Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности малого и среднего бизнеса в России, его место и роль в экономике, перспективы развития.
Задачами курсовой работы стали следующие: изучить историю развития малого и среднего бизнеса в России, понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России, социально- экономическую специфику и особенности функционирования малого и среднего бизнеса, проблемы становления малого и среднего бизнеса в России, тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России, основные направления государственной поддержки развития
малого бизнеса в Российской Федерации, определить экономические границы малого и среднего бизнеса.
Введение……………………………………………………………….3-4
Глава 1 История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России
1.1 История развития малого и среднего бизнеса в России………...5-8
1.2 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России…....9-11
1.3Социально-экономическая специфика и особенности функционирования малого и среднего бизнеса……………….….12-14
Глава2 Современные проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России:
2.1Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России..15-20
2.2 Основные направления государственной поддержки развития
малого бизнеса в Российской Федерации………………………....21-25
2.3Тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России……………………………………26-30
Глава3 Определение экономических границ малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………...31-33
Заключение………………………………………………………………...34-36
Список использованных источников………………………………….…37-38
Антимонопольная
политика включает в себя, во-первых,
меры по обеспечению справедливых равноправных
условий подрядных отношений
и сделок по государственным займам,
а также между крупными и небольшими
предприятиями; во-вторых меры по предупреждению
задержек платежей со стороны крупных
фирм небольшим подрядным
К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.
Из
всего сказанного, очевидно, что
от уровня развития не только крупного,
но и малого и среднего бизнеса, результата
партнерских отношений между
государством и бизнесом, от учета
в полной мере интересов обеих
сторон в значительной степени зависит
экономический и политический прогресс
России. Именно поэтому процесс взаимодействия
государственных структур и предпринимательства
не может носит спонтанный характер.
Он должен быть хорошо управляемым
и организованным. У всех участников
этого процесса должны быть единые
цели и намерения. Для стабильного
развития малого предпринимательства
все стороны обязаны прилагать
постоянно возрастающие усилия, действовать
заодно на принципах открытости, честности,
откровенности и
2.3.Тенденции
и перспективы развития
малого и среднего предпринимательства
в России
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который определил новые критерии отнесения к экономическому сектору малого и среднего предпринимательства (МСП), цели и принципы государственной политики по развитию МСП.
В
соответствии с новым Законом
основными целями государственной
политики по развитию субъектов МСП
в Российской Федерации являются
развитие самозанятости населения,
увеличение количества субъектов МСП,
создание благоприятных условий
деятельности, обеспечение
Законом установлены следующие критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:
- Средняя
численность работников за
- Для
юридических лиц – суммарная
доля участия, принадлежащая
- Выручка
от реализации товаров за
По оценке, в 2009 году на территории Московской области действовало 8,7 тысяч малых предприятий, 193 средних предприятия, 44,4 тысячи индивидуальных предпринимателей.
Одна
треть малых предприятий
По предварительной оценке, на малых предприятиях в 2009 году было занято 108,7 тыс. человек. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях (без микропредприятий) составила 71,3 тыс. человек. Наибольшее число работающих было занято в оптовой и розничной торговле (31%), обрабатывающих производствах (25,7%) и строительстве (21,1%).
Доля
среднесписочной численности
По оценке, оборот малых предприятий в 2008 году составил 90,3 млрд. рублей, что на 43% больше уровня 2008 года. Оборот средних предприятий достиг 28,85 млрд.руб. – на 27,7 % больше предыдущего года.
Темпы роста оборота малых и средних предприятий Московской области (в действующих ценах) в отдельных видах экономической деятельности выше, чем рост оборота всех организаций и предприятий области.
В секторе малого предпринимательства наиболее высокими темпами развивались:
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – на 59,9 % больше 2008 года (по всем организациям в целом по области – на 31,7%);
- транспорт и связь – на 32,7% больше 2008 года (по всем организациям в целом по области – на 21,7%);
- гостиницы и рестораны – на 30,2% больше 2008 года (по всем организациям в целом по области – на 4,6%);
- строительство – на 28,3% больше 2008 года (по всем организациям в целом по области темпы роста снизились на 2,1%).
- сельское
хозяйство, охота и лесное
На средних предприятиях наиболее высокие темпы роста были отмечены в транспорте и связи (152,1% к уровню 2008 года), сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (129,1%), обрабатывающих производствах (129,9%) и операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (143,4%).
По оценке, доля оборота малых и средних предприятий в 2009 году составила 30,8% от общего оборота организаций области, в том числе доля малых предприятий (без микропредприятий) – 17,5%, доля средних предприятий – 7,5 %.
Удельный
вес малых (без микропредприятий)
и средних предприятий в
- в гостиничном и ресторанном бизнесе - 69,3%;
- в строительстве – 47%;
- в сельском
хозяйстве, охоте и лесном
- в оптовой и розничной торговле – 45,5%;
- в операциях
с недвижимым имуществом, аренде
и предоставлении услуг – 17,9%
- в обрабатывающих производствах - 15,8%.
В
структуре оборота малых
- оптовая
и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств,
- обрабатывающие производства – 20,8%
Аналогичная
картина наблюдается в
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий (без микропредприятий) и средних предприятий в 2009 году cоставил 3270,6 млн. рублей.
Основной объем инвестиций направлен:
в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство – 1583,9 млн. руб.(48,4% от общего объема инвестиций);
обрабатывающие производства – 896,8 млн.руб. (27,4%);
строительство – 242,1 млн.руб. (7,4%);
гостиницы
и рестораны – 135,1 млн.руб. (4,1%).
Потребительский рынок
Вклад
оптовой и розничной торговли,
а также ремонта
В структуре потребительского рынка 72,7% занимал сектор розничной торговли, 23% рынок платных услуг и 4,3% - общественное питание.
В 2009 году
рост объёмов услуг торговли составил
15,7%, общественного питания - 25,1%, платных
услуг, оказанных населению области - 6,7%.
Динамика оборота розничной торговли, млрд.руб.
Оборот розничной торговли увеличился на 15,7% в сопоставимых ценах и составил 82004 млн. рублей. Сохранилась тенденция формирования оборота розничной торговле в основном торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка – 92,3% (2008 год – 91,6%), их оборот возрос на 16,5%, тогда как прирост продаж на рынках и ярмарках составил 6%.
Прочное место в торговле занимает малый бизнес. Малые предприятия формировали 25,1% оборота розничной торговли, индивидуальные предприниматели, реализующие товары в стационарной торговой сети – 20%.
Непродовольственных товаров в 2009 году населению продано на 42008,4 млн. рублей, продовольственных - на 39995,6 млн. рублей. В товарной массе это составило соответственно 124% и 107,1% к уровню 2007г.
В 2009 году из непродовольственных товаров наиболее существенно (более чем на 19-20% в сопоставимых ценах) выросла по сравнению с 2008 годом розничная продажа легковых автомобилей, бытовых холодильников, мебели, стиральных машин (на 16-18%), телефонов, персональных ЭВМ, телевизоров, электропылесосов.
Практически в течение всего года сохранялся устойчивый уровень товарных запасов в розничной торговле (26-28 дней торговли). В 2009 году продолжалось развитие инфраструктуры потребительского рынка, способствующее развитию конкурентной среды. Обеспеченность торговыми площадями в расчёте на тысячу жителей по области возросла с 474 кв.метров в 2008 году до 505 кв.метров в 2008 году.
Оборот
общественного питания в 2009 году вырос
на 25,1% в сопоставимых ценах составил 4795,4
млрд. рублей. Сеть общественного питания
увеличилась в 2009 году на 37 предприятий
и насчитывает на начало 2009 года 1743 предприятия.
3.Определение
экономических границ
малого и среднего бизнеса
Малое предпринимательство
• с одной стороны малое предпринимательство
- это всеобщая основа (база) развития и
подпитки свободных рыночных отношений,
основанных на свободе распределения
всех видов ограниченных
• с другой стороны малое предпринимательство
это наиболее действенная форма решения
задачи повышения эффективности всего
общественного производства, поскольку
его применение в отдельных сферах дает
весьма ощутимый хозяйственный результат.
В экономически развитых странах число
малых и средних предприятий достигает
80-99% от общего числа предприятий, в этом
секторе сосредоточены две трети экономически
активного населения, производится более
половины валового внутреннего продукта.
Малый бизнес в России, можно сказать, состоялся на всей территории страны. Только в Москве по состоянию на 1 июля 2009 года зарегистрировано 207 834 малых предприятия и 98 834 индивидуальных предпринимателя.