Малый бизнес в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 08:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение роли и места малого бизнеса в России и зарубежном, выяснить проблемы его становления, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня.

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Малый бизнес как основа современной экономики 5

1.1 Сущность малого бизнеса 5

1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике 8

1.3 приемущества и недостатки малого бизнеса 11

Глава 2. Перспективы развития и проблемы становления малого бизнеса в России и за рубежом. 13

2.1 Условия и факторы развития малого бизнеса 13

2.2 Перспективы развития малого бизнеса на современном этапе 15

2.3 Проблемы малого бизнеса в современной экономике 18

Глава 3. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России и в зарубежных странах 21

3.1 Прямая поддержка малого бизнеса 21

3.2 Косвенная поддержка малого бизнеса 24

3.3 Применение опыта зарубежных стран 25

Заключение 28

Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 56.17 Кб (Скачать)

Министерство  образованию и науки РФ

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра: «Общая экономическая теория и регионоведение» 
 

  
 
 

Курсовой  проект по дисциплине: «Экономическая теория»

На тему: «Малый бизнес в России и за рубежом» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студент гр.228                                                                                                                           Буторина И.П.

                  Проверил: д.э.н. проф.                                                                                                                          Дондокова Е.Б. 
                   
                   
                   
                   
                   

Улан-Удэ  2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение 2

Глава 1. Малый бизнес как основа современной экономики 5

1.1 Сущность малого бизнеса 5

1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике 8

1.3 приемущества и недостатки малого бизнеса 11

Глава 2. Перспективы развития и проблемы становления малого бизнеса в России и за рубежом. 13

2.1 Условия и факторы развития малого бизнеса 13

2.2 Перспективы развития малого бизнеса на современном этапе 15

2.3 Проблемы малого бизнеса в современной экономике 18

 Глава 3. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России и в зарубежных странах 21

3.1 Прямая поддержка малого бизнеса 21

3.2 Косвенная поддержка малого бизнеса 24

3.3 Применение опыта зарубежных стран 25

Заключение 28

Список использованных источников 30 
 

 

     

     Введение 

     Осуществляемые  в нашей стране экономические  реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как опыт развитых стран, малое и  среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический  рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых  дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство  оказывает большую поддержку  малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым  бизнесом.

     История малого бизнеса своими корнями уходит в древность. Малый бизнес развивался почти во всех древних культурах. Именно благодаря ему цивилизация  распространилась по всем известным  в то время странам.

     В настоящее время малый бизнес активно развивается во всех странах  мира, а его развитие во многом зависит  от государственной поддержки, поэтому  изучение вопроса о мерах государств мира в отношении малых предприятий  является актуальным.

       Целью данной курсовой работы является определение роли и места малого бизнеса в России и зарубежном, выяснить проблемы его становления, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня.

     Общая цель исследования конкретизируется в  следующих задачах:

  1. Рассмотреть понятие «малый бизнес», его роль и проблемы в современной экономике,
  2. Сравнить меры государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах.

     Объектом изучения данной курсовой работы являются меры государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом, а предметом – изучение сходств и различий влияния государства на развитие малого предпринимательства в разных странах мира.

     В целом, раскрытию поставленных задач  подчиняется и структура курсовой работы. Она состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы. Во введении сделана  попытка раскрыть актуальность проблемы, степень её изученности; поставлены цель и задачи исследования; дана характеристика источниковой базы. В свою очередь, основная часть делится на три главы. Первая глава, посвященная изучению малого бизнеса как основы современной экономики, состоит из 3 параграфов, в которых исследуются сущность малого предпринимательства, его роль в современной экономике и его проблемы в российской экономике. Вторая глава раскрывает меры государственной поддержки малого бизнеса в России и зарубежных странах и состоит из 3 параграфов, в которых рассмотрены 2 вида государственной поддержки малого предпринимательства: прямая и косвенная, а также применение опыта зарубежных стран. Третья глава. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Малый бизнес как  основа современной  экономики.

     1.1 Сущность малого  бизнеса.

     Бизнес  – это предпринимательская экономическая  деятельность, приносящая доход, прибыль. Существует несколько видов предпринимательства: крупное предпринимательство, среднее  предпринимательство и малое  предпринимательство.

     Малый бизнес в настоящее время –  широко распространённое явление. Малое  предпринимательство – это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях, показателях, конституирующих сущность этого понятия.

     Часто определение малого бизнеса связывают  с критериями, по которым разделяют  малое, среднее и большое предпринимательство: численностью персонала (занятых работников), величиной оборота (прибыли, дохода), величиной активов, размером уставного  капитала. По данным Всемирного банка, общее число критериев, по которым  определяют малое предпринимательство, превышает 50. Но почти во всех развитых странах первым критерием для  малого бизнеса является численность  работающих на предприятии.

     Средняя численность работников за отчётный период малого предприятия определяется с учётом всех его работников, в  том числе работающих по договорам  гражданско-правого характера и  по совместительству с учётом реально  отработанного времени, а также  работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений  указанного юридического лица.

     В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, не период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие 3 месяца.

     Многопрофильные малые предприятия, то есть осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объёме оборота или в годовом объёме прибыли.

     В Российской Федерации к субъектам  малого бизнеса относятся и индивидуальные предприниматели, то есть физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

     В Европейском союзе принята такая  классификация малых и средних  предприятий:

  • микропредприятия – предприятия с числом работающих не более 9 человек
  • малые предприятия – предприятия с числом работающих от 10 до 49 человек
  • средние предприятия – предприятия с числом работающих от 50 до 249 человек.

     Но  для всех категорий предприятий  товарооборот должен быть менее 40 млн. евро либо общий баланс менее 27 млн. евро. Достаточно важным критерием  является экономическая независимость  предприятий (не очень большой процент  зависимости от внешних собственников).

     Например, в Австрии к малым относят  предприятия с числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн. евро или балансовая стоимость активов, не превышающая 2 млн. евро. Доля внешних  собственников в собственности  малого предприятия должна составлять не более 25%.

     Из  выше изложенного следует, что наиболее оправданным критерием является показатель годовой товарооборот, потому что существуют предприятия с  численностью около 10 человек, но с  товарооборотом, превышающим границы  товарооборота, требуемого от малых  предприятий. Такими предприятиями  являются, например, небольшие фирмы  оценщиков ювелирных изделий. А  значит, при рассмотрении только численности  нельзя сделать точный вывод о  том, является ли это предприятие  малым или нет.

     Малый бизнес можно разделить не несколько  видов, но также как и определение малого предпринимательства, это можно сделать по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

     По  формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

     По  количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу, а при коллективном она принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

     По  организационно-правовым формам предпринимательства разделяют на товарищества, общества, кооперативы.

     По  виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной (консалтинговой). Все эти виды могут существовать как раздельно, так и вместе. Чаще всего используют разделение по виду или назначению. Есть много видов малого предпринимательства, но основные из них: производственная деятельность, коммерческая деятельность и финансовая деятельность.

     Все виды малого бизнеса достаточно распространены практически во всех сферах деятельности. Малый бизнес находится в центре интересов современного общества. Редко  хотя бы один сектор любой развитой страны может функционировать без  производства малым бизнесом продукции  и услуг, так как именно благодаря  развитию малого предпринимательства  происходит развитие крупного производства.

     Несомненно, у малого бизнеса есть свои преимущества. Они заключаются в том, что он более быстро адаптируется к местным условиям хозяйствования, субъекты малого предпринимательства имеют большую свободу действий, малый бизнес гибок и оперативен в принятии и выполнении принимаемых решений. У малого бизнеса относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление. Для индивидуума в малом бизнесе есть большая возможность реализовать свои идеи, проявить свои способности. У малого предпринимательства более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков малый бизнес обладает более высокой оборачиваемостью собственного капитала.

     Однако, малому предпринимательству помимо преимуществ присущи и недостатки. Самые существенные из них это – более высокий уровень риска, а значит и более высокая степень неустойчивости на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих объектов при заключении договоров и контрактов.

     Все недостатки и неудачи определяются не только внутренними, но и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта  управления или профессиональной некомпетентностью  их собственников. Не смотря на свои недостатки, малый бизнес имеет достаточно большую роль в современной экономике.

     1.2 Роль малого бизнеса  в современной  экономике.

     В современной экономике малый  бизнес имеет большое значение. Его роль заключается в производстве продукции и услуг, создании рабочих мест (а значит, и в сокращении безработицы и социальной нестабильности), развитии крупного предпринимательства, получении людьми возможности организации своего дела.

Информация о работе Малый бизнес в России и за рубежом