалистов Минфина, в результате повышения планки доходов бюджет лишится около 100 млрд. рублей. Еще одна потенциальная угроза – это дробление бизнеса, к которому компании могут прибегать, чтобы вписаться в новый порог упрощенного налогообложения [7];
в-шестых, помимо описанных мер, правительство будет пристально следить за банками, получающими госсредства, с тем, чтобы они направляли их на кредитование малого бизнеса. Но здесь также имеется неразрешенный вопрос: для банков крайне невыгодно получать подобные госсредства, так как это требует постоянной отчетности о своих действиях по выдаче кредитов малому бизнесу, а следовательно, привлечения самих предпринимателей для получения кредитов. Но для банков это представляется невозможным, потому что малые предприниматели не соглашаются кредитоваться под большие процентные ставки, которые, к примеру, в Томской области, колеблются от 27 до 35 % годовых.
в-седьмых, среди мер по поддержке малого бизнеса также отмена кассовых аппаратов для предпринимателей, которые уплачивают единый налог на вмененный доход, упрощение участия в аукционах по госзаказу, введение упрощенной процедуры и льготных тарифов на подключение к электросетям. Отмена кассовых аппаратов и, соответственно, отмена чеков, приведет к проблеме защиты прав потребителей и неконтролируемому использованию денежных средств предприятия.
С другой стороны, отмена кассовых аппаратов приведет к сокращению расходов на их содержание, которые составляли около 100 млн. долларов в год. Теперь эти деньги будут пущены в оборот компаний. В то же время, с тарифами на электроэнергию все сложнее. Льготные тарифы на подключение к электросетям включают в себя дополнительную оплату так называемого «входного билета», то есть возможности получения одобрения на подключение. Например, для того чтобы открыть небольшую пекарню и получить 50 киловатт мощности, надо заплатить 50 тыс. евро. Между тем именно диктат естественных монополий, как показывает опыт многих предпринимателей, – самая главная угроза для людей, решившихся начать собственное дело.
Информация о работе Проблемы формирование малого бизнеса в России