Место малого бизнеса в развитии экономики страны. Состояние и динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:34, реферат

Краткое описание

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Оглавление

Введение...............................................................................................................
3
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса............
5
1.1 Экономическая сущность малого бизнеса .............................................
5
1.2 Роль и место малого бизнеса в российской экономике.........................
8
Глава 2 Динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом.............
10
2.1 Состояние и динамика развития малого бизнеса в России...................
10
2.2 Состояние и динамика развития малого бизнеса в развитых странах..
16
2.3 Анализ развития малого бизнеса в России и за рубежом......................
21
Заключение...........................................................................................................
32
Список используемой литературы......................

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Учет в Мал Биз.docx

— 84.94 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Уфимский  филиал

Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

 

 

Кафедра: «Бухгалтерского учета, анализа и аудита»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА»

 

 

 

на тему: «Место малого бизнеса в развитии экономики страны.

Состояние и динамика развития малого бизнеса  в России и за рубежом»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:студент 3 курса,

специальности “Бухгалтерский учет,

анализ и аудит” 

_________Иванова Л.А.___________

 

Руководитель:_________________

_________Ковальская Ю.В._______

 

 

 

 

 

 

2012

Содержание

 

Введение...............................................................................................................

3

Глава 1 Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса............

5

1.1 Экономическая сущность малого  бизнеса .............................................

5

1.2 Роль и место малого бизнеса  в российской экономике.........................

8

Глава 2 Динамика развития малого бизнеса  в России и за рубежом.............

10

2.1 Состояние и динамика развития  малого бизнеса в России...................

10

2.2 Состояние и динамика развития  малого бизнеса в развитых  странах..

16

2.3 Анализ развития малого бизнеса  в России и за рубежом......................

21

Заключение...........................................................................................................

32

Список используемой литературы.....................................................................

35

Практическая часть..............................................................................................

36


 

 

Введение

 

Экономика любой  страны не может нормально развиваться  без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый  бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия  в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе  налогообложения. В настоящее время  существует острая необходимость в  пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Опыт ведущих стран  современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия  в любой национальной экономике  высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора  экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально  тащит за собой экономическое  и социальное развитие.

Хозяйственная практика в  малом бизнесе находится в  причинно-следственной зависимости  углубляющейся специализацией общественного  производства и дифференциацией  товаров и услуг. Экономическая  маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность  делает малый бизнес необходимым  в современном, постиндустриальном обществе.

Актуальность  выбранной темы объясняется важностью  малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального  функционирования данного сектора  в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый  бизнес является важным звеном экономики,  ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России и за рубежом, на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед российским малым бизнесом.

Задачами исследования являются:

  • исследование сущность малого сектора экономики;
  • определить его особенностей в России и за рубежом;
  • дать анализ тенденций его развития;
  • показать проблемы и пути их решений.

 

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты  функционирования малого бизнеса

 

1.1 Экономическая сущность малого бизнеса

 

С переходом экономики  Российской Федерации на рыночные отношения, а в связи с этим  и началом  развития малого бизнеса, в научную  литературу и официальные документы  прочно стали входить такие понятия  как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К  сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в  научной литературе они трактуются далеко не однозначно.

Термин «бизнес» имеет  английское происхождение и в  языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.

Бизнес – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность  деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической  выгоды в иной форме.

В одном из английских учебников  по бизнесу дается и такое определение:

«Бизнес – это деятельность, осуществляемая частными лицами или  организациями для извлечения природных  благ, производства и оказания услуг  в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или  организаций»./8/ Бизнес в небольших масштабах называется малым.

В большинстве определений  подчеркивается, что бизнес – деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной  форме собственности. При этом все  же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

Мы привыкли называть, что  предприятие - это звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий  субъект, обладающий правом юридического лица, имеющий в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающий по своим обязательством этим имуществом.

С вводом в действие Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по иному трактуются и многие важнейшие понятия/1/. Ранее в законодательстве понятие «юридическое лицо» нередко отождествлялось с понятием «предприятие». ГК РФ исходит из того, что предприятие является не субъектом, объектом гражданских прав. Предприятие имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок. В ГК РФ дано следующее понятие юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в своем собственном, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету» (статья  48 ГК РФ).

Из сущности этого определения следует, что  юридический термин «предприятие»  заменен термином «организация». Все  это внесло определенную путаницу в  привычные для нас  термины. Так, например, и после принятия ГК РФ в научной литературе и словарях чаще всего встречается понятие  «малое предприятие», а не «малая организация».

В одном из современных  словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие» - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем по стране, региону объему деятельности, являющейся профильной для предприятия. Об этой доле можно судить по стоимости создаваемой и реализуемой продукции, работ и услуг»/7/. На первоначальном этапе становления малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятия к малым, является численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.05.93 № 466

«О первоочередных мерах  по развитию и поддержке малого предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно –  правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве - до 200 человек; в  науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании – до 15 человек.

Все мелкие и  средние предприятия можно условно  разделить на две группы. Первая группа – предприятия, прямо или  косвенно связанные с крупным  бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий  характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов; более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны – как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.

Ко второй группе относят предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие  с предприятиями крупного бизнеса  и друг с другом на рынке.  Предпосылками  для бурного развития предприятий  этой группы являются: способность  быстро реагировать на требовании рынка  и удовлетворять возникающий  спрос на товары и услуги; существенно  меньший по размерам стартовый капитал; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующий рынку довольно высокие цены.

1.2 Роль и место малого бизнеса  в российской экономике

 

Как показывает опыт экономически развитых стран, с развитием малого предпринимательства растет доля экономически активного населения, что увеличивает  доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп. При помощи малого бизнеса  мобилизуются  материальные, финансовые и природные ресурсы и повышается эффективность их использования.

Малое предпринимательство  в России не только выполняет перечисленные  выше функции, присущие малому бизнесу  в экономически развитых странах, но и осуществляет новые, возникающие  в ходе рыночных преобразований. К  ним относятся разгосударствление, формирование частной собственности, разукрупнение промышленных, транспортных, топливно-энергетических гигантов. Кроме  того, малые предприятия способны осуществить внедрение инноваций  в производство.

К основным факторам, определяющим особую роль малого предпринимательства  в условиях современного российского  общества, можно отнести следующее:

  • энергичное развитие сектора малого предпринимательства может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей переход всего хозяйства страны на рельсы эффективно работающей в интересах всего населения рыночной экономики;
  • развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни;
  • занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности;
  • сектор малого предпринимательства имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в целом по стране и в отдельных регионах;
  • массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

К особенностям развития малого бизнеса в России в первую очередь  следует отнести следующие:

1. Малые предприятия все  шире вовлекаются в сферы экономики,  ранее характерные только для  крупных и средних предприятий,- производство нефтепродуктов, пиломатериалов, добычу драгоценных металлов  и т. п. При этом выпуск  продукции малыми предприятиями  осуществляется на арендованных  мощностях крупных предприятий.  По аналогичной схеме производится  значительная часть продукции  пищевой, лесной, деревообрабатывающей  целлюлозно-бумажной отраслей промышленности.

Информация о работе Место малого бизнеса в развитии экономики страны. Состояние и динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом