Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 05:07, курсовая работа

Краткое описание

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, средних и малых.

Файлы: 1 файл

ЭП малый бизнес.doc

— 203.00 Кб (Скачать)


Введение.

 

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, средних и малых.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-техни­ческого прогресса стала концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, трудо­выми и финансовыми ресурсами, наиболее квалифицированны­ми кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие тех­нологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время наблюдается небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в тех сфе­рах, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и сред­них предприятий особенно много в наукоемких видах производст­ва, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оз­доровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного разви­тия государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Меж­ду тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринима­тельская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуж­даются в разносторонней государственной поддержке.

В свое время Ленин пренебрежительно отзывался о представителях малого бизнеса как об обреченных на гибель «мелких хозяйничках», которые только «развращают пролетариат» и «не могут быть двигателями нового» (10. – 41, С. 27; 38, С. 133)  Но «хозяинички» оказались важными и полезными элементами для растущих систем.

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса  в России, выделить специфические особенности, обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях и  найти пути их решения.

В первой главе работы я предлагаю дать определение малому и среднему бизнесу, рассмотреть организационно-правовые формы предприятий и ознакомиться с особенностями и преимуществами предприятий малого и среднего бизнеса. Во второй главе проанализировать состояние малого и среднего бизнеса в России. В третьей главе данной работы рассмотреть пути и последствия решения проблем создания предприятий малого бизнеса.

1.      Определение малого и среднего бизнеса. Основные черты и преимущества малого предпринимательства.

 

1.1. Понятие малого и среднего бизнеса.

 

Одной из популярных в 80-х годах в США была книга Нейзбитта “Megatrends”. В ней Нейзбитт сказал: «Переходные этапы в экономике являются временем, когда расцветает предпринимательство. Сейчас мы переживаем такой период».

Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем .

Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.

       Предприятие малого бизнеса, по определению Управления малого бизнеса, - это независимо управляемая, не доминирующая в области своей деятельности фирма, отвечающая определенным стандартам размеров в плане количества работников и годового объема поступлений. Существует и другое определение, более адаптированное к Российским условиям:    «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.07 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) и прекратил свое действие прежний Федеральный закон от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ).

Сравним положения старого и нового Законов о малом бизнесе.

Положения Закона N 209-ФЗ распространяются не только на малые предприятия, но и на средние. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);

                                                             физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели),

                                                             крестьянские (фермерские) хозяйства.

Ранее к субъектам малого предпринимательства относились только коммерческие организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Среди малых предприятий теперь выделяют 3 категории: средние, малые и микропредприятия.

Установлены следующие условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Этот критерий перешел из Закона N 88-ФЗ;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно - для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Ранее численность субъектов малого предприятия варьировала в зависимости от вида деятельности;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются начиная с 1 января 2010 г., Правительством Российской Федерации один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, до 2010 г. данный критерий не применяется. Это новый критерий. В прежнем Законе он отсутствовал, но о его необходимости говорилось неоднократно. В большинстве стран мира, где развита государственная поддержка малого бизнеса, такой критерий предусмотрен.

Распределение субъектов малого или среднего предпринимательства по категориям происходит в соответствии с наибольшим по значению условием максимальной численности, выручки или балансовой стоимости активов. Изменение категории субъекта возможно только в случае, если предельные значения указанных условий выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные законом.

 

1.2. Организационно-правовые формы предприятия.

 

Малое предприятие должно иметь одну из организационно-правовых форм, установленных Гражданским Кодексом РФ, и обладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могут выступать:

                                     Граждане РФ, члены семьи, другие лица, совместно ведущие хозяйство;

                                     Органы управления РФ и субъектов РФ, уполномоченные управлять государственным имуществом;

                                     Органы местного самоуправления;

                                     Общественные объединения (организации);

                                     Иностранные юридические лица и различные иностранные организации (с учетом действующего законодательства);

                                     Трудовые коллективы государственных и муниципальных предприятий.

Первая часть Гражданского Кодекса РФ предоставляет законное право на существование следующим организационно-правовым формам коммерческих организаций, основанных на частной собственности (1. – ч. 2. ст. 50):

              Полное товарищество;

              Товарищество на вере;

              Общество с ограниченной ответственностью;

              Общество с дополнительной ответственностью;

              Производственный кооператив;

              Акционерное общество;

Рассмотрим вышеуказанные формы подробнее.

В целом необходимо отметить, что хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на вклады участников уставным капиталом, которые в качестве основной цели преследуют извлечение прибыли путем осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности (1. – ч. 2. ст. 66).

Участники обществ и товариществ имеют право на получение информации о деятельности этих организаций и несут обязательства по внесению вкладов в уставной капитал и неразглашению информации, составляющей коммерческую тайну (1. – ч. 2. ст. 67)

Основное различие между обществами и товариществами состоит в том, что первые представляют собой объединение капиталов, т. е. участие учредителей выражается прежде всего в имущественных взносах и необязательно – в личном труде, а вторые являются объединением лиц, поскольку учредители, как правило, не только участвуют в деятельности товарищества своим имуществом, но и непосредственно занимаются предпринимательством.

Другое существенное различие состоит в том, что участники обществ несут лишь риск убытков в пределах своего вклада в уставной капитал, а участники товариществ – ограниченную ответственность по долгам в пределах своего имущества (это правило не распространяется на вкладчиков товариществ на вере).

Наконец, хозяйственное общество, в отличие от товарищества, может быть создано одним учредителем, который становится его единственным участником.

Имущество, созданное за счет вкладов участников, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в ходе деятельности, принадлежит ему на правах собственности.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Информация о работе Малый бизнес в России