Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:54, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение проблем развития предпринимательского потенциала в Российской Федерации.
Общей цели подчиняются следующие задачи:
изучение сущности малого предпринимательства и его функций;
анализ системы государственной поддержки малого предпринимательства;
анализ влияния малого бизнеса на развитие экономики в Российской Федерации;
поиск способов развития предпринимательского потенциала.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ 5
1.1. Виды и формы предпринимательской деятельности 5
1.2. Экономическая и социальная роль малого предпринимательства 12
2. ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Анализ динамики развития малого бизнеса и влияние кризиса на сектор 16
2.2. Анализ развития малого бизнеса в региональном аспекте 26
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ 30
3.1. Финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса России 30
3.2. Антикризисные меры поддержки субъектов малого предпринимательства 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
С 1 января
2010 года также вступили в силу нормы
Федерального закона, определяющие, что
предельные значения выручки от реализации
товаров (работ, услуг) и балансовой
стоимости активов
Изменения
коснулись и порядка ведения
статистических наблюдений за деятельностью
малых предприятий: в соответствии
с Правилами проведения выборочных
статистических наблюдений за деятельностью
субъектов малого и среднего предпринимательства
(утверждены Постановлением Правительства
Российской Федерации от 16 февраля
2008 года № 79), статистические данные в
сфере малого предпринимательства
формируются без учета
Малый бизнес играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников- владельцев малых предприятий и из наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Развитие малого бизнеса
способствует постепенному созданию широкого
слоя мелких собственников (среднего класса),
самостоятельно обеспечивающих собственное
благосостояние и достойный уровень
жизни, являющихся гарантом политической
стабильности и демократического развития
общества. Занятие малым бизнесом
является не только источником средств
к существованию, но и способом раскрытия
внутреннего потенциала личности. Неизбежная
реструктуризация экономики вынуждает
все большее количество граждан
заниматься самостоятельной
Сектор малого предпринимательства в наибольшей степени способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в обществе.
Малые предприятия представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:
- высокая степень централизации и персонализации управления. Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;
- отсутствие системы
- высокая зависимость
от внешней среды: банков, крупных
предприятий, государственной
- дефицит финансовых ресурсов
- как собственных, так и заемных
Вместе с тем, малому бизнесу
присущи: быстрая реакция на требования
рынка; высокий уровень специализации;
возможность мобилизации
Зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса позволяет сформулировать следующие преимущества малого бизнеса:
- увеличение числа
- рост доли экономически
активного населения, что
- селекция наиболее энергичных,
дееспособных
- создание новых рабочих
мест с относительно низкими
капитальными затратами,
- трудоустройство работников,
высвобождаемых в госсекторе, а
также представителей
- подготовка кадров за
счет использования работников
с ограниченным формальным
- разработка и внедрение
технологических, технических
- косвенная стимулирование
эффективности производства
- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
- мобилизация материальных,
финансовых и природных
- снижение фондовооруженности
и капиталоемкости при выпуске
более трудоемкой продукции,
- улучшение взаимосвязи
между различными секторами
Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.
Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому бизнесу присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Таким образом, малый бизнес играет огромную роль в экономике любой страны с рыночной экономикой. Внутренне присущие малому бизнесу преимущества позволяют играть существенную роль в производстве товаров и услуг и эффективно решать социальные проблемы общества в сфере занятости и самореализации членов общества, обеспечивая высокий уровень благосостояния всего общества. Значение малого бизнеса для экономической и социальной жизни каждой отдельно взятой страны привело к тому, что государства вырабатывают и планомерно реализуют меры по развитию и поддержанию этого сектора экономики.
Официальная
статистика сектора малого предпринимательства
свидетельствует о
В настоящее время в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы в России осуществляют деятельность 5 605 883 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе:
При этом
следует учитывать, что, начиная
с 2008 года, принципы статистического
наблюдения за секторами малого и
среднего предпринимательства
* - с 2008 года - новая система статистического учета МСП
Рисунок 1. Число малых предприятий (включая микропредприятия) в 1999-2009 годах
* - с 2008 года - новая система статистического учета МСП
Рисунок
2. Динамика изменения числа
Отраслевое распределение малых и средних предприятий (за исключением индивидуальных предпринимателей, действующих, как правило, в сфере торговли и бытовых услуг) характеризуется высокой долей предприятий оптовой и розничной торговли, число которых составило по итогам 2009 года 662,5 тыс. или 41% от всех юридических лиц (в 2008 году – 42%). Такие компании предоставляют 28,6% рабочих мест в секторе малого бизнеса (3,5 млн. человек)8. Второй по численности субъектов малого и среднего предпринимательства вид деятельности – это предоставление услуг, в этот сектор вовлечено 290 тыс. компаний (18% общего числа МСП). В указанной сфере занято 16% работников – около 2 млн. человек. Третья отрасль, в которой представлено значительное число малых и средних компаний, – это строительство: 195 тыс. предприятий (12%), которые предоставляют рабочие места для 1,8 млн. работников (14,6% от общей численности занятых в секторе МСП). На четвертом месте по числу действующих малых и средних компаний – обрабатывающие производства – 10,5% компаний и 2 млн. занятых работников (17%).
Подобная отраслевая структура малого и среднего предпринимательства остается практически неизменной на протяжении последних десяти лет. При этом необходимо отметить, что число компаний, занятых в сфере торговли, постепенно снижается (в 2005 году в сфере торговли действовало 46% предприятий).
В настоящий момент в сфере малого и среднего предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей заняты более 15 млн. человек.
* - с 2008 года - новая система статистического учета МСП
Рисунок 3. Численность занятых на малых предприятиях (без учета совместителей и работников, выполнявших работы по договорам) в 1999-2009 годах
* - с 2008 года - новая система статистического учета МСП
Рисунок
4. Динамика изменения численности
занятых на малых предприятиях (без
учета совместителей и
Начиная
с 2004 года, прирост занятости на малых
предприятиях составлял 2-7% в год. По
итогам 2009 года доля занятых на малых
и средних предприятиях в общей
среднесписочной численности
* - с 2008 года - новая система статистического учета МСП
Рисунок
5. Доля занятых на малых предприятиях
в общей численности занятых (без
учета совместителей и
Средняя
численность занятых (не включая
совместителей и работников, выполнявших
работы по договорам гражданско-
* - с 2008 года - новая система статистического учета МСП
Рисунок 6. Число занятых в расчете на 1 малое предприятие (без учета совместителей и работников, выполнявших работы по договорам) в 1999-2009 годах
Динамика
объема оборота малых предприятий
в 2006-2008 годах была положительной. Однако
в 2008 году из-за кризисных явлений
темпы роста показателя замедлились,
а в 2009 году объемы оборота малых
предприятий заметно
* - с 2008 года - новая система статистического учета МСП
Рисунок 7. Динамика изменения объема оборота на малых предприятиях в 2006-2009 годах9