Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:54, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение проблем развития предпринимательского потенциала в Российской Федерации.
Общей цели подчиняются следующие задачи:
изучение сущности малого предпринимательства и его функций;
анализ системы государственной поддержки малого предпринимательства;
анализ влияния малого бизнеса на развитие экономики в Российской Федерации;
поиск способов развития предпринимательского потенциала.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ 5
1.1. Виды и формы предпринимательской деятельности 5
1.2. Экономическая и социальная роль малого предпринимательства 12
2. ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Анализ динамики развития малого бизнеса и влияние кризиса на сектор 16
2.2. Анализ развития малого бизнеса в региональном аспекте 26
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ 30
3.1. Финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса России 30
3.2. Антикризисные меры поддержки субъектов малого предпринимательства 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Рост оборота малых
предприятий наблюдается в 6 федеральных
округах. Наиболее значительный рост показателя
отмечен в Дальневосточном
В Уральском федеральном округе оборот малых предприятий снизился на 21,3%, в Южном федеральном округе – на 14,8%.
В январе-июне 2010 года объем
оборота МП с учетом ИПЦ по сравнению
с аналогичным показателем
Лидерами по росту показателя стали Чеченская Республика (показатель вырос на 78,7%), Республики Ингушетия (на 70,2%) и Тыва (на 66,3%), Костромская (на 59,9%) и Тверская (на 51,8%) области.
Рост показателя свыше 20% зафиксирован в Пензенской области (показатель вырос на 49,6%), Чукотском АО (на 45,4%), Магаданской области (на 44,0%), г.Москве (на 40,0%), Республике Башкортостан (на 37,9%), Ленинградской (на 32,1%) и Вологодской (на 31,2%) областях, Хабаровском крае (на 30,2%), Белгородской (на 29,5%), Псковской (на 29,0%), Новгородской (на 26,9%) и Архангельской (на 24,9%) областях, Ямало-Ненецком АО (на 23,7%), Томской (на 23,3%), Калининградской (на 22,3%) и Калужской (на 21,9%) областях, Чувашской Республике (на 21,4%).
Одним из основных факторов роста числа малых предприятий является обеспечение свободного доступа предпринимателей к финансовым ресурсам.
В настоящее время разработаны финансово-кредитные механизмы, которые, при условии проведения последовательной поддержки со стороны государства, должны обеспечить более свободный доступ малых предприятий к источникам финансирования и, что особенно важно, позволить многим стартующим предприятиям начать с нуля свой собственный бизнес.
Среди
основных методов финансово-кредитных
методов государственной
- гарантийные механизмы;
- микрокредитование;
- лизинг;
-
субсидирование процентной
-
предоставление льготных
- венчурное финансирование.
Гарантийные механизмы. Отсутствие стартового капитала и ликвидного обеспечения под банковский кредит у предпринимателей ставят малый бизнес в России в разряд одного из самых рискованных секторов финансовых вложений. Банки, обладая достаточными финансовыми средствами, не рискуют в условиях еще достаточно высокой инфляции вкладывать их в малые предприятия, им нужны надежные гарантии.
Основой успеха гарантийного механизма должно являться доверие банков к распорядителям гарантийных средств. Банки должны быть уверены, что в случае неплатежеспособности предприятия основная часть средств, предоставленных по кредитам, будет возвращена. Такое доверие может быть достигнуто при выполнении следующих условий.
Гарантия
банкам должна предоставляться фондами
поддержки малого предпринимательства
за счет средств гарантийного резерва
в форме заключения договора поручительства.
Должен быть установлен порядок бюджетного
дотирования программ гарантирования
кредитных рисков, который будет
сформулирован в
Непременным фактором создания гарантийных фондов должно стать привлечение внешних внебюджетных источников. Основной целью создания системы гарантийных механизмов является доступ наибольшего числа субъектов малого предпринимательства к источникам финансирования, а именно: на 1 рубль вложенных в проект бюджетных средств — 1-2 рубля привлеченных дополнительных внебюджетных инвестиций.
Как показывает опыт развитых стран, распределение кредитных рисков между банками и государством является наиболее действенным механизмом обеспечения доступа предпринимателей к кредитным ресурсам. Гарантирование, как один из главных приоритетов, используют Администрация малого бизнеса США, Финнвера в Финляндии и ряда других организаций. Их опыт изучен в Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства.
Микрокредитование. Следующим эффективным механизмом является развитие системы микрокредитования. Логика услуг микрокредитования обращена к потребностям малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей, постоянно нуждающихся в финансовых ресурсах, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков и других кредитных организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками.
Цель
микрокредитования состоит в
создании высоко динамичной и эффективной
системы финансирования малых предприятий
для дополнительного
Микрокредит
представляет собой гибкую форму
классического банковского
Микрокредитование способствует решению как минимум трех задач:
Программы
микрокредитования наиболее популярны
в государственных и
Кредитная политика структур, занимающихся микрокредитованием, должна быть гибкой и легко трансформируемой в зависимости от условий. Только в этом случае практика микрокредита будет расширяться, а сам он станет наиболее востребованным и доступным инструментом поддержки малого предпринимательства.
Лизинг - еще один из ключевых инструментов привлечения инвестиционных ресурсов в малый бизнес. Для малых и средних предприятий лизинговые операции иногда представляют собой единственную возможность оснастить и модернизировать производство, не имея достаточных средств на это и не прибегая к привлечению кредитов. Использование лизингового механизма обеспечивает эффективный и экономически выгодный способ привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, альтернативный банковскому кредитованию. Несомненным плюсом является и простота совершения лизинговых процедур. Отсутствие необходимости использовать свой собственный капитал для закупки оборудования, а также оплата услуг по лизингу отдельными платежами, источником которых являются доходы от использования оборудования, позволяют осуществлять планирование потоков наличных средств и обеспечивать надежную защиту от инфляции. Именно лизинг как средство обновления основных фондов в малом предпринимательстве дает наиболее быстрый инвестиционный доход, снижает сроки окупаемости проекта и повышает эффективность использованных финансовых средств. Вместе с тем, и здесь есть свои проблемы. Достаточно много примеров, когда просчеты при реализации лизинговых проектов приводили к банкротству малых предприятий. В этом случае на первый план выдвигаются задачи, связанные с реализацией имущества лизингополучателя, поэтому оптимальной является разработка схемы «лизинга под ключ».
Субсидирование процентной ставки. Одним из решений проблемы доступа предпринимателей к финансовым средствам должно стать субсидирование процентной ставки по банковским кредитам. Это обуславливается тем, что банки устанавливают достаточно высокий уровень процентной ставки по выдаваемым ими кредитам. Вполне естественно, что такой уровень ставок совершенно неприемлем для малого бизнеса, а тем более для начинающих предпринимателей. Поэтому кредитование субъектов малого предпринимательства должно осуществляться на льготных условиях с компенсацией разницы части процентных ставок за счет бюджетных средств через систему фондов поддержки малого предпринимательства. Но следует заметить, что данная схема требует большого объема бюджетных средств, и, вследствие этого, должна использоваться для поддержки определенных проектов, критерии отбора которых необходимо четко определить и обосновать.
Предоставление льготных кредитов субъектам малого предпринимательства за счет активов фондов поддержки малого предпринимательства, а также региональных и муниципальных бюджетов, является необходимым фактором развития малого предпринимательства. Но данный механизм будет работать эффективно только при условии создания действенной системы государственных гарантий. Это связано с тем, что выдача льготных займов для субъектов малого предпринимательства, также как и субсидирование процентной ставки по кредитам, требует привлечения больших средств и является очень рискованным проектом для организаций, предоставляющих кредиты.
Венчурное финансирование. В настоящее время насчитывается около 40-50 тысяч малых инновационных предприятий. Это менее 5% от общего числа всех малых предприятий в России. В сфере науки и научного обслуживания работает около 2,5-3% от общего числа малых предприятий.
Венчурное
финансирование должно стать приоритетным
направлением в стимулировании деятельности
малых предприятий, работающих в
сфере инновационных разработок
и высоких технологий. Недостаток
собственных средств, высокие налоговые
ставки, неприемлемые условия кредитования
— вот только некоторые проблемы,
с которыми столкнулось в последнее
время инновационное
К
бизнес-инкубаторам относят
Помимо финансовой поддержки основным направлением поддержки субъектов малого предпринимательства в рамках Программы являлась реализация мероприятий, направленных на снижение административного давления на бизнес. Однако, несмотря на то, что такие мероприятия как:
присутствуют в Программе, при проведении настоящего исследования они будут рассмотрены за рамками антикризисных мер - при анализе 294-ФЗ.
В числе налоговых льгот, предусмотренных Программой, необходимо отметить изменения Налогового кодекса РФ в части снижения ставки налога на прибыль по упрощенной системе налогообложения. Субъектам МП было дано право уменьшать ставку с 15% до 5% от суммы дохода при применении УСН.
Значительные нововведения относятся к процедурам доступа субъектов малого предпринимательства к государственному и муниципальному заказу (изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»):
Одним из
наиболее важных направлений работы
по повышению доступности
В части
условий для деятельности малого
бизнеса следует выделить частичное
решение одной из ключевых проблем
предпринимательской среды –
обременительных условий