Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение проблем развития предпринимательского потенциала в Российской Федерации.
Общей цели подчиняются следующие задачи:
изучение сущности малого предпринимательства и его функций;
анализ системы государственной поддержки малого предпринимательства;
анализ влияния малого бизнеса на развитие экономики в Российской Федерации;
поиск способов развития предпринимательского потенциала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ 5
1.1. Виды и формы предпринимательской деятельности 5
1.2. Экономическая и социальная роль малого предпринимательства 12
2. ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Анализ динамики развития малого бизнеса и влияние кризиса на сектор 16
2.2. Анализ развития малого бизнеса в региональном аспекте 26
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ 30
3.1. Финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса России 30
3.2. Антикризисные меры поддержки субъектов малого предпринимательства 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

Курсовой_МБ в России.docx

— 96.91 Кб (Скачать)

 

В 2001-2008 годах наблюдалась тенденция  к росту объема инвестиций в основной капитал, осуществляемых малыми предприятиями. При этом в 2006-2008 годах в связи  с благоприятной экономической  конъюнктурой темпы роста показателя значительно увеличились – с 30% до 60%.

* - с 2008 года - новая система статистического  учета МСП

Рисунок 8. Динамика изменения объема инвестиций на малых предприятиях в 2001-2009 годах10

 

В 2009 году под воздействием финансово-экономического кризиса объем инвестиций существенно  снизился и составил лишь 67,4% от уровня 2008 года.

Динамика  качественного развития малого бизнеса  за последние годы отражается и в  росте вклада малых предприятий  в основные агрегированные экономические  показатели. Так, доля произведенной  малыми предприятиями добавленной  стоимости (доля в ВВП) составила  в 2008 году 21%, а в 2009 году – 22,5%11. Доля оборота малых предприятий в общем обороте организаций12 составила в 2008 году 25,6%. В то же время вклад малого предпринимательства бизнеса в ВВП в России пока остается на значительно более низком уровне, чем в странах Европейского Союза, США, Японии.

В  2009 году в связи с кризисными явлениями  в экономике произошло сжатие сектора малого предпринимательства.  Так, по итогам 2009 года (по сравнению  с 2008 годом) численность занятых  на малых предприятиях снизилась  на 1,1%, объем оборота малых предприятий  за год с учетом ИПЦ сократился на 17%, а объем инвестиций в основной капитал на МП – на 32,6%. Единственное исключение составил показатель числа  зарегистрированных малых предприятий: на 1 января 2010 года число малых предприятий увеличилось по сравнению с 1 января предыдущего года на 20%.

Основные  проблемы малых предприятий в  условиях кризисных явлений носили, прежде всего, финансовый характер. Ситуация с малым предпринимательством  характеризовалась:

  • отсутствием оборотных средств в связи со значительным сокращением оборотов (объемов производства и продаж) у малых предприятий (особенно в строительстве, производстве стройматериалов, грузоперевозках, торговле непродовольственными товарами);
  • ростом просроченной кредиторской задолженности фирм перед банками, лизинговыми компаниями и контрагентами при отсутствии системы реструктуризации задолженности малых предприятий перед банками и лизинговыми компаниями;
  • разворачиванием системы неплатежей;
  • отсутствием доступа к банковскому кредитованию (в связи с ужесточением требований к заемщикам и ростом процентных ставок по кредитам);
  • сокращением  платежеспособного спроса на продукцию малых предприятий.
  • отсутствием свободного доступа к финансовым ресурсам, предоставляемым органами государственной власти в рамках осуществления программ поддержки в связи с малыми размерами этих ресурсов и ограниченным бюджетным финансированием.

Кризис  обусловил резкое обострение типичных проблем, существующих в сфере малого предпринимательства. Произошло значительное сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам и возможностям для инвестирования.

Несмотря  на то, что зависимость малых предприятий  от банковского сектора и банковского  финансирования в отличие от крупных  и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности  в банковском секторе сократил возможности банков для выделения кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика потребность в краткосрочных и среднесрочных кредитах. Банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не могли удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов.  Более того, программы кредитования малого бизнеса были свернуты или существенно ужесточены банками в первую очередь. В частности, по данным Минэкономразвития России, за первое полугодие 2008 года темп прироста кредитования субъектов малого предпринимательства составил около 31%, а  во втором полугодии этот показатель упал до 2,7%. В большей степени влияние банковского кризиса почувствовали на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые испытывали наиболее значительные сложности с ликвидностью.

Ситуация  с финансами для малого бизнеса  начала постепенно меняться в лучшую сторону лишь к концу 2009 года. Так, согласно данным  Общероссийской общественной организации «Опора России»13, в ноябре 2009 года для 15% предпринимателей привлечь заемные средства стало относительно просто (в январе 2009 года аналогичная доля составляла лишь 8%). Количество предпринимателей, для которых привлечь финансовые средства было сложно или невозможно, сократилось (56% в ноябре против 75% в январе 2009 года). Тем не менее, проблема с привлечением заемных средств для малого предпринимательства по-прежнему остается довольно острой.

Малые предприятия  были вынуждены преодолевать возросшее  административное давление со стороны  проверяющих и контролирующих органов. Теневые издержки бизнеса на преодоление  административных барьеров, по экспертным оценкам, до кризиса составляли порядка 6-7% от выручки предприятия,  в  условиях же ужесточения административного  давления эти издержки увеличились, по оценкам Национального института  системных исследований проблем  предпринимательства, до 8-9%.

Еще одним  следствием кризиса стал рост так  называемого вынужденного предпринимательства. Как свидетельствуют статистические данные в кризисный период 2009 года новые предприятия стали появляться чаще, чем в 2007 году, когда экономика  демонстрировала рост. Известно, что  в периоды благоприятной конъюнктуры  и роста экономики растет число  добровольных предпринимателей. В периоды  упадка и кризисов – растет число  бизнесменов «вынужденных». Возможно, что открытие нового бизнеса связано  именно с тем, что значительная часть  работников крупных предприятий  оказывается без работы, что толкает  их на путь «вынужденного предпринимательства». Таким образом, может происходить  ротация бизнеса на рынке: уходят «добровольные», а приходят предприниматели  «поневоле».

Возможно, это также связано с тем, что  предприниматели (как действующие, так и «начинающие») считают кризис благоприятным временем для открытия бизнеса по принципу «старт лучше  делать не на гребне волны».

Реакция малых предприятий на кризис была связана с осуществлением жестких  мер оптимизации как собственного бизнеса (внутренней среды), так и  отношений с контрагентами (внешней  средой).

 

Рисунок 9. Антикризисные меры малых предприятий

 

Наиболее  распространенными мерами были названы  действия, связанные с оптимизацией поставок. Среди таких мер называлось в первую очередь сокращение издержек за счет изменения закупаемых ресурсов и товаров, сокращение издержек на приобретение ресурсов и товаров за счет смены  поставщиков или пересмотра контрактов с ними.

Второй  по распространенности группой антикризисных  мер выступило сокращение затрат на персонал. В первую очередь здесь  выделяется сокращение штата сотрудников. В несколько меньшей степени  применялась также оптимизация  затрат на персонал за счет сокращения заработных плат и предоставления неоплачиваемых отпусков.

Третьей по уровню распространенности группой  мер стали действия, направленные на стимулирование спроса, в первую очередь связанные с предоставлением  скидок и увеличением затрат на рекламу  и маркетинг.

К середине 2010 года позиции малых предприятий  начали постепенно улучшаться. В середине 3 квартала 2009 года и 3 квартала 2010 года Национальным институтом системных  исследований проблем предпринимательства  было проведено 2 раунда выборочного  обследования малых предприятий, нацеленного  на выявление ключевых параметров их деятельности в условиях кризиса.14 Результаты обследования 2010 года показали более оптимистичные настроения в предпринимательской среде в сравнении с 2009 годом.15

Таблица 2.

Оценка  состояния основных параметров деятельности малых предприятий в 2009-2010 годах

 

Доля, %

Оборот

Сотрудники

Инвестиции

2009

2010

2009

2010

2009

2010

Увеличился

7,4

27,6

10,6

15,2

6,8

12,3

Не изменился

36,2

36,2

53,2

42,4

64

75,4

Уменьшился

56,4

36,2

36,2

42,4

29,3

12,3


 

Так, если в 2009 году оборот по сравнению с 2008 годом  увеличился лишь у 7,4% респондентов, то в 2010 году по сравнению с 2009 годом  – уже у 27,6%. Уменьшили объем  деятельности в 2010 году около трети  предприятий, в то время как в 2009 году таких предприятий было более 50%. Около 15% респондентов в 2010 году увеличили  штат сотрудников. Немного изменилась в лучшую сторону динамика объема инвестиций: предприятия планомерно расширяют объемы инвестиционных затрат либо как минимум оставляют их на уровне прошлого года.

2.2. Анализ развития  малого бизнеса в региональном  аспекте

 

По состоянию на 1 июля 2010 года в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 июля 2009 года. Количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось  на 5,7 ед. и составило 154,7 ед.

Рост числа малых  предприятий как в абсолютном, так и в относительном выражении  зафиксирован в двух федеральных  округах, среди них Дальневосточный  федеральный округ (прирост более  чем на 3,7% или 6 малых предприятий  на каждые 100 тыс. жителей округа) и  Приволжский федеральный округ (прирост около 0,8% или 1,5 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа)16.

 В остальных федеральных  округах количество малых предприятий  за год сократилось. Наибольшее  сокращение наблюдается в Южном  федеральном округе (на 16,8% или на 26,2 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральском  федеральном округе (на 9,6% или 12,7 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном  федеральном округе (на 6,6% или 13,0 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).

В Северо-Кавказском федеральном  округе количество малых предприятий  сократилось на 4,0%, в Сибирском  федеральном округе – на 2,2%. В  Северо-Западном федеральном округе количество малых предприятий сократилось  незначительно – лишь на 0,6%.

На 1 июля 2010 г. по сравнению  с 1 июля 2009 г. количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. человек населения  выросло в 46 регионах.

Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском  автономном округе (на 155,5 ед.), а также  в Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и  Ленинградской (на 27,0 ед.) областях, Хабаровском  крае (на 21,0 ед.), Псковской области (на 20,6 ед.) и Республике Мордовия (на 20,3 ед.).

Заметно количество малых  предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло в Самарской (на 19,3 ед.), Тверской (на 19,2 ед.) и Курганской (на 17,9 ед.) областях, Ямало-Ненецком автономном округе (на 17,6 ед.), Тюменской области (на 16,2 ед.), Республике Татарстан (на 14,6 ед.), Магаданской области (на 13,9 ед.), Ханты-Мансийском автономном округе (на 13,5 ед.), Иркутской области (на 13,3 ед.), Чувашской Республике (на 11,7 ед.), Курской  области (на 11,6 ед.) и Республике Северная Осетия-Алания (на 11,2 ед.).

В 37 регионах количество малых предприятий в расчете  на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя зафиксировано  в Волгоградской области (на 79,9 ед.).

Среднее сокращение показателя (от 30 до 100 ед.) характерно для Мурманской (на 67,3 ед.), Московской (на 53,8 ед.), Калининградской (на 36,9 ед.) и Ивановской (на 32,3 ед.) областей, а также Красноярского края (на 31,3 ед.). 

По итогам января-июня 2010 года среднесписочная численность  занятых на МП (без учета внешних  совместителей и работающих по договорам  гражданско-правового характера) в  целом по стране сократилась на 3,3% по сравнению с аналогичным показателем  прошлого года и составила 5578,2 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности  занятых за этот период уменьшился на 0,1 п.п. и составил 12,0%.

Количество занятых  на малых предприятиях выросло в  двух федеральных округах, среди  них Северо-Западный федеральный  округ (рост показателя составил 2,5%) и  Дальневосточный федеральный округ (1,8%).

В остальных федеральных  округах среднесписочная численность  занятых на малых предприятиях сократилась. Наибольшее сокращение произошло в  Уральском федеральном округе (на 13,9%) и Южном федеральном округе (на 11,7%)17.

В Северо-Кавказском федеральном  округе показатель снизился на 7,4%, в  Центральном федеральном округе – на 4.8%, в Приволжском федеральном  округе – на 3,7%, в Сибирском федеральном  округе – на 1,5 %.

Общий объем оборота  МП в Российской Федерации в январе-июне 2010 года составил 4 454,5 млрд. рублей, что  на 8,1% выше аналогичного показателя 2009 года.

Информация о работе Малый бизнес в России