Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности малого и среднего бизнеса в России, его место и роль в экономике, перспективы развития.
Задачами курсовой работы стали следующие: изучить историю развития малого и среднего бизнеса в России, понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России, социально- экономическую специфику и особенности функционирования малого и среднего бизнеса, проблемы становления малого и среднего бизнеса в России, тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России, основные направления государственной поддержки развития
малого бизнеса в Российской Федерации, определить экономические границы малого и среднего бизнеса.
Введение……………………………………………………………….3-4
Глава 1 История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России
1.1 История развития малого и среднего бизнеса в России………...5-8
1.2 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России…....9-11
1.3Социально-экономическая специфика и особенности функционирования малого и среднего бизнеса……………….….12-14
Глава2 Современные проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России:
2.1Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России..15-20
2.2 Основные направления государственной поддержки развития
малого бизнеса в Российской Федерации………………………....21-25
2.3Тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России……………………………………26-30
Глава3 Определение экономических границ малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………...31-33
Заключение………………………………………………………………...34-36
Список использованных источников………………………………….…37-38
Содержание:
Введение……………………………………………
Глава 1 История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России
1.1 История развития малого и среднего бизнеса в России………...5-8
1.2 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России…....9-11
1.3Социально-экономическая специфика и особенности функционирования малого и среднего бизнеса……………….….12-14
Глава2 Современные проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России:
2.1Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России..15-20
2.2 Основные направления государственной поддержки развития
малого бизнеса в Российской Федерации………………………....21-25
2.3Тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России……………………………………26-30
Глава3
Определение экономических границ малого
и среднего бизнеса……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников………………………………….…37-38
Введение
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в настоящее время экономика России находится в трудном положении. Одним из путей выхода из этого положения считается всемерное развитие малого и среднего бизнеса. Сторонники данного пути опираются на опыт стран с развитой рыночной экономикой, где предприятия малого бизнеса дают до 50% рабочих мест. Для достижения поставленной задачи разработаны и приняты ряд нормативно-правовых актов, общее содержание которых - предоставление значительной свободы предприятиям малого бизнеса, сокращение надзорных функций государства по отношению к ним. В данных условиях значительно возрастает роль и значение аудита малых экономических субъектов.
В свете последних изменений в экономике нашей страны особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые "держались на плаву" вообще перестали существовать. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства.
Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого бизнеса убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малый бизнес является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого бизнеса ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики России.
Целью работы является рассмотрение сущности малого и среднего бизнеса в России, его место и роль в экономике, перспективы развития.
Задачами курсовой работы стали следующие: изучить историю развития малого и среднего бизнеса в России, понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России, социально- экономическую специфику и особенности функционирования малого и среднего бизнеса, проблемы становления малого и среднего бизнеса в России, тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России, основные направления государственной поддержки развития
малого
бизнеса в Российской Федерации,
определить экономические границы малого
и среднего бизнеса.
1.История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России.
1.1.
История развития малого
и среднего бизнеса
в России
Российский
малый бизнес является сектором экономики.
В течение нескольких десятилетий
в России господствовала командная
плановая экономика. В этих условиях
управление национальным хозяйством велось
на основе централизованного
Централизованное
управление экономикой имело своей
целью обеспечение
К
80-м годам двадцатого столетия экономика
России оказалась в кризисной
ситуации, что требовало проведение
ряд реформ, которые ознаменовали
переход от командной плановой экономики
к рыночной экономике. Так в середине
80-х годов партийные и
В
конце 80-х годах происходит зарождение
и деятельность центров научно-технического
творчества, временных творческих коллективов
при общественных организациях, распространение
бригадных подрядов, формирование эмоционально-
К
началу 90-х сфера деятельности малого
бизнеса расширяется, количество людей,
принимающих в нём участие, увеличивается;
предпринимательство
В
1991 - 1992 гг. произошли коренные изменения
в отношении государства к
развитию предпринимательства. Были приняты
многие законы, открывшие широкие
возможности для масштабного
развития предпринимательства. На данном
этапе благодаря либерально-
Период 1993-1994гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным участием малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и длительного пользования. Также происходит деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.
К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий стали малыми. В это период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги.
С
1997 года совокупный прирост числа
малых предприятий примерно составил
0,1-2,5%, что свидетельствует о
По данным Мосгорстата на 01.01.2010, общее количество микро- и малых предприятий г. Москвы составило 207,9 тыс. единиц, а общая численность занятых на них работников – 1733,4 тыс. человек (1620,6 тыс. из которых работники списочного состава).
Таким
образом, если подвести итог и рассмотреть
послеперестроечный период развития малого
бизнеса в нашей стране, то можно
выделить три периода: период интенсивного
становления предпринимательства (1990-1995гг.);
период насыщения и структурного оформления
(1996-1998 гг.); период цивилизованной модернизации
(с 1998г. по настоящее время).
1.2.Понятие
и сущность малого и
среднего бизнеса в
России
Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов, т.е. малых предприятий. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
в оптовой торговле – 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50человек.
Малый
бизнес – это базовая составляющая
рыночного хозяйства, которая является
наиболее совершенной формой производственно-экономических
отношений, при которых предприниматель,
работая в условиях полной хозяйственной
самостоятельности и
По
форме собственности