Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение проблем развития предпринимательского потенциала в Российской Федерации.
Общей цели подчиняются следующие задачи:
изучение сущности малого предпринимательства и его функций;
анализ системы государственной поддержки малого предпринимательства;
анализ влияния малого бизнеса на развитие экономики в Российской Федерации;
поиск способов развития предпринимательского потенциала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ 5
1.1. Виды и формы предпринимательской деятельности 5
1.2. Экономическая и социальная роль малого предпринимательства 12
2. ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Анализ динамики развития малого бизнеса и влияние кризиса на сектор 16
2.2. Анализ развития малого бизнеса в региональном аспекте 26
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ 30
3.1. Финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса России 30
3.2. Антикризисные меры поддержки субъектов малого предпринимательства 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

Курсовой_МБ в России.docx

— 96.91 Кб (Скачать)

Рост оборота малых  предприятий наблюдается в 6 федеральных  округах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Дальневосточном федеральном  округе (на 16,3%) и Центральном федеральном  округе (на 15,3%). В Северо-Западном федеральном  округе рост показателя составил 11,4%, в  Северо-Кавказском федеральном округе – 10,8%, в Приволжском федеральном  округе – 8,5%, в Сибирском федеральном  округе – 7,9%.

В  Уральском федеральном  округе оборот малых предприятий  снизился на 21,3%, в Южном федеральном  округе – на 14,8%.

В январе-июне 2010 года объем  оборота МП с учетом ИПЦ по сравнению  с аналогичным показателем прошлого года вырос в 63 регионах.

Лидерами по росту  показателя стали Чеченская Республика (показатель вырос на 78,7%), Республики Ингушетия (на 70,2%) и Тыва (на 66,3%), Костромская (на 59,9%) и Тверская (на 51,8%) области.

Рост показателя свыше 20% зафиксирован в Пензенской области (показатель вырос на 49,6%), Чукотском  АО (на 45,4%), Магаданской области (на 44,0%), г.Москве (на 40,0%), Республике Башкортостан (на 37,9%), Ленинградской (на 32,1%) и Вологодской (на 31,2%) областях, Хабаровском крае (на 30,2%), Белгородской (на 29,5%), Псковской (на 29,0%), Новгородской (на 26,9%) и Архангельской (на 24,9%) областях, Ямало-Ненецком АО (на 23,7%), Томской (на 23,3%), Калининградской (на 22,3%) и Калужской (на 21,9%) областях, Чувашской Республике (на 21,4%).

 

 

 

3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

3.1. Финансово-кредитные  методы государственной поддержки  малого бизнеса России

 

Одним из основных факторов роста числа  малых предприятий является обеспечение  свободного доступа предпринимателей к финансовым ресурсам.

В настоящее время разработаны  финансово-кредитные механизмы, которые, при условии проведения последовательной поддержки со стороны государства, должны обеспечить более свободный  доступ малых предприятий к источникам финансирования и, что особенно важно, позволить многим стартующим предприятиям начать с нуля свой собственный бизнес.

Среди основных методов финансово-кредитных  методов государственной поддержки  необходимо отметить следующие:

- гарантийные механизмы;

- микрокредитование;

- лизинг;

- субсидирование процентной ставки;

- предоставление льготных кредитов;

- венчурное финансирование.

Гарантийные механизмы. Отсутствие стартового капитала и ликвидного обеспечения под банковский кредит у предпринимателей ставят малый бизнес в России в разряд одного из самых рискованных секторов финансовых вложений. Банки, обладая достаточными финансовыми средствами, не рискуют в условиях еще достаточно высокой инфляции вкладывать их в малые предприятия, им нужны надежные гарантии.

Основой успеха гарантийного механизма должно являться доверие банков к распорядителям гарантийных средств. Банки должны быть уверены, что в случае неплатежеспособности предприятия основная часть средств, предоставленных по кредитам, будет возвращена. Такое доверие может быть достигнуто при выполнении следующих условий.

Гарантия  банкам должна предоставляться фондами  поддержки малого предпринимательства  за счет средств гарантийного резерва  в форме заключения договора поручительства. Должен быть установлен порядок бюджетного дотирования программ гарантирования кредитных рисков, который будет  сформулирован в соответствующем  законодательстве.

Непременным фактором создания гарантийных фондов должно стать привлечение внешних  внебюджетных источников. Основной целью  создания системы гарантийных механизмов является доступ наибольшего числа  субъектов малого предпринимательства  к источникам финансирования, а именно: на 1 рубль вложенных в проект бюджетных средств — 1-2 рубля  привлеченных дополнительных внебюджетных инвестиций.

Как показывает опыт развитых стран, распределение  кредитных рисков между банками  и государством является наиболее действенным  механизмом обеспечения доступа  предпринимателей к кредитным ресурсам. Гарантирование, как один из главных  приоритетов, используют Администрация  малого бизнеса США, Финнвера в Финляндии  и ряда других организаций. Их опыт изучен в Федеральном фонде поддержки  малого предпринимательства.

Микрокредитование. Следующим эффективным механизмом является развитие системы микрокредитования. Логика услуг микрокредитования обращена к потребностям малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей, постоянно нуждающихся в финансовых ресурсах, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков и других кредитных организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками.

Цель  микрокредитования состоит в  создании высоко динамичной и эффективной  системы финансирования малых предприятий  для дополнительного стимулирования производства и распределения товаров  и услуг, а также для оказания помощи начинающим предпринимателям в приобретении опыта получения прибыли и накопления капитала.

Микрокредит представляет собой гибкую форму  классического банковского кредита, позволяющий беспрепятственно начать бизнес без наличия стартового капитала и кредитной истории.

Микрокредитование способствует решению как минимум  трех задач:

  1. увеличение количества предпринимателей без образования юридического лица;
  2. рост налоговых поступлений;
  3. наличие кредитной истории для дальнейшего развития субъектов малого предпринимательства через банковский сектор.

Программы микрокредитования наиболее популярны  в государственных и муниципальных  фондах поддержки малого предпринимательства, которые в соответствии с действующим  законодательством предоставляют  субъектам малого предпринимательства  кредиты без получения банковской лицензии.

Кредитная политика структур, занимающихся микрокредитованием, должна быть гибкой и легко трансформируемой в зависимости от условий. Только в этом случае практика микрокредита будет расширяться, а сам он станет наиболее востребованным и доступным  инструментом поддержки малого предпринимательства.

Лизинг - еще один из ключевых инструментов привлечения инвестиционных ресурсов в малый бизнес. Для малых и средних предприятий лизинговые операции иногда представляют собой единственную возможность оснастить и модернизировать производство, не имея достаточных средств на это и не прибегая к привлечению кредитов. Использование лизингового механизма обеспечивает эффективный и экономически выгодный способ привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, альтернативный банковскому кредитованию. Несомненным плюсом является и простота совершения лизинговых процедур. Отсутствие необходимости использовать свой собственный капитал для закупки оборудования, а также оплата услуг по лизингу отдельными платежами, источником которых являются доходы от использования оборудования, позволяют осуществлять планирование потоков наличных средств и обеспечивать надежную защиту от инфляции. Именно лизинг как средство обновления основных фондов в малом предпринимательстве дает наиболее быстрый инвестиционный доход, снижает сроки окупаемости проекта и повышает эффективность использованных финансовых средств. Вместе с тем, и здесь есть свои проблемы. Достаточно много примеров, когда просчеты при реализации лизинговых проектов приводили к банкротству малых предприятий. В этом случае на первый план выдвигаются задачи, связанные с реализацией имущества лизингополучателя, поэтому оптимальной является разработка схемы «лизинга под ключ».

Субсидирование процентной ставки. Одним из решений проблемы доступа предпринимателей к финансовым средствам должно стать субсидирование процентной ставки по банковским кредитам. Это обуславливается тем, что банки устанавливают достаточно высокий уровень процентной ставки по выдаваемым ими кредитам. Вполне естественно, что такой уровень ставок совершенно неприемлем для малого бизнеса, а тем более для начинающих предпринимателей. Поэтому кредитование субъектов малого предпринимательства должно осуществляться на льготных условиях с компенсацией разницы части процентных ставок за счет бюджетных средств через систему фондов поддержки малого предпринимательства. Но следует заметить, что данная схема требует большого объема бюджетных средств, и, вследствие этого, должна использоваться для поддержки определенных проектов, критерии отбора которых необходимо четко определить и обосновать.

Предоставление льготных кредитов субъектам малого предпринимательства за счет активов фондов поддержки малого предпринимательства, а также региональных и муниципальных бюджетов, является необходимым фактором развития малого предпринимательства. Но данный механизм будет работать эффективно только при условии создания действенной системы государственных гарантий. Это связано с тем, что выдача льготных займов для субъектов малого предпринимательства, также как и субсидирование процентной ставки по кредитам, требует привлечения больших средств и является очень рискованным проектом для организаций, предоставляющих кредиты.

Венчурное финансирование. В настоящее время насчитывается около 40-50 тысяч малых инновационных предприятий. Это менее 5% от общего числа всех малых предприятий в России. В сфере науки и научного обслуживания работает около 2,5-3% от общего числа малых предприятий.

Венчурное финансирование должно стать приоритетным направлением в стимулировании деятельности малых предприятий, работающих в  сфере инновационных разработок и высоких технологий. Недостаток собственных средств, высокие налоговые  ставки, неприемлемые условия кредитования — вот только некоторые проблемы, с которыми столкнулось в последнее  время инновационное предпринимательство. Венчурное финансирование - это именно то направление, с помощью которого Россия сможет обеспечить конкурентоспособность  отечественной продукции на мировых  рынках и подъем экономики страны. Для реализации этого направления необходимо создание специальных венчурных фондов и поворот к этой проблеме коммерческих банков. Здесь также активнее должны работать агентства, технопарки, бизнес-инкубаторы и бизнес-центры, занимающиеся отбором, экспертизой и продвижением на рынке инвестиционных проектов для малых инновационных предприятий. В комплекс услуг, которые могли бы оказывать эти структуры, должно входить консультирование предпринимателей на всех этапах подготовки бизнес-планов с расчетом рисков и реализации проектов. Но самое главное - это привлечение инвестиций и кредитов, обеспечение экспериментальной базой и оборудованием с помощью лизинга, управление проектами и т.д.

К бизнес-инкубаторам относят структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие  им консалтинговые, образовательные  и офисные услуги. Бизнес - инкубаторы могут действовать как самостоятельные  структуры, так и в составе  технопарков, техноцентров и др.

3.2. Антикризисные  меры поддержки субъектов малого  предпринимательства

 

Помимо  финансовой поддержки основным направлением поддержки субъектов малого предпринимательства  в рамках Программы являлась реализация мероприятий, направленных на снижение административного давления на бизнес. Однако, несмотря на то, что такие  мероприятия как:

  • закрепление с 1 июля 2009 г. уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности для 13 видов деятельности (преимущественно для малого и среднего предпринимательства);
  • ограничение количества проверок малых компаний;
  • согласование внеплановых проверок с органами прокуратуры,

присутствуют  в Программе, при проведении настоящего исследования они будут рассмотрены  за рамками антикризисных мер - при  анализе 294-ФЗ.

В числе  налоговых льгот, предусмотренных  Программой, необходимо отметить изменения  Налогового кодекса РФ в части  снижения ставки налога на прибыль  по упрощенной системе налогообложения. Субъектам МП было дано право уменьшать  ставку с 15% до 5% от суммы дохода при  применении УСН.

Значительные  нововведения относятся к процедурам доступа субъектов малого предпринимательства  к государственному и муниципальному заказу (изменения в Федеральный  закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»):

  • требование об обязательной квоте для малого предпринимательства стало распространяться не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков;
  • в 5 раз (до 15 млн. руб.) был увеличен максимальный размер лота при специальных торгах исключительно среди субъектов малого предпринимательства, за счет чего они получили возможность исполнять более крупные государственные и муниципальные заказы;
  • введена ответственность должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков за несоблюдение требования об обязательных квотах для малых компаний (внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми установлена административная ответственность должностных лиц за соответствующие нарушения - штраф 50 тыс. рублей).

Одним из наиболее важных направлений работы по повышению доступности госзаказа  для малого бизнеса в 2009 году был  переход на проведение электронных  аукционов, которые для субъектов  малого предпринимательства имеют  очевидные преимущества по сравнению  с обычными торгами (конфиденциальность участия, сокращение издержек за счет электронного документооборота, исключение расходов, связанных с выездом  на места проведения аукционов, и  другие).

В части  условий для деятельности малого бизнеса следует выделить частичное  решение одной из ключевых проблем  предпринимательской среды –  обременительных условий доступа  к энергетической инфраструктуре. При  технологическом присоединении  к электросетям предприятия вынуждены  нести существенные финансовые и  временные издержки, зачастую при  этом сталкиваясь и с проявлениями оппортунистического поведения  со стороны представителей сетевых  компаний. В мае 2009 года вступило в  действие Постановление Правительства  № 334 «О внесении изменений в некоторые  акты Правительства Российской Федерации  по вопросам совершенствования порядка  технологического присоединения потребителей к электрическим сетям». Новые правила полностью исключили возможность отказа сетевой организации от заключения договора технологического присоединения малого предприятия к электрическим сетям. Также существенно снижена стоимость услуг по технологическому присоединению, четко разграничены обязательства сетевой организации и предпринимателя, установлена ответственность за срыв сроков подключения. Основные нововведения документа таковы:

Информация о работе Малый бизнес в России