Малый и средний бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение сущности малого и среднего бизнеса в России, его место и роль в экономике, перспективы развития.

Задачами курсовой работы стали следующие: изучить историю развития малого и среднего бизнеса в России, понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России, социально- экономическую специфику и особенности функционирования малого и среднего бизнеса, проблемы становления малого и среднего бизнеса в России, тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России, основные направления государственной поддержки развития

малого бизнеса в Российской Федерации, определить экономические границы малого и среднего бизнеса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3-4

Глава 1 История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России

1.1 История развития малого и среднего бизнеса в России………...5-8

1.2 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России…....9-11

1.3Социально-экономическая специфика и особенности функционирования малого и среднего бизнеса……………….….12-14

Глава2 Современные проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России:

2.1Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России..15-20

2.2 Основные направления государственной поддержки развития

малого бизнеса в Российской Федерации………………………....21-25

2.3Тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России……………………………………26-30

Глава3 Определение экономических границ малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………...31-33

Заключение………………………………………………………………...34-36

Список использованных источников………………………………….…37-38

Файлы: 1 файл

курсовая(4).docx

— 68.26 Кб (Скачать)

     Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений  и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных  фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.

     К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.

     Из  всего сказанного, очевидно, что  от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между  государством и бизнесом, от учета  в полной мере интересов обеих  сторон в значительной степени зависит  экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства  не может носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым  и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного  развития малого предпринимательства  все стороны обязаны прилагать  постоянно возрастающие усилия, действовать  заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости. 
 
 
 
 
 
 

2.3.Тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России 

     С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный  закон № 209-ФЗ «О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации», который определил  новые критерии отнесения к экономическому сектору малого и среднего предпринимательства (МСП), цели и принципы государственной  политики по развитию МСП.

     В соответствии с новым Законом  основными целями государственной  политики по развитию субъектов МСП  в Российской Федерации являются развитие самозанятости населения, увеличение количества субъектов МСП, создание благоприятных условий  деятельности, обеспечение конкурентоспособности, увеличение доли производимых ими товаров, работ и услуг в валовом  внутреннем продукте Российской Федерации  и валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации, а  также в налоговых доходах  федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов.

     Законом установлены следующие критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:

- Средняя  численность работников за предшествующий  календарный год: микропредприятия  с численностью занятых до 15 человек,  малые предприятия - от 16 до 100 человек,  средние предприятия - от 101 до 250 человек. 

- Для  юридических лиц – суммарная  доля участия, принадлежащая одному  или нескольким юридическим лицам,  не являющимся субъектами МСП,  не должна превышать 25%.

- Выручка  от реализации товаров за предшествующий  год не должна превышать: для  микропредприятий – 60 млн.руб., для  малых предприятий – 400 млн.руб., для средних предприятий –  1 млрд.руб. 

     По  оценке, в 2009 году на территории Московской области действовало 8,7 тысяч малых предприятий, 193 средних предприятия, 44,4 тысячи индивидуальных предпринимателей.

     Одна  треть малых предприятий осуществляла свою деятельность в оптовой и  розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования (31,9 %). Значительна доля малых предприятий  обрабатывающих производств (24,8 %) и  строительства (12,1 %).

     По  предварительной оценке, на малых предприятиях в 2009 году было занято 108,7 тыс. человек. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях (без микропредприятий) составила 71,3 тыс. человек. Наибольшее число работающих было занято в оптовой и розничной торговле (31%), обрабатывающих производствах (25,7%) и строительстве (21,1%).

Доля  среднесписочной численности работников малых и средних предприятий  области от среднесписочной численности  работников Московской области в 2008 году достигла 27%.

     По  оценке, оборот малых предприятий  в 2008 году составил 90,3 млрд. рублей, что на 43% больше уровня 2008 года. Оборот средних предприятий достиг 28,85 млрд.руб. – на 27,7 % больше предыдущего года.

Темпы роста оборота малых и средних  предприятий Московской области (в действующих ценах) в отдельных видах экономической деятельности выше, чем рост оборота всех организаций и предприятий области.

     В секторе малого предпринимательства  наиболее высокими темпами развивались:

- предоставление  прочих коммунальных, социальных  и персональных услуг – на 59,9 % больше 2008 года (по всем организациям в целом по области – на 31,7%);

- транспорт и связь – на 32,7% больше 2008 года (по всем организациям в целом по области – на 21,7%);

- гостиницы  и рестораны – на 30,2% больше 2008 года (по всем организациям в целом по области – на 4,6%);

- строительство – на 28,3% больше 2008 года (по всем организациям в целом по области темпы роста снизились на 2,1%).

- сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство – на 26,9% больше 2008 года (по всем организациям в целом по области – на 20,8%).

     На  средних предприятиях наиболее высокие  темпы роста были отмечены в транспорте и связи (152,1% к уровню 2008 года), сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (129,1%), обрабатывающих производствах (129,9%) и операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (143,4%).

     По  оценке, доля оборота малых и средних предприятий в 2009 году составила 30,8% от общего оборота организаций области, в том числе доля малых предприятий (без микропредприятий) – 17,5%, доля средних предприятий – 7,5 %.

     Удельный  вес малых (без микропредприятий) и средних предприятий в обороте  по полному кругу организаций  по отдельным видам деятельности составил:

- в гостиничном  и ресторанном бизнесе - 69,3%;

- в строительстве  – 47%;

- в сельском  хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве  –42,7%;

- в оптовой  и розничной торговле – 45,5%;

- в операциях  с недвижимым имуществом, аренде  и предоставлении услуг – 17,9%;

- в обрабатывающих  производствах - 15,8%.

     В структуре оборота малых предприятий (без микропредприятий) по основным видам экономической деятельности лидируют:

- оптовая  и розничная торговля; ремонт  автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования – 59%;

- обрабатывающие  производства – 20,8%

     Аналогичная картина наблюдается в структуре  оборота средних предприятий, здесь  лидируют обрабатывающие производства (46%) и оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования (37%).

Объем инвестиций в основной капитал малых  предприятий (без микропредприятий) и средних предприятий в 2009 году cоставил 3270,6 млн. рублей.

Основной  объем инвестиций направлен:

в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство  – 1583,9 млн. руб.(48,4% от общего объема инвестиций);

обрабатывающие  производства – 896,8 млн.руб. (27,4%);

строительство – 242,1 млн.руб. (7,4%);

гостиницы и рестораны – 135,1 млн.руб. (4,1%).  

Потребительский рынок

     Вклад оптовой и розничной торговли, а также ремонта автотранспортных средств в формирование валового регионального продукта составляет около 13 процентов. В этих видах деятельности работает более 15% занятых в экономике  региона.

     В структуре потребительского рынка 72,7% занимал сектор розничной торговли, 23% рынок платных услуг и 4,3% - общественное питание.

В 2009 году рост объёмов услуг торговли составил 15,7%, общественного питания - 25,1%, платных услуг, оказанных населению области - 6,7%.   

 Динамика оборота розничной торговли, млрд.руб.

     Оборот  розничной торговли увеличился на 15,7% в сопоставимых ценах и составил 82004 млн. рублей. Сохранилась тенденция  формирования оборота розничной торговле в основном торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка – 92,3% (2008 год – 91,6%), их оборот возрос на 16,5%, тогда как прирост продаж на рынках и ярмарках составил 6%.

     Прочное место в торговле занимает малый  бизнес. Малые предприятия формировали 25,1% оборота розничной торговли, индивидуальные предприниматели, реализующие  товары в стационарной торговой сети – 20%.

     Непродовольственных товаров в 2009 году населению продано на 42008,4 млн. рублей, продовольственных - на 39995,6 млн. рублей. В товарной массе это составило соответственно 124% и 107,1% к уровню 2007г.

     В 2009 году из непродовольственных товаров наиболее существенно (более чем на 19-20% в сопоставимых ценах) выросла по сравнению с 2008 годом розничная продажа легковых автомобилей, бытовых холодильников, мебели, стиральных машин (на 16-18%), телефонов, персональных ЭВМ, телевизоров, электропылесосов.

     Практически в течение всего года сохранялся устойчивый уровень товарных запасов  в розничной торговле (26-28 дней торговли). В 2009 году продолжалось развитие инфраструктуры потребительского рынка, способствующее развитию конкурентной среды. Обеспеченность торговыми площадями в расчёте на тысячу жителей по области возросла с 474 кв.метров в 2008 году до 505 кв.метров в 2008 году.

     Оборот общественного питания в 2009 году вырос на 25,1% в сопоставимых ценах составил 4795,4 млрд. рублей. Сеть общественного питания увеличилась в 2009 году на 37 предприятий и насчитывает на начало 2009 года 1743 предприятия.   

  

3.Определение экономических границ малого и среднего бизнеса   

       Малое предпринимательство занимает  определенную нишу в системе  экономических отношений современного  общественного устройства. В соответствии  со сложившимся характером разделения  труда в общественном масштабе  ему отводится двоякая роль: 
   • с одной стороны малое предпринимательство - это всеобщая основа (база) развития и подпитки свободных рыночных отношений, основанных на свободе распределения всех видов ограниченных  
   • с другой стороны малое предпринимательство это наиболее действенная форма решения задачи повышения эффективности всего общественного производства, поскольку его применение в отдельных сферах дает весьма ощутимый хозяйственный результат. 
   В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта.

     Малый бизнес в России, можно сказать, состоялся  на всей территории страны. Только в  Москве по состоянию на 1 июля 2009 года зарегистрировано 207 834 малых предприятия и 98 834 индивидуальных предпринимателя.

Информация о работе Малый и средний бизнес в России