Малый и средний бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение сущности малого и среднего бизнеса в России, его место и роль в экономике, перспективы развития.

Задачами курсовой работы стали следующие: изучить историю развития малого и среднего бизнеса в России, понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России, социально- экономическую специфику и особенности функционирования малого и среднего бизнеса, проблемы становления малого и среднего бизнеса в России, тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России, основные направления государственной поддержки развития

малого бизнеса в Российской Федерации, определить экономические границы малого и среднего бизнеса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3-4

Глава 1 История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России

1.1 История развития малого и среднего бизнеса в России………...5-8

1.2 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России…....9-11

1.3Социально-экономическая специфика и особенности функционирования малого и среднего бизнеса……………….….12-14

Глава2 Современные проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России:

2.1Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России..15-20

2.2 Основные направления государственной поддержки развития

малого бизнеса в Российской Федерации………………………....21-25

2.3Тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России……………………………………26-30

Глава3 Определение экономических границ малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………...31-33

Заключение………………………………………………………………...34-36

Список использованных источников………………………………….…37-38

Файлы: 1 файл

курсовая(4).docx

— 68.26 Кб (Скачать)

     Выручку в размере от 100 до 500 тыс. руб. получают 8,8% малых предприятий от общего количества МП города Москвы, от 500 до 1000 тыс. руб. - 5,4%, от 1 до 5 млн руб. - 15,4%, от 5 до 10 млн  руб. - 7%, от 10 до 50 млн руб. - 12,1%, от 50 млн  руб. и более - 7,7% малых предприятий.  
По данным аналитического отчета "Анализ состояния бизнеса г. Москвы в 2009-2010 гг. и его вклада в социально-экономическое развитие города", темпы роста налоговых поступлений от представителей малого и среднего бизнеса Москвы, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов малого бизнеса, применяющих специальные режимы налогообложения, по которым наблюдается активная динамика. Так, по единому налогу по упрощенной системе налогообложения прирост составил 29,9%, или 1,11 млрд руб., по единому сельскохозяйственному налогу - 57,8%, или 205,2 млн руб. Максимальный рост произошел по единому налогу на вмененный доход - в 142 раза.

     Не  отстают и регионы. В Уральском федеральном округе в настоящее время работает 76 тыс. предприятий малого бизнеса и 249 тыс. индивидуальных  предпринимателей.

     Годовой оборот каждого предприятия в  среднем составляет 13 млн руб. В 2009 году оборот предприятий малого бизнеса вырос на 32%, а объем инвестиций в создание предприятий малого бизнеса увеличился на 20%. На 1000 жителей приходится 31 индивидуальный предприниматель. Для сравнения: в целом по России этот показатель составляет порядка 47%.

     В Тюменской области зарегистрировано 36 тыс. субъектов малого предпринимательства, из них 28 тыс. - индивидуальные предприниматели. Большинство из них работают в сфере оптовой и розничной торговли, услуг, строительстве и на обрабатывающих производствах. В малом предпринимательстве на сегодня занято 77 тыс. жителей Тюменской области, или 19,8% от трудоспособного населения. Оборот предприятий малого бизнеса по итогам прошлого года составил 558 млрд руб. Доля малого бизнеса в ВВП области - 21%. Для сравнения: в странах Европы этот показатель  превышает  40%.

     В Иркутске по состоянию на 1 января 2009 года зарегистрировано 7166 малых предприятий с численностью 43 800 человек и 15 900 индивидуальных предпринимателей. В целом в малом бизнесе занят каждый  четвертый,  работающий  в  городе.

     Малые предприятия Курганской области обеспечивают 6% от всех налоговых поступлений, собираемых на территории области.  
В Ханты-Мансийском автономном округе в 2006 году от предприятий малого бизнеса в бюджет поступило более 100 млн руб. Более 22% экономически активного населения округа заняты в малом и среднем бизнесе.

     По  развитию малого предпринимательства  Свердловская область занимает 5-е место в Российской Федерации. В малом бизнесе занято 23% экономически активного населения, 33% доходов областного бюджета сформировано за счет налоговых отчислений малых предприятий.

     Малый и средний бизнес живут, развиваются и достигают положительных результатов практически на всей территории нашей страны. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что у малого и среднего бизнеса есть надежда на светлое будущее. Но за место под солнцем надо бороться! 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     На  основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее: малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

     Мелкие  и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских  и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса  в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации  в научных разработках привело  к тому, что во многих случаях  небольшие фирмы идут по более  простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия  стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует  процесс производства с целью  наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми  фирмами малого и среднего предпринимательства.

     Важность  малых предприятий еще и в  том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены  постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы  существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше  других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы  прибыль доставалась именно им.

     Мелкие  и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных  компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного  потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность  в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные  монополисты вынуждены затрачивать  много усилий в этом направлении  или создавать разветвленную  сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания  престижа крупной фирмы.

     Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют  потребности в дефицитных видах  товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

     Развитие  малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого  среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный  уровень жизни, являющихся основой  социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие  малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего  потенциала личности.

     Таким образом, малое предпринимательство  ведет к оздоровлению экономики  в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая  была бы направлена на расширение и  развитие предприятий малого предпринимательства  в нашей стране.

     Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной  экономике, не следует рассматривать  лишь как очередную компанию в  системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

     Хотя  у предприятий, как и у государства  до сих пор остаются открытыми  большое количество проблем, и до сих пор  сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что  способствует освоению  новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников

     1. Антилов А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуальные проблемы современной науки, 2006- № 6- С. 14 – 22

     2. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления //Российский экономический журнал, 2009-№8-С.10-14

     3. Глухов В. Экономика малого  предприятия. СПб: Специальная литература, 2006.

     4.Грязнова  А.Г., Думная Н.Н.. Макроэкономика: теория и российская практика; М.: КноРус, 2006, 678 с.

     5. Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю., Южелевский В.К. Государство и экономика: Факторы роста/ Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю., Южелевский В.К.. - М.: Наука, 2006, 214 с.

     6. Игнатов В.Г., Бородина О.Ю. Органы  власти и поддержка малого  бизнеса М.: "Издательство Приор", 2006.

     7. Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л.  Малый бизнесМ.:ИНФРА-М, 2007,  с 345.

     8. Лысаковская Е.В.. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса// Право и образование, № 5, 2006, с. 261 – 266

     9. Оноприенко В.И. Малые предприятия:  Опыт, проблемы. - М.: Профиздат, 2006.

     10. Сидоров М.А. Проблемы малого  бизнеса в России. // Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес - экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

     11. Торкановский Е.М. Организационно-правовые  меры развития малого бизнеса  в России// Бизнес и политика- 2006- № 3-4

     12. Трапкова А.В. Доверие в российском  малом и среднем бизнесе// Общественные науки и современность, 2004- № 4- С. 36-48.

     13. Шахмалов Ф. Малый бизнес в  системе рыночных реформ: проблемы  роста или выживания. //http://www. rcsme. ru.

     14. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. //  http://www.kreditbusiness.ru/kreditovanie

     15. Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса.// http://www.raexpert.ru/

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
    
    

Информация о работе Малый и средний бизнес в России