Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности малого и среднего бизнеса в России, его место и роль в экономике, перспективы развития.
Задачами курсовой работы стали следующие: изучить историю развития малого и среднего бизнеса в России, понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России, социально- экономическую специфику и особенности функционирования малого и среднего бизнеса, проблемы становления малого и среднего бизнеса в России, тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России, основные направления государственной поддержки развития
малого бизнеса в Российской Федерации, определить экономические границы малого и среднего бизнеса.
Введение……………………………………………………………….3-4
Глава 1 История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России
1.1 История развития малого и среднего бизнеса в России………...5-8
1.2 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России…....9-11
1.3Социально-экономическая специфика и особенности функционирования малого и среднего бизнеса……………….….12-14
Глава2 Современные проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России:
2.1Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России..15-20
2.2 Основные направления государственной поддержки развития
малого бизнеса в Российской Федерации………………………....21-25
2.3Тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России……………………………………26-30
Глава3 Определение экономических границ малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………...31-33
Заключение………………………………………………………………...34-36
Список использованных источников………………………………….…37-38
Главными особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.
Функциями малого предприятия,
прежде всего, являются
Не менее значимой функцией является социальная. Так через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Малые предприятия являются главным местом производственного обучения и своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров.
Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%).
Основными
потребителями продукции и
В
существующих условиях рыночных отношений
в России малый и средний бизнес
являются одним из наиболее перспективных
форм хозяйствования. Однако, малые
и средние предприятия не занимают
того места, которое им отводится
в экономически развитых странах, где
число таких предприятий
Итак, малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Его роль очень велика. Он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.
1.3.Социально-
В
настоящее время экономика
Малые предприятия работают в неблагоприятных условиях внешней среды. Неблагоприятная среда и экономические трудности привели к моноспециализации малого предпринимательства: доля отрасли торговли доминирует, и большая часть создаваемых малых предприятий именно торговые. Между тем основой конкурентоспособного малого предпринимательства должны стать такие отрасли как промышленность, строительство, инновационный бизнес, которые дают гораздо более высокий прирост ВВП и позволяют создать большее число рабочих мест, повысить деловую активность регионов.
Согласно результатам анализа, проведенного Агентством США по международному развитию совместно с Ресурсным центром малого предпринимательства РФ, вклад предприятий с численностью занятых до 250 чел. ( малые и средние предприятия по классификации ЕС ) по отношению к соответствующей суммарной величине всех предприятий России в 2007 г.г. составил 47%, а общая занятость в малом бизнесе на 1 января 2008 г. оценивается в 16,7 млн. чел. или в 24,5% от общего числа занятых в экономике. Однако, эти показатели также ниже уровня экономически развитых стран.
А что касается самозанятости, то в данный момент в США широкое распространение получила работа на дому, которой полностью занято 39 миллионов граждан, и половину рабочего дня (с 4-часовой работой по найму) - 21 млн. человек.
В отличие от российской работы на дому, надомничеством в США занимается наиболее квалифицированная часть населения. Это врачи, юристы, преподаватели и т.д., являющиеся по существу предпринимателями без образования юридического лица; на наших глазах происходит своеобразная трансформация бывших наемных работников и предпринимателей, в основе которой лежат новые информационные технологии, вызванные к жизни современными НТР и НТП, успешное протекание которых обусловлено более совершенными общественными отношениями. Поэтому производство оборудования для обеспечения бизнеса остается крупнейшей и наиболее растущей областью информационных технологий.
В промышленно развитых странах малые фирмы успешно участвуют в научных разработках и внедрении нововведений. Вместе с тем, в отличие от крупных компаний, выполняющих большое количество различных проектов, малые фирмы концентрируют свои усилия на разработке одного-двух изобретений. Такая концентрация усилий и средств позволяет малому бизнесу повысить удельные расходы на НИОКР в совокупных объемах продаж нередко до 5-7%. По этому показателю небольшие компании не только не уступают крупным промышленным гигантам, но зачастую превосходят их. Другой отличительной особенностью малых предпринимательских структур является короткий временной интервал, в течение которого осуществляются научные разработки, и значительная скорость внедрения полученных результатов исследования в производство. Ускоренное промышленное освоение изобретений дает малым предприятиям возможность получать ощутимый коммерческий эффект. В ходе обследования западными экономистами было установлено, что эффективность научных поисков малого бизнеса в целом по национальной промышленности развитых стран на 43% выше, чем у крупнейших корпораций.
Наиболее
эффективным субъектом
Успехи
малого бизнеса в сфере НИОКР
неразрывно связаны с творческой
атмосферой, которая характерна для
работы в небольших компаниях. Свобода
поисков и поощрение
В
итоге, можно сказать, что во-первых,
как уже отмечалось, малый бизнес
обеспечивает необходимую мобильность
в условиях рынка, создает глубокую
специализацию и кооперацию, без
которых немыслима его высокая
эффективность. Во-вторых, он способен
не только быстро заполнять ниши, образующиеся
в потребительской сфере, но и
сравнительно быстро окупаться. В-третьих,
- создавать атмосферу
2.Современные проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России.
2.1Проблемы
становления малого
и среднего бизнеса
в России
На
деятельность малых и средних
предприятий в России оказывают
влияние сразу несколько
Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности.
Внешняя
среда подразумевает собой
Внешняя среда для предприятий имеет важное значение:
1. как источник ресурсов;
2.
как потребитель результатов
деятельности предприятия и
3. как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.
Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая – это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая – формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.
Одной из самых существенных черт предпринимательства является его рисковый характер. Кроме того, предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.
Малые
предприятия, как субъект управления
в рыночной экономике, характеризуются,
прежде всего, как неустойчивая предпринимательская
единица, наиболее зависимая от колебаний
рынка. А это значит, что непредвиденные
неблагоприятные изменения
Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:
- в способах разделения труда;
- расстановке кадров;
-
распределения прав и
- проведения маркетинговой политики;
-
налаживания финансовых
- получении информации и т.д.
В
настоящее время, по оценкам самих
предпринимателей, в своей деятельности
они сталкиваются с проблемами, такими
как высокие налоги, дороговизна
материально-технических
Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России – формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение.