Малый и средний бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение сущности малого и среднего бизнеса в России, его место и роль в экономике, перспективы развития.

Задачами курсовой работы стали следующие: изучить историю развития малого и среднего бизнеса в России, понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России, социально- экономическую специфику и особенности функционирования малого и среднего бизнеса, проблемы становления малого и среднего бизнеса в России, тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России, основные направления государственной поддержки развития

малого бизнеса в Российской Федерации, определить экономические границы малого и среднего бизнеса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3-4

Глава 1 История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России

1.1 История развития малого и среднего бизнеса в России………...5-8

1.2 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России…....9-11

1.3Социально-экономическая специфика и особенности функционирования малого и среднего бизнеса……………….….12-14

Глава2 Современные проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России:

2.1Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России..15-20

2.2 Основные направления государственной поддержки развития

малого бизнеса в Российской Федерации………………………....21-25

2.3Тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России……………………………………26-30

Глава3 Определение экономических границ малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………...31-33

Заключение………………………………………………………………...34-36

Список использованных источников………………………………….…37-38

Файлы: 1 файл

курсовая(4).docx

— 68.26 Кб (Скачать)

     Согласно  многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально  терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями  и штрафами.

     Потеря  административного управления, экономический  хаос и законодательная неразбериха  привели к тому, что законопослушные  предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались  в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие  налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных  мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

     Анализ  развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в  сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как  производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем  не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

     О сложностях взаимоотношений предпринимателей и региональных властей свидетельствуют  также данные экспертного опроса, проведенного в 2008г. Союзом промышленников и предпринимателей. В опросе приняли участие 919 человек, отнесенных к категории «эксперты» и представляющих в основном малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех федеральных кругов РФ, Москвы и Санкт-Петербурга. Из них 79,0% считают, что региональная власть своими действиями создает проблемы в бизнесе, так как преследует свои интересы близких к ней предпринимателей. Проводимая административная реформа, по мнению 42% слушателей Академии народного хозяйства при правительстве РФ, вряд ли изменит или даже ухудшит отношения между бизнесом и властью.

     Но  главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий  вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность  получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального  производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

     Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит  дальнейшее развитие малого бизнеса  в нашей стране, являются проблемы в налогообложении.

     Существует  и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы,  связанные с получением деловой информации и т.д.

     Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих  предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или  недостаточная способность персонала  принимать решения стала главной  причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы  управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.

     Специфическими  проблемами в некоторых регионах РФ на 2009г., в основном Сибири, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%).

     Усилия  предпринимателей по преодолению указанных  проблем направлены в основном на улучшение технологии, снижении затрат, повышение профессионального уровня работников. Государство же, по мнению предпринимателей,  должно направлять свои усилия на снижение налогов (64%), обеспечение доступности кредитов (62,8%), совершенствование законодательства (51,2%), резкое сокращение числа контролирующих инстанций (47,2%), защиту прав собственника (36,8%), искоренение коррупции и произвола чиновников (31,6%). Но 25% предпринимателей считает, что специфических региональных проблем в развитии бизнеса нет.

     Удельные  издержки производства и обращения  у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупных предприятий: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать  относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой информации и т.д., поэтому практически во всех индустриально развитых странах  малым предприятиям устанавливаются  определенные льготы и оказывается  государственная поддержка.

     В России по мере развития малого и среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений  возникли общественные организации  малого и среднего предпринимательства, например, Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и  местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства  как на федеральном, так и на местном  уровнях.

     Подводя итог, можно отметить, что в настоящее  время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как: высокие  налоги, дороговизна материально-технических  средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на  финансовом состоянии их предприятий, высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала, низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников, высокая доля транспортной составляющей в расходах. Так же в последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России. 

2.2.Основные направления государственной поддержки развития

         малого  бизнеса в Российской Федерации 

Поддержкой  мало и среднего предпринимательства  на государственном уровне занимаются специальные фонды. Задачи системы фондов логически следуют из определенных ФЗ-88 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" основных функций государственных и муниципальных фондов. К ним относятся:  
   • предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения  товарного рынка;  
   • выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;  
   • долевое участие в создании и деятельности инфраструктуры государственной  поддержки  малого бизнеса;  
   • финансирование мероприятий по подготовке кадров для малых предприятий;  
   • осуществление внешнеэкономической деятельности в области малого бизнеса.  
    Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов. Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. И в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:

     - создание институциональных основ;

     - управленческая научно-методическая  поддержка;

     - правовое обеспечение и защита  предпринимательства, отраженные  в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном,  коммерческом кодексах, в системе  специальных законов о статусе  и льготах для мелких и средних  предприятий, инновационных предприятий;

     - финансово-кредитная поддержка;

     - налоговая политика;

     - антимонопольная политика.

     Важным  инструментом государственной поддержки  малым предприятиям в большинстве  промышленно развитых стран является система государственных заказов. Размещение заказов является одной из самых наиболее уязвимых в отношении коррупции сфер экономики.  
С 1 января 2006 года, а именно с момента вступления в силу Закона 94-ФЗ, ситуация с размещением государственного и муниципального заказа в Российской Федерации принципиально изменилась. Новое законодательство пришло на смену неэффективному и практически на 99% коррупционному порядку проведения процедур размещении заказов.  
Основными задачами реформы системы размещения заказов стало обеспечение закупки продукции, соответствующей по качеству требованиям заказчика, устранение коррупции и достижение экономии бюджетных средств, обеспечение равного доступа предпринимателей к процедуре закупок и введение механизмов объективного выбора победителя.  
Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий прежде всего на цели научно-технического развития. Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства оказывает финансовую помощь в виде субсидии организациям для закупки оборудования и предметов основных средств.

     Размер  финансовой помощи может достигать  5 000 000,00 рублей на условиях софинансирования, т.е предприятие вкладывает такую же сумму в  проект на закупку оборудования. Возможен зачет вложений предприятия в текущем финансовом году.

Предельный  размер субсидий  не может превышать:

-5 000 000 рублей - по проектам субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве (в том числе предоставляющих машины и оборудование по договорам финансовой аренды (лизинга) субъектам малого и среднего предпринимательства, а также использующих указанные машины и оборудование) и в строительстве города Москвы;

-2 500 000 рублей – по всем остальным проектам субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по приоритетным направлениям поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Для получения  субсидии организации необходимо:

1. Деятельность  организации должна относиться  к приоритетным направлениям поддержки малого и среднего предпринимательства: промышленной (в том числе строительной, архитектурной, изыскательской), инновационной, жилищно-коммунальной, молодежной и социальной сферы, бытового обслуживания, ремесленничества, а также субъектам малого и среднего предпринимательства, приобретающим транспортные средства в целях собственной предпринимательской деятельности.

2. Предоставить  необходимый пакет документов

3. Разработать  Бизнес - план (ТЭО) проекта

4. Участвовать  в конкурсном отборе в Комиссии  по финансовой и имущественной  поддержке при Префектуре Западного  административного округа г. Москвы

5. Участвовать  в конкурсном отборе в Комиссии  Правительства Москвы по финансовой  и имущественной поддержке

6. Предприятие получает бюджетные  средства, закупает оборудование  и представляет финансовый отчет

7. Предприятие выполняет комплекс  мероприятий и представляет документы,  подтверждающие достижение социально-экономических  показателей согласно ТЭО проекта

     Субсидии  за счет средств бюджета города Москвы предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим отдельные виды деятельности по приоритетным направлениям поддержки и развития малого и среднего предпринимательства 

     Субсидия  предоставляется при  условии вложения субъектом малого или среднего предпринимательства в проект внебюджетных (в том числе собственных) средств в размере не менее 50% общей суммы финансирования проекта.

     К зачету принимается стоимость приобретаемых  основных средств, право собственности  на которые возникает не ранее 1 января текущего финансового года.

     Государственная поддержка малому и среднему бизнесу  в налоговой политике проявляется  через льготную систему налогообложения  и систему ускоренной амортизации  основных средств.

Информация о работе Малый и средний бизнес в России