Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 08:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение роли и места малого бизнеса в России и зарубежном, выяснить проблемы его становления, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня.
Введение 2
Глава 1. Малый бизнес как основа современной экономики 5
1.1 Сущность малого бизнеса 5
1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике 8
1.3 приемущества и недостатки малого бизнеса 11
Глава 2. Перспективы развития и проблемы становления малого бизнеса в России и за рубежом. 13
2.1 Условия и факторы развития малого бизнеса 13
2.2 Перспективы развития малого бизнеса на современном этапе 15
2.3 Проблемы малого бизнеса в современной экономике 18
Глава 3. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России и в зарубежных странах 21
3.1 Прямая поддержка малого бизнеса 21
3.2 Косвенная поддержка малого бизнеса 24
3.3 Применение опыта зарубежных стран 25
Заключение 28
Список использованных источников 30
Мировая практика свидетельствует, что:
Во-первых,
деятельность малого предпринимательства
напрямую влияет на успешное развитие
не только крупного бизнеса, но и экономики
страны в целом, обеспечивая наполнение
внутреннего рынка
Во-вторых,
в условиях усиления конкуренции
на мировом рынке малый бизнес
с помощью меньшей
В-третьих,
малый бизнес дает обществу дополнительный
социально-экономический
Роль
малых предприятий в экономике
довольно велика, и эта тенденция
не только сохраняется, но даже усиливается.
Это происходит под воздействием
ряда факторов, действующих порой
противоречиво. Так, развитие технологий,
науки предполагает, с одной стороны,
наличие крупных предприятий (поскольку
требуются большие
В
то же время развитие технологий, науки
и техники вызывает необходимость
постоянного качественного
Но самая важная роль малых предприятий заключается в решении ряда, социальных аспектов. Малые предприятия создают условия для увеличения рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран. В США ежегодно создается 600 000 новых предприятий. На каждые 100 новых предприятий с новой технологией приходится одно или два рабочих места.
Малым бизнесом необязательно должно являться целое предприятие, им является и небольшая торговая точка, при организации которой не требуется образования юридического лица.
Таким образом, малый бизнес даёт многим людям возможность организации своего дела, а государству помогает в сокращении безработицы и социальной нестабильности. Благодаря малому предпринимательству крупное производство может развиваться, но в тоже время малый бизнес развивается за счёт капиталовложений крупных предприятий. Значит, малое и крупное производства тесно связаны и не могут развиваться друг без друга. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды.
Международный
и отечественный опыт показывает,
что благодаря малому бизнесу
происходит создание новых рабочих
мест и тем самым расширение занятости
и сокращение безработицы. Малое
предпринимательство насыщает рынок
разнообразными товарами и услугами.
В целом в валовом внутреннем
продукте стран Европейского Союза
доля малого бизнеса превышает 67%. Из
этого следует, что государство
заинтересовано в создании благоприятных
правовых и экономических условий
для его интенсивного развития. Но
не всегда это так. Часто бывает,
что государство пресекает
Из этого всего можно сделать вывод, что малый бизнес является не только звеном в формировании валового внутреннего продукта страны, но и важнейшим фактором занятости и источником доходов населения, обеспечения национального благосостояния. Несомненно, малое предпринимательство – жизненно важный фактор экономики.
1.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса.
Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.
Каковы же эти достоинства? Прежде всего следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.
Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
Существенным
преимуществом малой фирмы
Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.
Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.
Другим слабым местом малого бизнеса является важность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточно средств для выплаты высокого процента.
Малому
бизнесу практически нет
У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.
Ограниченная
номенклатура выпускаемой продукции
делает малое предприятие уязвимым
с точки зрения конъюнктуры рынка.
Относительно скромные масштабы производства
и ограниченные ресурсы ставят в
невыгодное положение малые бизнес,
делают его неспособным на равных
конкурировать с крупным
Таковы
основные недостатки малого бизнеса. Задача
руководителей малых фирм – ослабить
их негативное влияние на результаты
деятельности предприятия.
Глава 2. Перспективы развития и проблемы становления малого бизнеса в России и за рубежом.
Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.
Из
опыта стран с развитой рыночной
экономикой известно, как влияет на
положение малого бизнеса общее
состояние и социально-
Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.
Перечислю важнейшие факторы влияющие на развитие малого бизнеса:
В настоящее время в России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные. Практически по всем вышеприведенным пунктам условия далеки от оптимальных. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стане не станет производственной предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности.
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию
малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
- нормативно-правовое;
- финансово-кредитное;
- информационно-техническое;
- организационное;
- кадровое и консультационное обеспечение;
- внешнеэкономическая
Также в государственной
стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны
быть привлечены не столько средства государственного
бюджета, сколько возможности частного
- отечественного, а при необходимости
и иностранного капитала. Основным же
направлением использования государственных
ресурсов должно стать не выделение прямых
инвестиций, а страхование и предоставление
гарантий под кредит.
2. 2. Перспективы развития малого бизнеса на современном этапе.
Анализ
экономической литературы и фактически
статистических данных о деятельности
субъектов малого предпринимательства
убедительно свидетельствует об
усилении роли малых предприятий
даже в странах с развитой рыночной
экономикой, хотя устойчивость малых
предприятий относительно низкая. При
росте численности малых