Место малого бизнеса в развитии экономики страны. Состояние и динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:34, реферат

Краткое описание

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Оглавление

Введение...............................................................................................................
3
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса............
5
1.1 Экономическая сущность малого бизнеса .............................................
5
1.2 Роль и место малого бизнеса в российской экономике.........................
8
Глава 2 Динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом.............
10
2.1 Состояние и динамика развития малого бизнеса в России...................
10
2.2 Состояние и динамика развития малого бизнеса в развитых странах..
16
2.3 Анализ развития малого бизнеса в России и за рубежом......................
21
Заключение...........................................................................................................
32
Список используемой литературы......................

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Учет в Мал Биз.docx

— 84.94 Кб (Скачать)

2. Диверсификация характерна  для значительного числа малых  предприятий. Многопрофильность деятельности малых предприятий обусловлена двумя причинами: развитием бизнеса или попыткой исправить ситуацию, когда поддержать предприятие могут только наличные деньги, а их реально дают торговля и услуги.

3. В последние годы существенно  возрос вклад индивидуальных  предпринимателей в российскую  экономику.

4. В течение ряда лет  малые предприятия все шире  прибегают к стратегии ухода  в теневую деятельность

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики.

 

 

Глава 2 Динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом

 

2.1 Состояние и динамика развития малого бизнеса в России

 

В последние несколько  лет, по крайней мере, российское малое  предпринимательство остановилось на «точке замерзания» – 875,5 тыс. малых  предприятии (МП) и 3,5-4 млн. индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует  о том, что данный сектор экономики  столкнулся с рядом серьезных  проблем, решение которых будет  способствовать не только дальнейшему  развитию малого бизнеса, но и совершенствованию  его структуры.

Резкое ухудшение финансового  положения малых предприятий, возникшие  трудности с доступом к кредитно-финансовым ресурсам связаны в первую очередь  с экономическим кризисом. Продолжился  уход с легального рынка большого числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, ужесточились административно-бюрократические барьеры, усилился налоговый пресс, был введен весьма противоречивый единый налог на вмененный доход.

По вкладу малого бизнеса  в ВВП (около 20%) Россия отстает не только от развитых стран (50-60%), но и  от многих стран Восточной и Центральной Европы. Но в российских регионах-лидерах (Москва, Санкт-Петербург и др.) вклад малого бизнеса в ВВП составляет более 20-25%. Следовательно, есть реальные возможности уже в ближайшие годы обеспечить благоприятные условия для роста числа субъектов малого предпринимательства. Речь идет в первую очередь об успешной реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Но для этого необходимо: формирование пакета законов и соответствующей нормативно правовой документации; совершенствование налогообложения; интенсивные институциональные преобразования с целью преодоления административно-бюрократических барьеров на пути становления новых малого предпринимательства, развитие государственной поддержки малого предпринимательства.

Отвечая на вопрос об актуальных рисках, бизнесмены акцентировали внимание не на криминальных угрозах или нарушениях со стороны государства, а на рисках экономической среды (рисунок 2.1).

 

 

Рисунок 1.1 - Результаты исследования о рисках малого бизнеса

(по данным исследования общероссийской  организацией «Опора России»  и Всероссийским центром изучения  общественного мнения)

 

Современное состояние России отличается сложным характером. Средняя  численность занятых на малых  предприятиях по итогам 2010 г. составила 9,1 млн. человек. Общее число занятых  в малом бизнесе к началу 2011 г. оценивается в 11,9 млн. человек, или  около 16,7% от экономически активного  населения, что в 3 – 4 раза ниже уровня западноевропейских стран. Вклад малых  предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 15 – 17%.

Для характеристики малого предпринимательства  важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая  о включенности их в воспроизводственный процесс страны; степень влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов; участие в решении социальных проблем и т.д.

Основная масса малых  предприятий действует в сфере  торговли и общественного питания, т.е. сегодня торговля и общественное питание определяющая сфера интересов  малого бизнеса. По данным на 2010 г. по предприятиям торговли и общественного питания, объем произведенной ими продукции  в 1,7 раза, а общая численность  занятых в 1,3 раза меньше их доли в общем количестве малых предприятий.

Торговля и общественное питание – достаточно традиционная отрасль для малых форм хозяйствования. Не требующая больших стартовых  затрат, обеспечивающая быструю отдачу от вложений, она стала довольно привлекательной для малого предпринимательства  и бурно развивающейся на этапе  его становления, хотя в последние  годы темпы роста основных показателей  замедлились, что говорит о насыщении  рынка по этому виду деятельности.

Иная картина складывается в строительстве и промышленности. К 2010г. общее количество предприятий  строительного и промышленного  профиля примерно в 3 раза уступает предприятиям торговли и общественного  питания, тогда как по числу занятых  их отставание в 2 раза меньше, а по доле в общем объеме произведенной  продукции они практически не уступают. Экономический и социальный эффект на одно предприятие в строительстве  и промышленности соответственно в 3 и 1,5 раза выше, чем в торговле и общественном питании.

Несмотря на достаточно высокую  производительность труда на строительных малых предприятиях в 2010г., динамика основных показателей деятельности малых предприятий в этой отрасли  имеет отрицательную тенденцию. В течение 2010г. число строительных малых предприятий снизилось  на 6,7%, а численность занятых –  на 4%.

По сравнению с 2009г. в 2010 г. сокращение сектора малых предприятий, как по числу хозяйствующих субъектов, так и по количеству работников отмечено также в промышленности (число  предприятий и занятность сократились  на 1,5%), на предприятиях транспорта и  связи сократились число предприятий  на 10,1%, занятность – на 4,9%, в образовании  сократились соответственно на 15,4% и 19,3%, в науке и научном обслуживании сократились соответственно на 16,7% и 7,6%. Отчасти это связано с процессом перерегистрации малых предприятий в предпринимателей без образования юридического лица, неблагоприятными инвестиционным климатом в отношении долгосрочных кредитных ресурсов, наиболее востребованных в этих сферах, а также с возникшим экономическим кризисом.

Возрастает роль малых  предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию – они наращивают научно-технический  и производственно-экономический  потенциал. В радиоэлектронике и  приборостроении более 35% малых предприятий  связаны с разработкой и внедрением новой продукции и технологий.

Деятельность малого бизнеса  в сфере услуг значительно  активнее и разнообразнее. Объем  платных услуг населению на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых  индивидуальными предпринимателями. Доля индивидуального предпринимательства  в 2010г. в объеме бытовых услуг  – 68%, в сфере физической культуры и спорта – 46%, медицинских услуг  – 53%, а в объеме услуг правового  характера достигает 96%.

Три названные выше отрасли  определяют «лицо» российского малого бизнеса. На них приходиться 3/4 числа  всех предприятий, 3/4 всего объема производимой ими продукции и 3/4 всех занятых  в этой сфере.

Инновационные и консалтинговые фирмы, способные быстро развиваться  и давать импульс всему малому бизнесу, можно рассматривать как  второй центр роста этого хозяйства. Перспективы малого бизнеса в научной и инновационной сфере – острый и противоречивый предмет. В России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. Однако этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. Поэтому инновационный бизнес – новинка для российского рынка, но он существует и развивается преимущественно в малых формах.

Рост числа новых малых  предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица зависят от нескольких условий.

Первое условие связано с формированием благоприятного инвестиционного климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем инвестиций в основные фонды – примерно на 8-10%, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.

Второе условие – необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры – вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т п.

Третье условие – необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников на таких приоритетных направлениях, как:

-     создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;

-     увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;

-       эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;

-       создание современных элементов инфраструктуры бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков.

Четвертое условие – налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.

Пятое условие – активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.

Для стабильной работы малых и средних  предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, чтобы Минэкономразвития РФ, МАП  РФ совместно с Торгово-промышленой палатой РФ, Российским агентством малых предприятий обеспечили условия для создания оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в России и в других странах СНГ. Это возможно сделать на базе действующих информационных систем типа СИОРА. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п.

 

 

2.2 Состояние и динамика развития малого бизнеса в развитых странах

 

Анализ зарубежного опыта  позволяет по-новому взглянуть на развитие экономики 80-х, 90-х годах прошлого столетия и яснее представить сам процесс роста современного малого предпринимательства, использовать позитивные аспекты этого опыта.

Существующая статистика красноречиво свидетельствует о  роли малых предприятий в странах  Запада.

В конце 90-х годов во всех индустриально развитых странах  на сектор малого предпринимательства  приходилось подавляющее число  предприятий. Так, в США, Японии, и  Франции к ним относилось 99,9 % всех предприятий страны.

По данным Международной  федерации мелких промышленных предприятий  на долю мелких и средних предприятий  в странах-участниках этой организации  приходится 50% продукции и численности  занятых и свыше 30% капиталовложений и экспорта.

Согласно данным Ассоциации малого бизнеса (США), в США насчитывается 13 млн. небольших фирм, в Великобритании - 2,37 млн. в Японии - 6,5млн.

Показатель  ежегодного прироста мелких фирм в  ведущих индустриальных странах  за последние десятилетие составил: в Великобритании -1,1%, Франции-1,5%, в ФРГ-3% и в США-8%.

В целом малые  и средние предприятия США  обеспечивают 38-45 % ВНП и 48% всех производимых товаров и услуг. В 1991 г. в стране было создано 630 тыс. новых фирм, а к 2000 г., по прогнозу бюро труда и статистики при министерстве труда США, в мелких компаниях (до 50 работниках) должны были трудиться более 70 % американских рабочих и служащих.

В США, Великобритании и Франции мелкие и мельчайшие предприятия составляют более половины, а в Японии 77% общего числа промышленных предприятий (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 –  Доля мелких предприятий в общем  количестве промышленных предприятий  индустриально развитых стран Запада, %

 

Страна

Мельчайшие предприятия

(от 1 до 9 чел)

Мелкие предприятия

(от 19 до 50 чел.)

США

26

28

Великобритания

26

23

Франция

32

28

Япония

49

28


 

В конце 1980-х  годов Великобританию охватил настоящий  бум мелкого предпринимательства. Так. В 1987 г. было зарегистрировано 42 тыс. предприятий, в 1996 г.- 65 тыс., в 2000 г. -87 тыс. новых фирм.

В настоящее  время в этой стране функционирует 2,37 млн. предприятий. Эти цифры свидетельствуют  о неуклонном росте бизнеса.

Количественное увеличение числа небольших компаний в промышленности предопределено, главным образом, углубляющейся  специализацией и дифференциацией  общественного производства, отказом  от крупномасштабного массового производства в пользу мелкосерийного, индивидуально выпуска товаров.

Информация о работе Место малого бизнеса в развитии экономики страны. Состояние и динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом