Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:54, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение проблем развития предпринимательского потенциала в Российской Федерации.
Общей цели подчиняются следующие задачи:
изучение сущности малого предпринимательства и его функций;
анализ системы государственной поддержки малого предпринимательства;
анализ влияния малого бизнеса на развитие экономики в Российской Федерации;
поиск способов развития предпринимательского потенциала.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ 5
1.1. Виды и формы предпринимательской деятельности 5
1.2. Экономическая и социальная роль малого предпринимательства 12
2. ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Анализ динамики развития малого бизнеса и влияние кризиса на сектор 16
2.2. Анализ развития малого бизнеса в региональном аспекте 26
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ 30
3.1. Финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса России 30
3.2. Антикризисные меры поддержки субъектов малого предпринимательства 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
В 2001-2008 годах наблюдалась тенденция к росту объема инвестиций в основной капитал, осуществляемых малыми предприятиями. При этом в 2006-2008 годах в связи с благоприятной экономической конъюнктурой темпы роста показателя значительно увеличились – с 30% до 60%.
* - с 2008 года - новая система статистического учета МСП
Рисунок 8. Динамика изменения объема инвестиций на малых предприятиях в 2001-2009 годах10
В 2009 году под воздействием финансово-экономического кризиса объем инвестиций существенно снизился и составил лишь 67,4% от уровня 2008 года.
Динамика качественного развития малого бизнеса за последние годы отражается и в росте вклада малых предприятий в основные агрегированные экономические показатели. Так, доля произведенной малыми предприятиями добавленной стоимости (доля в ВВП) составила в 2008 году 21%, а в 2009 году – 22,5%11. Доля оборота малых предприятий в общем обороте организаций12 составила в 2008 году 25,6%. В то же время вклад малого предпринимательства бизнеса в ВВП в России пока остается на значительно более низком уровне, чем в странах Европейского Союза, США, Японии.
В 2009
году в связи с кризисными явлениями
в экономике произошло сжатие
сектора малого предпринимательства.
Так, по итогам 2009 года (по сравнению
с 2008 годом) численность занятых
на малых предприятиях снизилась
на 1,1%, объем оборота малых
Основные проблемы малых предприятий в условиях кризисных явлений носили, прежде всего, финансовый характер. Ситуация с малым предпринимательством характеризовалась:
Кризис обусловил резкое обострение типичных проблем, существующих в сфере малого предпринимательства. Произошло значительное сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам и возможностям для инвестирования.
Несмотря
на то, что зависимость малых
Ситуация с финансами для малого бизнеса начала постепенно меняться в лучшую сторону лишь к концу 2009 года. Так, согласно данным Общероссийской общественной организации «Опора России»13, в ноябре 2009 года для 15% предпринимателей привлечь заемные средства стало относительно просто (в январе 2009 года аналогичная доля составляла лишь 8%). Количество предпринимателей, для которых привлечь финансовые средства было сложно или невозможно, сократилось (56% в ноябре против 75% в январе 2009 года). Тем не менее, проблема с привлечением заемных средств для малого предпринимательства по-прежнему остается довольно острой.
Малые предприятия
были вынуждены преодолевать возросшее
административное давление со стороны
проверяющих и контролирующих органов.
Теневые издержки бизнеса на преодоление
административных барьеров, по экспертным
оценкам, до кризиса составляли порядка
6-7% от выручки предприятия, в
условиях же ужесточения административного
давления эти издержки увеличились,
по оценкам Национального
Еще одним
следствием кризиса стал рост так
называемого вынужденного предпринимательства.
Как свидетельствуют
Возможно, это также связано с тем, что предприниматели (как действующие, так и «начинающие») считают кризис благоприятным временем для открытия бизнеса по принципу «старт лучше делать не на гребне волны».
Реакция
малых предприятий на кризис была
связана с осуществлением жестких
мер оптимизации как
Рисунок 9. Антикризисные меры малых предприятий
Наиболее распространенными мерами были названы действия, связанные с оптимизацией поставок. Среди таких мер называлось в первую очередь сокращение издержек за счет изменения закупаемых ресурсов и товаров, сокращение издержек на приобретение ресурсов и товаров за счет смены поставщиков или пересмотра контрактов с ними.
Второй по распространенности группой антикризисных мер выступило сокращение затрат на персонал. В первую очередь здесь выделяется сокращение штата сотрудников. В несколько меньшей степени применялась также оптимизация затрат на персонал за счет сокращения заработных плат и предоставления неоплачиваемых отпусков.
Третьей
по уровню распространенности группой
мер стали действия, направленные
на стимулирование спроса, в первую
очередь связанные с
К середине 2010 года позиции малых предприятий начали постепенно улучшаться. В середине 3 квартала 2009 года и 3 квартала 2010 года Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства было проведено 2 раунда выборочного обследования малых предприятий, нацеленного на выявление ключевых параметров их деятельности в условиях кризиса.14 Результаты обследования 2010 года показали более оптимистичные настроения в предпринимательской среде в сравнении с 2009 годом.15
Таблица 2.
Оценка состояния основных параметров деятельности малых предприятий в 2009-2010 годах
Доля, % | ||||||
Оборот |
Сотрудники |
Инвестиции | ||||
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
2009 |
2010 | |
Увеличился |
7,4 |
27,6 |
10,6 |
15,2 |
6,8 |
12,3 |
Не изменился |
36,2 |
36,2 |
53,2 |
42,4 |
64 |
75,4 |
Уменьшился |
56,4 |
36,2 |
36,2 |
42,4 |
29,3 |
12,3 |
Так, если в 2009 году оборот по сравнению с 2008 годом увеличился лишь у 7,4% респондентов, то в 2010 году по сравнению с 2009 годом – уже у 27,6%. Уменьшили объем деятельности в 2010 году около трети предприятий, в то время как в 2009 году таких предприятий было более 50%. Около 15% респондентов в 2010 году увеличили штат сотрудников. Немного изменилась в лучшую сторону динамика объема инвестиций: предприятия планомерно расширяют объемы инвестиционных затрат либо как минимум оставляют их на уровне прошлого года.
По состоянию на 1 июля 2010 года в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 июля 2009 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,7 ед.
Рост числа малых
предприятий как в абсолютном,
так и в относительном
В остальных федеральных
округах количество малых
В Северо-Кавказском федеральном округе количество малых предприятий сократилось на 4,0%, в Сибирском федеральном округе – на 2,2%. В Северо-Западном федеральном округе количество малых предприятий сократилось незначительно – лишь на 0,6%.
На 1 июля 2010 г. по сравнению с 1 июля 2009 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 46 регионах.
Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском автономном округе (на 155,5 ед.), а также в Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях, Хабаровском крае (на 21,0 ед.), Псковской области (на 20,6 ед.) и Республике Мордовия (на 20,3 ед.).
Заметно количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло в Самарской (на 19,3 ед.), Тверской (на 19,2 ед.) и Курганской (на 17,9 ед.) областях, Ямало-Ненецком автономном округе (на 17,6 ед.), Тюменской области (на 16,2 ед.), Республике Татарстан (на 14,6 ед.), Магаданской области (на 13,9 ед.), Ханты-Мансийском автономном округе (на 13,5 ед.), Иркутской области (на 13,3 ед.), Чувашской Республике (на 11,7 ед.), Курской области (на 11,6 ед.) и Республике Северная Осетия-Алания (на 11,2 ед.).
В 37 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя зафиксировано в Волгоградской области (на 79,9 ед.).
Среднее сокращение показателя (от 30 до 100 ед.) характерно для Мурманской (на 67,3 ед.), Московской (на 53,8 ед.), Калининградской (на 36,9 ед.) и Ивановской (на 32,3 ед.) областей, а также Красноярского края (на 31,3 ед.).
По итогам января-июня
2010 года среднесписочная численность
занятых на МП (без учета внешних
совместителей и работающих по договорам
гражданско-правового
Количество занятых
на малых предприятиях выросло в
двух федеральных округах, среди
них Северо-Западный федеральный
округ (рост показателя составил 2,5%) и
Дальневосточный федеральный
В остальных федеральных
округах среднесписочная
В Северо-Кавказском федеральном округе показатель снизился на 7,4%, в Центральном федеральном округе – на 4.8%, в Приволжском федеральном округе – на 3,7%, в Сибирском федеральном округе – на 1,5 %.
Общий объем оборота МП в Российской Федерации в январе-июне 2010 года составил 4 454,5 млрд. рублей, что на 8,1% выше аналогичного показателя 2009 года.