Малый и средний бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение сущности малого и среднего бизнеса в России, его место и роль в экономике, перспективы развития.

Задачами курсовой работы стали следующие: изучить историю развития малого и среднего бизнеса в России, понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России, социально- экономическую специфику и особенности функционирования малого и среднего бизнеса, проблемы становления малого и среднего бизнеса в России, тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России, основные направления государственной поддержки развития

малого бизнеса в Российской Федерации, определить экономические границы малого и среднего бизнеса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3-4

Глава 1 История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России

1.1 История развития малого и среднего бизнеса в России………...5-8

1.2 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России…....9-11

1.3Социально-экономическая специфика и особенности функционирования малого и среднего бизнеса……………….….12-14

Глава2 Современные проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России:

2.1Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России..15-20

2.2 Основные направления государственной поддержки развития

малого бизнеса в Российской Федерации………………………....21-25

2.3Тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России……………………………………26-30

Глава3 Определение экономических границ малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………...31-33

Заключение………………………………………………………………...34-36

Список использованных источников………………………………….…37-38

Файлы: 1 файл

курсовая(4).docx

— 68.26 Кб (Скачать)

     Содержание:

     Введение……………………………………………………………….3-4

Глава 1 История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России

     1.1 История развития малого и среднего бизнеса в России………...5-8

     1.2 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России…....9-11

    1.3Социально-экономическая специфика и особенности функционирования малого и среднего бизнеса……………….….12-14

Глава2 Современные проблемы и перспективы развития малого и среднего  бизнеса в России:

     2.1Проблемы  становления малого и среднего  бизнеса в России..15-20

     2.2 Основные направления государственной поддержки развития

     малого бизнеса в Российской Федерации………………………....21-25

    2.3Тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России……………………………………26-30

Глава3 Определение экономических границ малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………...31-33

Заключение………………………………………………………………...34-36

Список  использованных источников………………………………….…37-38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Актуальность  выбранной темы объясняется тем, что в настоящее время экономика России находится в трудном положении. Одним из путей выхода из этого положения считается всемерное развитие малого и среднего бизнеса. Сторонники данного пути опираются на опыт стран с развитой рыночной экономикой, где предприятия малого бизнеса дают до 50% рабочих мест. Для достижения поставленной задачи разработаны и приняты ряд нормативно-правовых актов, общее содержание которых - предоставление значительной свободы предприятиям малого бизнеса, сокращение надзорных функций государства по отношению к ним. В данных условиях значительно возрастает роль и значение аудита малых экономических субъектов.

     В свете последних изменений в  экономике нашей страны особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству  большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке  малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров  и услуг, а большинство средних  и мелких предприятий, которые "держались  на плаву" вообще перестали существовать. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства.

     Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты  даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

     Анализ  экономической литературы и фактических  статистических данных о деятельности субъектов малого бизнеса убедительно  свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малый бизнес является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения.

     Все эти и другие экономические и  социальные функции малого бизнеса  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частою реформирования экономики  России.

     Целью работы является рассмотрение сущности малого и среднего бизнеса в России, его место и роль в экономике, перспективы развития.

     Задачами курсовой работы стали следующие: изучить историю развития малого и среднего бизнеса в России, понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России, социально- экономическую специфику и особенности функционирования малого и среднего бизнеса, проблемы становления малого и среднего бизнеса в России, тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России, основные направления государственной поддержки развития

малого  бизнеса в Российской Федерации, определить экономические границы малого и среднего бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России.

     1.1. История развития малого и среднего бизнеса в России 

     Российский  малый бизнес является сектором экономики. В течение нескольких десятилетий  в России господствовала командная  плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала  материальная заинтересованность в  конечных результатах своего труда. Отсутствие самостоятельности в  решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности  его интенсивного развития, сковывало  инициативу работников всех уровней. В  данной ситуации производители не имели  возможности выбирать поставщиков  сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы  только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель  был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило  к отсутствию конкуренции.

     Централизованное  управление экономикой имело своей  целью обеспечение прогрессивных  пропорций в развитии общественного  производства, сбалансированного развития отраслей и формирования единого  народного комплекса. Считалось, что  это обеспечит более эффективное  распределение ресурсов между отраслями  и предприятиями. На практике, однако, должной сбалансированности развития отраслей достичь не удалось.

     К 80-м годам двадцатого столетия экономика  России оказалась в кризисной  ситуации, что требовало проведение ряд реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики  к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные и хозяйственные  руководители высшего уровня приняли решение о перестройке всей системы общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы к другой произошло зарождение первых форм малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в  1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности» и в 1988 году «О кооперации», а также положение комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного на различных форм собственности и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

     В конце 80-х годах происходит зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов  при общественных организациях, распространение  бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

     К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает  характер активного многочисленного  движения. Создаются кооперативы. Целью  развития малого бизнеса является насыщение  внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение  капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала  необходимую базу для реального  перехода к рыночным отношениям, повышения  экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

     В 1991 - 1992 гг. произошли коренные изменения  в отношении государства к  развитию предпринимательства. Были приняты  многие законы, открывшие широкие  возможности для масштабного  развития предпринимательства. На данном этапе благодаря либерально-демократическим  реформам малый бизнес развивался очень  динамично. «На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное  предпринимательство, прежде всего, в  его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых  предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год». Данный период охарактеризовался появлением среднего и крупного бизнеса в России.

     Период 1993-1994гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным участием малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и длительного пользования. Также происходит деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.

     К 1995 году порядка 65% всех российских частных  предприятий стали малыми. В это  период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую  деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих  малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и  финансовые услуги.

     С 1997 года совокупный прирост числа  малых предприятий примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в 2001 году был отмечен спад в развитии малого бизнеса, который усугубился в 2002 году.  На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Но в 2006 годах ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий. Согласно данным РосГосСтата в 2007 году было зарегистрировано 1137,4 тыс. малых предприятий. Что существенно больше, чем 2006 и 2005 году. Больше всего в стране было зарегистрировано предприятий по оптовой и розничной торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 510,6 тыс. малых предприятий. Мировой финансовый кризис серьёзно осложняет экономическую обстановку в стране. По последний данным Экономика России в январе 2009 года сократилась на 8,8 процента. Спад промышленного производства по итогам года составит 7,4 процента, что существенно отразилось на малом и среднем бизнесе.

     По  данным Мосгорстата на 01.01.2010, общее  количество микро- и малых предприятий  г. Москвы составило 207,9 тыс. единиц, а  общая численность занятых на них работников – 1733,4 тыс. человек (1620,6 тыс. из которых работники списочного состава).

     Таким образом, если подвести итог и рассмотреть  послеперестроечный период развития малого бизнеса в нашей стране, то можно  выделить три периода: период интенсивного становления предпринимательства (1990-1995гг.); период насыщения и структурного оформления (1996-1998 гг.); период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время). 
 
 
 
 

     1.2.Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России 

     Понятие малого бизнеса неразрывно связано  с размером действующих хозяйственных  субъектов, т.е. малых предприятий. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

в оптовой  торговле  – 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании  – 30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50человек.

     Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических  отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной  самостоятельности и имущественной  ответственности, становится подлинным хозяином.

     По  форме собственности предприятия  могут быть частными, государственными, муниципальными и иными. В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель – это получение прибыли. По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия. По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые. По характеру деятельности (стадиям жизненного цикла продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия. По структуре деятельности предприятия разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках. По отношению к происхождению  капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия.

Информация о работе Малый и средний бизнес в России