Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 05:07, курсовая работа

Краткое описание

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, средних и малых.

Файлы: 1 файл

ЭП малый бизнес.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Сфера деятельности малого и среднего  бизнеса весьма обширна.  Как видно из статистических данных,  основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и ремонт автотранспортных средств, деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (табл. 3) (30).

Таблица 3. Распределение числа предприятий по отраслям экономики

( январь-июнь 2008 г.)

Сфера деятельности малых предприятий

Количество малых предприятий,  единица

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

16600

Добыча полезных ископаемых

1299

Производство и распределение электроэнергии,  газа и воды

2437

Строительство

38801

Оптовая и розничная торговля; ремонт  автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и  предметов личного пользования

84923

Гостиницы и рестораны

8775

Транспорт и связь

17240

Связь

2069

Операции с недвижимым имуществом

17064

Здравоохранение и предоставление социальных  услуг

4146

Предоставление прочих коммунальных,  социальных и персональных услуг

7874

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и  спорта

3174

 

Основными потребителями продукции и услуг малого и среднего бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации.

Функциями малого предприятия, прежде всего, являются экономические. Во-первых, малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, смягчая проблему нарастающей безработицы.  Визуальный анализ графика позволяет констатировать рост количества малых предприятий и среднесписочной численности работников за 2007 год (рис. 1) (31).

 

Рисунок 1.

 

Во-вторых, к функциям малого предпринимательства относится определение его как  производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

Не менее значимой функцией, на мой взгляд, является социальная. Так через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Малые предприятия являются главным местом производственного обучения и своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров.

Малое предприятие имеет ряд особенностей:

                                                             работники составляют небольшую команду, объединенную общими целями;

                                                             в работе используется взаимозаменяемость и взаимопомощь

                                                             высокая интенсивность деятельности работников, что обусловлено обостренным чувством личной ответственности;

                                                             нововведения руководителя быстро реализуется.

       Успешность деятельности малого предприятия по оказанию индивидуальных услуг зависит от количества клиентов. Если в булочную не придут покупатели, то она разорится, поэтому ее владелец и ее работники будут стремиться к повышению качества обслуживания, расширению ассортимента товара и их рекламе. Эти мероприятия способствуют появлению постоянных покупателей и привлечению новых, а в итоге – обеспечивают рост прибыли.

Кроме того, участие в малом бизнесе позволяет раскрыть творческий потенциал, реализовать активность и трудоспособность миллионов граждан, наполнить рынок нужными  товарами и услугами.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого и среднего предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества:

                                       увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

                                       рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

                                       селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

                                       создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

                                       трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

                                       подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

                                       разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

                                       косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

                                     ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

                                     мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

                                     снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи  на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;

                                     улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

      Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится около 40% чистого дохода, а в Японии 50% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

Таким образом, предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.

 

 

2. Анализ состояния и государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России.

 

В России деятельность малых предприятий сопряжена с различными проблемами, основной из которых является недостаточная ресурсная база (как материально-техническая, так и финансовая).

Малые и средние  предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебания рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В этом году на программу поддержки предпринимательства выделено 10,5 млрд рублей, только по программе ВЭБа финансирование малого и среднего бизнеса увеличено более чем в три раза - до 30 млрд рублей. В целом на реализацию антикризисного пакета мер регионы готовы предоставить к софинансированию 3 миллиарда рублей. Об этом шла речь на встрече представителей минэкономразвития с региональными властями. (28) Основная часть средств будет направлена на создание (наполнение) гарантийных фондов - 1,3 миллиарда рублей (30 процентов средств), второе направление - предоставление грантов начинающим бизнесменам, обеспеченное 700 миллионами рублей средств региональных бюджетаов, третье - поддержка микрофинансирования - 612 миллионов рублей (14 процентов), четвертое - субсидирование процентных ставок по кредитам и договорам лизинга малых предприятий - 505 миллионов рублей (12 процентов). (26) Таким образом, к концу 2009 года программа поддержки предпринимательства позволит дополнительно создать в России 300-400 тысяч новых рабочих мест. Об этом в начале февраля заявил глава департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития РФ Андрей Шаров на заседании президиума "ОПОРЫ России". Пока лишь, по мнению экспертов, это декларация о намерениях, и не более. Все принимаемые меры правительства видимого эффекта пока не дали. (28)

По мнению Андрея Шарова, "если сейчас господдержка оказывается примерно каждому шестидесятому представителю малого бизнеса, ее следует увеличить почти в 10 раз, чтобы такую помощь получал каждый седьмой". Ключевое слово здесь - следует. Все понимают, что малый и средний бизнес поддерживать необходимо, что он играет не столько роль экономического буфера в развитии того или иного региона, сколько роль социальную, но прорыва в решении этого вопроса не видно. По подсчетам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной у нас около 800 малых предприятий на 100 тысяч человек. В развитых странах эти цифры на порядок больше. И если оперировать цифрами, то вклад малого бизнеса в российский ВВП в два-три раза меньше, чем во многих развитых и развивающихся странах. (29)

План по спасению малого бизнеса, предложенный минэкономразвития еще в прошлом году, предполагал поддержать малый бизнес упрощенным подключением к энергосетям, долгосрочной арендой производственных площадей и их выкупом без конкурса. Сейчас в рамках антикризисной программы делается ставка на господдержку через банковский сектор путем выделения микрозаймов, поддержку гарантийных фондов, субсидирование ставок малому и среднему бизнесу, а также гранты безработным и начинающим бизнесменам. Но почему-то желающих участвовать в региональных и муниципальных программах ничтожно мало. Например, в Петербурге меньше процента предпринимателей воспользовались поддержкой государства. Почему-то в среде бизнесменов бытует мнение, что от бюджетных денег следует держаться подальше. И не только потому, что они дорого обходятся в буквальном смысле этого слова. Скорее из-за того, что изматывающим морально и длительным по времени оказывается непосредственно сам процесс сбора и предоставления необходимых бумаг для получения какой-либо из государственных преференций. (27)

ОПОРА России опубликовала данные январского мониторинга состояния малого и среднего бизнеса. Самые серьезные ухудшения отмечаются в сфере заемного финансирования. 76 процентов компаний говорят, что привлечь кредиты стало сложнее. 87 процентов представителей МСБ отмечают рост ставок по кредитам для их бизнеса. Около трети компаний (30 процентов) практически не имеют доступа к заемному финансированию, еще для 44 процентов привлечение кредитов сопряжено с большими сложностями. Поэтому в списке первоочередных задач, решения которых бизнес ждет от правительста, на первом месте стоят кредиты. А уже потом идут налоговые каникулы и "замораживание" тарифов. По свидетельству экспертов из топ-20 банков, активно кредитовавших малый бизнес в докризисный период, в настоящее время на рынке осталось только пять. И это учитывая Сбербанк и ВТБ 24. Объемы кредитования снизились вдвое. Заметно ужесточились условия кредитов. Предприниматели жалуются, что сегодня они могут получить кредиты в рублях по ставкам не менее 30 процентов годовых. Для большинства малых предприятий, у которых сейчас объемы реализации упали практически вдвое, обслуживание таких кредитов нереально. (28)

Информация о работе Малый бизнес в России