Малый и средний бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение сущности малого и среднего бизнеса в России, его место и роль в экономике, перспективы развития.

Задачами курсовой работы стали следующие: изучить историю развития малого и среднего бизнеса в России, понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России, социально- экономическую специфику и особенности функционирования малого и среднего бизнеса, проблемы становления малого и среднего бизнеса в России, тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России, основные направления государственной поддержки развития

малого бизнеса в Российской Федерации, определить экономические границы малого и среднего бизнеса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3-4

Глава 1 История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России

1.1 История развития малого и среднего бизнеса в России………...5-8

1.2 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России…....9-11

1.3Социально-экономическая специфика и особенности функционирования малого и среднего бизнеса……………….….12-14

Глава2 Современные проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России:

2.1Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России..15-20

2.2 Основные направления государственной поддержки развития

малого бизнеса в Российской Федерации………………………....21-25

2.3Тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России……………………………………26-30

Глава3 Определение экономических границ малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………...31-33

Заключение………………………………………………………………...34-36

Список использованных источников………………………………….…37-38

Файлы: 1 файл

курсовая(4).docx

— 68.26 Кб (Скачать)

     Главными  особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность в  хозяйственной сфере с целью  получения прибыли, экономическая  свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг  на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и  “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).   Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

       Функциями малого предприятия,  прежде всего, являются экономические,  определяемые его ролью как,  во-первых, работодателя; во-вторых  – производителя продукции и  услуг, в-третьих – катализатора  научно-технического прогресса,  в четвертых – налогоплательщика,  в пятых – агента рыночных  отношений.  

     Не менее значимой функцией является социальная. Так через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Малые предприятия являются главным местом производственного обучения и своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров.

     Основными сферами деятельности малых предприятий  являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и  строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом  является торговля и посредническая деятельность (более 70%).

     Основными потребителями продукции и услуг  малого и среднего бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы  и предприниматели, государственные  учреждения и организации, торгово-посреднические организации.

     В существующих условиях рыночных отношений  в России малый и средний бизнес являются одним из наиболее перспективных  форм хозяйствования. Однако, малые  и средние предприятия не занимают того места, которое им отводится  в экономически развитых странах, где  число таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий. В этом секторе экономики в  развитых странах занято две трети  работающих, производится более половины ВВП. Россия значительно отстает  от стран с рыночной экономикой по этим показателям. Доля малого предпринимательства  в ВВП России в настоящее время не превышает 17%, стоимость основных фондов промышленности – чуть более 3%.

     Итак, малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Его роль очень велика. Он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.

     1.3.Социально-экономическая специфика и особенности функционирования малого и среднего бизнеса 

 В  настоящее время экономика России  переживает достаточно сложный  этап, связанный с процессами  стабилизации и укрепления, которые во многом определяются результативностью функционирования малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства позволит решить многие экономические и социальные проблемы: придать экономике гибкость и стабильность; насытить внутренний рынок и снизить его импортозависимость; создать новые рабочие места и обеспечить самозанятость населения; снять экономическую и социальную напряженность в регионах.

     Малые предприятия работают в неблагоприятных  условиях внешней среды. Неблагоприятная среда и экономические трудности привели к моноспециализации малого предпринимательства: доля отрасли торговли доминирует, и большая часть создаваемых малых предприятий именно торговые. Между тем основой конкурентоспособного малого предпринимательства должны стать такие отрасли как промышленность, строительство, инновационный бизнес, которые дают гораздо более высокий прирост ВВП и позволяют создать большее число рабочих мест, повысить деловую активность регионов.

Согласно  результатам анализа, проведенного Агентством США по международному развитию совместно с Ресурсным центром  малого предпринимательства РФ, вклад предприятий с численностью занятых до 250 чел. ( малые и средние предприятия по классификации ЕС ) по отношению к соответствующей суммарной величине всех предприятий России в 2007 г.г. составил 47%, а общая занятость в малом бизнесе на 1 января 2008 г. оценивается в 16,7 млн. чел. или в 24,5% от общего числа занятых в экономике. Однако, эти показатели также ниже уровня экономически развитых стран.

     А что касается самозанятости, то в  данный момент в США широкое распространение  получила работа на дому, которой полностью  занято 39 миллионов граждан, и половину рабочего дня (с 4-часовой работой  по найму) - 21 млн. человек.

     В отличие от российской работы на дому, надомничеством в США  занимается наиболее квалифицированная часть населения. Это врачи, юристы, преподаватели и т.д., являющиеся по существу предпринимателями без образования юридического лица; на наших глазах происходит своеобразная трансформация  бывших наемных работников и предпринимателей, в основе которой лежат новые информационные технологии, вызванные к жизни современными НТР и НТП, успешное протекание которых обусловлено более совершенными общественными отношениями. Поэтому производство оборудования для обеспечения бизнеса остается крупнейшей и наиболее растущей областью информационных технологий.

     В промышленно развитых странах малые  фирмы успешно участвуют в  научных разработках и внедрении нововведений. Вместе с тем, в отличие от крупных компаний, выполняющих большое количество различных проектов, малые фирмы концентрируют свои усилия на разработке одного-двух изобретений. Такая концентрация усилий и средств позволяет малому бизнесу повысить удельные расходы на НИОКР в совокупных объемах продаж нередко до 5-7%. По этому показателю небольшие компании не только не уступают крупным промышленным гигантам, но зачастую превосходят их. Другой отличительной особенностью малых предпринимательских структур является короткий временной интервал,  в течение которого осуществляются научные разработки, и значительная скорость внедрения полученных результатов исследования в производство. Ускоренное промышленное освоение изобретений дает малым предприятиям возможность получать ощутимый коммерческий эффект. В ходе обследования западными экономистами было установлено, что эффективность научных поисков малого бизнеса в целом по национальной промышленности развитых стран на 43% выше, чем у крупнейших корпораций.

     Наиболее  эффективным субъектом хозяйственной  деятельности инновационного предпринимательства  выступают малые предприятия, являясь  важным источником инноваций и тем  самым необходимым звеном в процессе воспроизводства инноваций, которое  обеспечивает доведение разработок до "товарного вида" и внедрение  их в производство, способствует прогрессивной  структурной перестройке народнохозяйственного  комплекса, поэтому государству  необходимо упростить выдачу авторских  свидетельств, ноу-хау и т.д.

     Успехи  малого бизнеса в сфере НИОКР  неразрывно связаны с творческой атмосферой, которая характерна для  работы в небольших компаниях. Свобода  поисков и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, готовность к риску, быстрая  практическая апробация выдвинутых оригинальных предложений - вот далеко не полный перечень отличительных черт научно-технической деятельности малых  предприятий.

     В итоге, можно сказать, что во-первых, как уже отмечалось, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без  которых немыслима его высокая  эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и  сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое  главное), он создает ту среду и  дух предпринимательства, без которых  рыночная экономика невозможна. 
    
    

     2.Современные проблемы и перспективы развития малого и среднего  бизнеса в России.

     2.1Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России 

     На  деятельность малых и средних  предприятий в России оказывают  влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные  особенностями предприятия, и факторы  внешней среды.

     Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности.

     Внешняя среда подразумевает собой совокупность внешних по отношению к данному  предприятию факторов, изменение  значений которых существенно влияет на его состояние и результаты деятельности.

     Внешняя среда для предприятий имеет  важное значение:

     1. как источник ресурсов;

     2. как потребитель результатов  деятельности предприятия и место  общественного признания и оценки  этих результатов;

     3. как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.

     Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая – это создающие  угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая – формирующие условия, возможности  для их развития. Определяя стратегию  развития предприятия, руководители стремятся  выбирать такой образ действий, который  позволит максимально использовать открывающиеся возможности и  устранить риски.

     Одной из самых существенных черт предпринимательства  является его рисковый характер.  Кроме того,  предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.

     Малые предприятия, как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская  единица, наиболее зависимая от колебаний  рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней  среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняя среда малых  предприятий отличается собой в  сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степени неопределенности. Это объясняется тем, что малые  предприятия, как правило, действуют  на локальном рынке, который в  отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса  является, его объективно подчиненная  роль в системе отношений с  государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется  специфическая черта, которая связана  именно с периодом радикальных реформ, - это исключительная подвижность  внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И  все это серьезно затрудняет для  предприятия возможности адекватного  на них реагирования.

     Кроме негативных изменений внешней среды  на возрастание неопределенности и  степени рисков в деятельности малых  предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая  от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:

     - в способах разделения труда; 

     - расстановке кадров;

     - распределения прав и ответственности; 

     - проведения маркетинговой политики;

     - налаживания финансовых потоков  на предприятии; 

     - получении информации и т.д.

     В настоящее время, по оценкам самих  предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна  материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно  сказывается на  финансовом состоянии их предприятий.

     Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная  черта современной пирамиды в  России – формирование и хроническое  воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия  охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой  перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение.

Информация о работе Малый и средний бизнес в России