Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:42, реферат
Цель данной курсовой – попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.
Введение 3 стр.
Понятие и критерии малого бизнеса 4-5 стр.
Роль малого бизнеса в экономике 6-7 стр.
Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России. 8-9 стр.
Проблемы становления малого бизнеса в России. 10-14 стр.
Меры поддержки малого бизнеса. 15-17 стр.
Условия и факторы развития малого бизнеса 18-19 стр.
Преимущества и недостатки малого бизнеса. 20-21 стр.
Заключение 22-23 стр.
Список использованной литературы 24 стр.
Малый бизнес в России
Содержание.Введение 3 стр.
Понятие и критерии малого бизнеса 4-5 стр.
Роль малого бизнеса в экономике 6-7 стр.
Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России. 8-9 стр.
Проблемы становления малого бизнеса в России. 10-14 стр.
Меры поддержки малого бизнеса. 15-17 стр.
Условия и факторы развития малого бизнеса 18-19 стр.
Преимущества и недостатки малого бизнеса. 20-21 стр.
Заключение 22-23 стр.
Список использованной литературы 24 стр.
Введение.
Как мы знаем, предприятие - это
обособленный хозяйствующий субъект,
использующий материальные и информационные
ресурсы для производства пользующейся
спросом продукции, выполнения работ
и оказания услуг. Но, прежде всего,
малое предприятие – это
Цель данной курсовой – попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.
1. Понятие и критерии малого бизнеса.
Малый бизнес в России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью.
На начало 1997 г. в России насчитывалось около 1 млн. малых предприятий, на которых работало более 8 млн. человек, а с учетом вторичной занятости общая численность работающих в малом бизнесе превышает 15 млн. человек.
Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.
Что же называют малым бизнесом?
Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаще всего используется следующее деление предприятий:
крупное - предприятие с численностью работающих до 500 человек;
среднее – от 100 до 500 человек;
малое – до 100 человек.
В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности ( в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приведены в таблице:
Численность работников малых предприятийОтрасль деятельности Предельный уровень численности работников, чел.
Промышленность 100
Строительство 100
Транспорт 100
Сельское хозяйство 60
Научно-техническая сфера 60
Оптовая торговля 50
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения 30
Остальные отрасли и другие виды деятельности 50
В соответствии с Законом
под субъектами малого предпринимательства
понимают также физические лица, занимающиеся
предпринимательской
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.
2. Роль малого бизнеса в экономике.
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние – поставщиками для больших.
Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
созданию новых рабочих мест;
внедрению новых товаров и услуг;
удовлетворению нужд крупных предприятий;
обеспечению специализированными товарами и услугами.
Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн человек.
Другая важнейшая сторона
деятельности малых предприятий
– это внедрение новых товаров
и услуг. Достижения малого бизнеса
в этой области затронули производство
безопасных бритв, электронных наручных
часов, вертолетов, нержавеющей стали,
копировальных аппаратов и
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза.
Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе.
Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.
Таким образом, малый бизнес
обеспечивает необходимую мобильность
в условиях рынка, создает глубокую
специализацию и разветвленную
кооперацию производства, без чего
немыслима его высокая
3. Роль и место малого
бизнеса в переходной
Малое предпринимательство не было решающей сферой экономической деятельности, но быстро выросло в конце 80-х – самом начале 90-х годов, потом начался период стагнации, в какие- то периоды наблюдалось даже сокращение. В настоящее время в экономике России одновременно функционируют средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на семейном труде.
По данным официальной статистики, в России сегодня зарегистрировано 890 тыс. малых предприятий, в которых работают почти 6, 5 млн. человек. Еще 3 млн. индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. Суммарный объем продукции малых предприятий России в 1999 году превысил 14 % от общего объема промышленного производства. Но если сравнивать с развитыми странами, то показатели России довольно-таки малы: там на тысячу человек населения приходится 40-60 малых предприятий, а у нас - всего 7. И доля малого бизнеса в промышленном производстве Запада достигает 50-60%, а вовсе не 14%, как в России.
Малый бизнес в развитых странах
– крупнейший производитель благ
и услуг, крупнейший работодатель, катализатор
научно – технического прогресса. В
мире от половины до двух третей всех изобретений
приходится на сферу малого бизнеса.
Однако приведенная статистика имеет
и обратную сторону. Ее показатели формально
свидетельствуют, что наши малые
предприятия дают национальной экономике
в процентном отношении вдвое
больше, чем «их» малый бизнес дает
Западу. Действительно, 7 российских предприятий
на тысячу населения обеспечивают 14%
промышленной продукции или 1 предприятие
на тысячу населения в данном случае
приходится всего 1% производства. Это
говорит о высокой
Немаловажен тот факт, что масштабы теневого бизнеса в этом сегменте рынка чрезвычайно велики. Не регистрируются до 70% выше официальных показателей, не менее чем на 90% занижаются данные о фондах заработной платы, а оборот своих фирм предприниматели занижают в среднем на 70%. При этом данные Госкомстата России, на теневую экономику приходится 23-25% от валового внутреннего продукта, а по оценкам МВД, эта доля достигает 40%.
Количество малых предприятий и распределение их по отраслям экономики
Предприятия 1.01.95г. 1.01.
Всего: 896,9 тыс. (100%) 877,3 тыс. (100%)
828 тыс.
(100%)
873,6 тыс.
(100%)
в том числе:
промышленные 127,2 тыс. (14,2%)
128,5 тыс.
(14,7%)
129,3 тыс.
(15,6%)
138,1 тыс.
(15,8%)
строительные
123,5 тыс.
(13,8%)
145,5 тыс.
(16,58%)
137,0 тыс.
(16,54%)
138,3 тыс.
(15,8%)
торговли и общепита
419,4 тыс.
(46,8%)
374,6 тыс.
(42,7%)
353,1 тыс.
(42,7%)
387,0 тыс.
(44,3%)
коммерческие
51,9 тыс.
(5,8%)
42,4 тыс.
(4,8%)
35,0 тыс.
(4,2%)
37,2 тыс.
(4,3%)
науки и научного обслуживания
51,7 тыс.
(5,8%)
48,8 тыс.
(5,6%)
46,0 тыс.
(5,6%)
37,6 тыс.
(4,3%)
других отраслей
123,2 тыс.
(13,7%)
137,5 тыс.
(15,7%)
127,6 тыс.
(15,4%)
135,4 тыс.
(15,5%)
4. Проблемы становления малого бизнеса в России.
Сдерживают развитие малого бизнеса ряд факторов.
Во-первых, это чисто технические проблемы, связанные с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием банковских счетов, сбором справок и другими административными барьерами.
Во-вторых, нормальное развитие малого бизнеса сдерживает слабая материально-техническая база: нехватка или недопустимость помещений, оборудования, современных технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки, достоверной информации, государственного участия в программах поддержки малого бизнеса.
В-третьих, серьезное влияние на малый бизнес оказывают финансовые проблемы, связанные с легализацией доходов и капитала, уклонением от уплаты налогов, ведением двойной бухгалтерии.
В-четвертых, это проблема
получения кредитов для развития
бизнеса и обслуживания оборота
капитала. Основную роль в финансовой
поддержке предпринимательства
призвана сыграть налоговая политика.
Система налогообложения должна
стимулировать повышение
Малое предпринимательство
в России не может сформироваться
и окрепнуть без всемерной
государственной поддержки. Как
правило, любая постановка проблем,
сопряженных с малым бизнесом,
выходит на состояние, тенденции
и задачи его государственной
поддержки. В этом не может быть ничего
удивительного или