Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение проблем развития предпринимательского потенциала в Российской Федерации.
Общей цели подчиняются следующие задачи:
изучение сущности малого предпринимательства и его функций;
анализ системы государственной поддержки малого предпринимательства;
анализ влияния малого бизнеса на развитие экономики в Российской Федерации;
поиск способов развития предпринимательского потенциала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ 5
1.1. Виды и формы предпринимательской деятельности 5
1.2. Экономическая и социальная роль малого предпринимательства 12
2. ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Анализ динамики развития малого бизнеса и влияние кризиса на сектор 16
2.2. Анализ развития малого бизнеса в региональном аспекте 26
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ 30
3.1. Финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса России 30
3.2. Антикризисные меры поддержки субъектов малого предпринимательства 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

Курсовой_МБ в России.docx

— 96.91 Кб (Скачать)
    • для микропредприятий – 60 млн. руб.;
    • для малых предприятий – 400 млн. руб.5

С 1 января 2010 года также вступили в силу нормы  Федерального закона, определяющие, что  предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются  Правительством Российской Федерации  один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Изменения коснулись и порядка ведения  статистических наблюдений за деятельностью  малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью  субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства  Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 79), статистические данные в  сфере малого предпринимательства  формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью  микропредприятий проводятся один раз  в год.

 

1.2. Экономическая  и социальная роль малого предпринимательства

 

Малый бизнес играет исключительно  важную роль в экономической и  социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.

Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью  группы мелких собственников- владельцев малых предприятий и из наемных  работников, общая численность которых  является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой  страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения  обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и  услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Развитие малого бизнеса  способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное  благосостояние и достойный уровень  жизни, являющихся гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Занятие малым бизнесом является не только источником средств  к существованию, но и способом раскрытия  внутреннего потенциала личности. Неизбежная реструктуризация экономики вынуждает  все большее количество граждан  заниматься самостоятельной предпринимательской  деятельностью.

Сектор малого предпринимательства  в наибольшей степени способен создавать  новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы  и социальной напряженности в  обществе.

Малые предприятия представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для  них характерны особенности в  управлении и используемых экономических  методах. Их можно свести к следующим:

- высокая степень централизации  и персонализации управления. Руководитель-собственник  сосредоточивает в своих руках  финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;

- отсутствие системы стратегического  управления;

- высокая зависимость  от внешней среды: банков, крупных  предприятий, государственной администрации,  научных лабораторий, консультационных  фирм;

- дефицит финансовых ресурсов - как собственных, так и заемных6.

Вместе с тем, малому бизнесу  присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.

Зарубежный и отечественный  опыт развития малого бизнеса позволяет  сформулировать следующие преимущества малого бизнеса:

- увеличение числа собственников,  а значит, формирование среднего  класса - главного гаранта политической  стабильности в демократическом  обществе;

- рост доли экономически  активного населения, что увеличивает  доходы граждан и сглаживает  диспропорции в благосостоянии  различных социальных групп;

- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей,  для которых малый бизнес становится  первичной школой самореализации;

- создание новых рабочих  мест с относительно низкими  капитальными затратами, особенно  в сфере обслуживания;

- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а  также представителей социально  уязвимых групп населения (беженцев  из "горячих точек", инвалидов,  молодежи, женщин);

- подготовка кадров за  счет использования работников  с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию  на месте работы;

- разработка и внедрение  технологических, технических и  организационных новшеств (стремясь  выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти  на риск и осуществлять новые  проекты);

- косвенная стимулирование  эффективности производства крупных  компаний путем освоения новых  рынков, которые солидные фирмы  считают недостаточно емкими (из  недр малого бизнеса вырастают  не только крупные компании, но  и наиболее современные наукоемкие  отрасли и производства);

- ликвидация монополии  производителей, создание конкурентной  среды;

- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы  невостребованными, а также более  эффективное их использование;

- снижение фондовооруженности  и капиталоемкости при выпуске  более трудоемкой продукции, быстрая  окупаемость вложений; например, в  США у компаний с числом  занятых менее 100 чел. продажи   на доллар активов больше, чем  у крупных компаний, не только  в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая  торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;

- улучшение взаимосвязи  между различными секторами экономики.

Кроме того, собственники малых  предприятий более склонны к  сбережениям и инвестированию, у  них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что  положительно сказывается в целом  на деятельности предприятия.

Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому бизнесу присущи и определенные недостатки, среди которых можно  выделить самые существенные: более  высок уровень риска, поэтому  высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Таким образом, малый бизнес играет огромную роль в экономике  любой страны с рыночной экономикой. Внутренне присущие малому бизнесу  преимущества позволяют играть существенную роль в производстве товаров и  услуг и эффективно решать социальные проблемы общества в сфере занятости  и самореализации членов общества, обеспечивая высокий уровень  благосостояния всего общества. Значение малого бизнеса для экономической  и социальной жизни каждой отдельно взятой страны привело к тому, что  государства вырабатывают и планомерно реализуют меры по развитию и поддержанию  этого сектора экономики.

 

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО  БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Анализ динамики  развития малого бизнеса и  влияние кризиса на сектор

 

Официальная статистика сектора малого предпринимательства  свидетельствует о положительной  динамике основных показателей этого  сегмента экономики в 2000-2009 годах7. За указанный период сектор малого предпринимательства являлся одним из самых динамичных в российской экономике.

В настоящее  время в соответствии с данными  Федеральной службы государственной  статистики и Федеральной налоговой  службы в России осуществляют деятельность 5 605 883 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе:

  • 1 374 777 микропредприятий (в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» статистическое обследование микропредприятий осуществляется один раз в год) – количество работников до 15 человек и годовой оборот до 60 млн. рублей;
  • 227 744 малых компаний – количество работников от 16 до 100 человек и годовой оборот до 400 млн. рублей;
  • 18 012 средних компаний – количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот до 1 000 млн. рублей;
  • 3 985 350 индивидуальных предпринимателей.

При этом следует учитывать, что, начиная  с 2008 года, принципы статистического  наблюдения за секторами малого и  среднего предпринимательства изменились. Так, ранее критерии отнесения к  малым предприятиям в зависимости от численности сотрудников были дифференцированными по отраслям. С 2008 года отраслевые различия учитываться перестали, что значимым образом отразилось на статистике сектора в сторону существенного увеличения всех показателей (за счет включения дополнительных сегментов бизнеса). На диаграммах ниже специально выделена точка изменения системы статистического наблюдения.

* - с 2008 года - новая система статистического  учета МСП

Рисунок 1. Число малых предприятий (включая  микропредприятия) в 1999-2009 годах

 

* - с 2008 года - новая система статистического  учета МСП

Рисунок 2. Динамика изменения числа зарегистрированных МП (включая микропредприятия) в 2000-2009 гг.)

 

Отраслевое  распределение малых и средних  предприятий (за исключением индивидуальных предпринимателей, действующих, как  правило, в сфере торговли и бытовых  услуг) характеризуется высокой  долей предприятий оптовой и  розничной торговли, число которых  составило по итогам 2009 года 662,5 тыс. или 41% от всех юридических лиц (в 2008 году – 42%). Такие компании предоставляют 28,6% рабочих мест в секторе малого бизнеса (3,5 млн. человек)8. Второй по численности субъектов малого и среднего предпринимательства вид деятельности – это предоставление услуг, в этот сектор вовлечено 290 тыс. компаний (18% общего числа МСП). В указанной сфере занято 16% работников – около 2 млн. человек. Третья отрасль, в которой представлено значительное число малых и средних компаний, – это строительство: 195 тыс. предприятий (12%), которые  предоставляют рабочие места для 1,8 млн. работников (14,6% от общей численности занятых в секторе МСП). На четвертом месте по числу действующих малых и средних компаний – обрабатывающие производства – 10,5% компаний и 2 млн. занятых работников (17%).

Подобная  отраслевая структура малого и среднего предпринимательства остается практически  неизменной на протяжении последних  десяти лет. При этом необходимо отметить, что число компаний, занятых в  сфере торговли, постепенно снижается (в 2005 году в сфере торговли действовало 46% предприятий).

В настоящий  момент в сфере малого и среднего предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей заняты более 15 млн. человек.

* - с 2008 года - новая система статистического  учета МСП

Рисунок 3. Численность занятых на малых  предприятиях (без учета совместителей  и работников, выполнявших работы по договорам) в 1999-2009 годах

 

* - с 2008 года - новая система статистического  учета МСП

Рисунок 4. Динамика изменения численности  занятых на малых предприятиях (без  учета совместителей и работников, выполнявших работы по договорам) в 2000-2009 годах

 

Начиная с 2004 года, прирост занятости на малых  предприятиях составлял 2-7% в год. По итогам 2009 года доля занятых на малых  и средних предприятиях в общей  среднесписочной численности занятых  в целом по стране составила 21,7%.

 

* - с 2008 года - новая система статистического  учета МСП

Рисунок 5. Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых (без  учета совместителей и работников, выполнявших работы по договорам) в 1999-2009 годах

 

Средняя численность занятых (не включая  совместителей и работников, выполнявших  работы по договорам гражданско-правового  характера) в расчете на одно малое  предприятие составило в 2009 году около 6,5 человек, при этом показатель варьируется от 5-6 человек в секторе  финансовых услуг и образования  до 14 человек в сфере промышленности и строительства. В сельском хозяйстве показатель составляет приблизительно 11 человек.

* - с 2008 года - новая система статистического  учета МСП

Рисунок 6. Число занятых в расчете на 1 малое предприятие (без учета  совместителей и работников, выполнявших  работы по договорам) в 1999-2009 годах

 

Динамика  объема оборота малых предприятий  в 2006-2008 годах была положительной. Однако в 2008 году из-за кризисных явлений  темпы роста показателя замедлились, а в 2009 году объемы оборота малых  предприятий заметно сократились.

* - с 2008 года - новая система статистического  учета МСП

Рисунок 7. Динамика изменения объема оборота  на малых предприятиях в 2006-2009 годах9

Информация о работе Малый бизнес в России