Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение проблем развития предпринимательского потенциала в Российской Федерации.
Общей цели подчиняются следующие задачи:
изучение сущности малого предпринимательства и его функций;
анализ системы государственной поддержки малого предпринимательства;
анализ влияния малого бизнеса на развитие экономики в Российской Федерации;
поиск способов развития предпринимательского потенциала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ 5
1.1. Виды и формы предпринимательской деятельности 5
1.2. Экономическая и социальная роль малого предпринимательства 12
2. ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Анализ динамики развития малого бизнеса и влияние кризиса на сектор 16
2.2. Анализ развития малого бизнеса в региональном аспекте 26
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ 30
3.1. Финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса России 30
3.2. Антикризисные меры поддержки субъектов малого предпринимательства 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

Курсовой_МБ в России.docx

— 96.91 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ 5

1.1. Виды и формы предпринимательской деятельности 5

1.2. Экономическая и социальная роль малого предпринимательства 12

2. ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16

2.1. Анализ динамики развития малого бизнеса и влияние кризиса на сектор 16

2.2. Анализ развития малого бизнеса в региональном аспекте 26

3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ 30

3.1. Финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса России 30

3.2. Антикризисные меры поддержки субъектов малого предпринимательства 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Во всем цивилизованном мире малый бизнес переживает сегодня период расцвета. Это объективный  процесс, связанный с тем, что  крупное производство, сконцентрированное в мощных транснациональных корпорациях, уже способно производить достаточное  количество любых товаров и услуг  и его дальнейшее развитие ограничено емкостью потенциальных платежеспособных рынков. Для малого бизнеса, особенно занятого в сфере услуг, таких  пределов практически не существует.

Не случайно примерно три четверти создаваемых  новых рабочих мест в развитых странах приходится на малый бизнес. Он же дает основные приросты ВВП этих стран.

Аналогичную роль малый бизнес выполняет и  в государствах с трансформационными экономиками, позволяя, во-первых, снизить  остроту проблемы занятости для  высвобождаемых работников с предприятий, подвергнутых рыночной реструктуризации, и, во-вторых, дает источники существования  достаточно большому количеству людей.

В Российской Федерации в современный период особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности ресурсов. Малые кампании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, смягчая проблему нарастающей безработицы. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Все это подчеркивает актуальность выбранной мною темы.

Целью написания данной курсовой работы является изучение проблем развития предпринимательского потенциала в  Российской Федерации.

Общей цели подчиняются следующие  задачи:

  • изучение сущности малого предпринимательства и его функций;
  • анализ системы государственной поддержки малого предпринимательства;
  • анализ влияния малого бизнеса на развитие экономики в Российской Федерации;
  • поиск способов развития предпринимательского потенциала.

Объектом  проводимого в работе исследования является предпринимательство и  малый бизнес.

Предметом исследования является малый бизнес и предпринимательство в Российской Федерации.

Теоретическую и информационную основу данной курсовой работы составили нормативно-правовые акты, статистические материалы Государственного статистического комитета, труды  отечественных и зарубежных ученых в области малого бизнеса и  предпринимательства.

 

 

 

 

1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ

1.1. Виды и формы  предпринимательской деятельности

 

Термин  «малое предпринимательство» имеет  универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые  авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что  более правильно определение  «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что  иное, как синоним «малого предпринимательства».

Малое предпринимательство  — это совокупность независимых малых и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.1

В экономике  развитых стран одновременно функционируют  крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики  отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой  капиталоемкостью и значительными  объемами производства, и отрасли, для  которых не требуются предприятия  больших размеров, а напротив, именно малые оказываются для них  более предпочтительными.

Для современной  экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных с тенденцией к монопольным  структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

С одной  стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают  большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые  и определяют важнейшие технологические  сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий  особенно много в наукоемких видах  производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских  товаров и оказанием услуг.

Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ  по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным  фирмам; исключение лишних звеньев  управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного  и личного потребления.2

Развитие  мелкого и среднего производства создает благоприятные условия  для оздоровления экономики, поскольку  развивается конкурентная среда, создаются  дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется  потребительский сектор. Кроме того, развитие МП ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Вместе  с тем МП присущи: быстрая реакция  на требования рынка; высокий уровень  специализации; возможность мобилизации  ресурсов на перспективных направлениях.

Признаки  являющиеся общепризнанными при  качественной характеристике МП:

    1. Самостоятельность предприятия
    2. Способность к достижению индивидуальных, особых результатов
    3. Соединение предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице
    4. Личность предпринимателя накладывает существенный отпечаток на облик предприятия, в особенности его связи (nеt- work) оказывают решающее влияние на успех предприятия
    5. Слабо выражен формальный характер связей: преобладание личных контактов между сотрудниками, а также между сотрудниками и предпринимателем
    6. Преобладает тактическое мышление и стратегия кратко срочных решений и действий
    7. Деятельность ограничена - регионально или определенными размерами рынка.

Особенно  показательно слияние трех функций - предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице. Это объединение  трех единиц персонала - одна из самых  заметных характерных черт малых  и средних предприятий, обеспечивающая преимущества, которые при разделении этих функций утрачиваются.

Качественные  критерии обладают одним недостатком: их трудно измерить. Поэтому исследователи, юристы, статистики используют при  разграничении малых, средних и крупных предприятий количественные критерии, которые легче поддаются измерению.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной  деятельности относятся к субъектам  МП является численность персонала (занятых работников), размер уставного  капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым  предприятия относятся к субъектам  МП, превышает 50. Однако наиболее часто  применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых  на предприятии работников, ежегодный  оборот, полученный предприятием, как  правило, за год, и величина активов.

Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

В Евросоюзе с 2003 г. критерии отнесения к малому бизнесу следующие: численность работников - до 50 человек, годовой оборот - до 10 млн. евро, стоимость активов - до 10 млн. евро (выделяется также "микробизнес" - до 10 чел. и средний бизнес - до 250 чел.) В США единого критерия для малого бизнеса нет, но чаще всего к нему относят фирмы численностью до 500 чел., к которым по результатам 2000 г. относилось 99,4% фирм, где было занято 50,2% работающих страны. Тем не менее, на фирмах с численностью до 20 человек занято 18,1% наемных работников США, а в общей численности компаний США они составляют 88,9%.

Согласно методике Всемирного банка, к малым предприятиям (МП) относятся предприятия с численностью работников до 50 человек.

Критерии определения  субъектов малого бизнеса- их среднесписочная  численность- существенно различаются  по странам СНГ.

 

 

 

Таблица 1.

Критерии определения  субъектов малого бизнеса

Страна

Субъект

Азербайджан

Предприятие

Промышленность – 50, Транспорт-15, Строительство-25, Розничная торговля и сфера услуг -10

Армения

Юридическое лицо

Промышленность и строительство  – 200, Другие сферы производства- 50, Сфера науки и научного обслуживания – 50, Прочие - 25

Грузия 

Критерии отсутствуют

Казахстан

Физические лица без образования  юридического лица и юридические  лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью со среднегодовой  численностью работников не более 50 чел. и общей стоимостью активов не выше  60-тысячекратного расчетного показателя

Кыргызстан

Производственная сфера - максимальный объем оборота 500 тыс. сомов - 50

Непроизводственная сфера - максимальный объем оборота 500 тыс. сомов -15

Молдова

Предприятия

Мелкие 1-19

Малые 20-75

Россия

Предприятие

Промышленность, транспорт, строительство -100, Сельское хозяйство – 60, Сфера науки – 60, Система оптовой торговли – 50, Розничная торговля и бытовое обслуживание – 30, Другие отрасли производственной и непроизводственной сферы - 50

Таджикистан

Предприятия и  организации,  в уставном капитале которых отсутствует доля государства и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает:

в промышленности и строительстве - 50

в других сферах экономики- 15

Узбекистан 

Предприятие -300

Украина

Предприятие

Промышленность и строительство - 200

Другие отрасли производственной сферы- 50

Сфера науки - 100

Непроизводственная сфера - 25

Розничная торговля-15


 

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный  закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» (в ред. от 01.07.2011 г.) (далее также – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов3.

Согласно  нормам Федерального закона к субъектам  малого предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные  в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

- для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации4.

Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях  выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов  малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:

Информация о работе Малый бизнес в России