Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:34, реферат
Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.
Введение...............................................................................................................
3
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса............
5
1.1 Экономическая сущность малого бизнеса .............................................
5
1.2 Роль и место малого бизнеса в российской экономике.........................
8
Глава 2 Динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом.............
10
2.1 Состояние и динамика развития малого бизнеса в России...................
10
2.2 Состояние и динамика развития малого бизнеса в развитых странах..
16
2.3 Анализ развития малого бизнеса в России и за рубежом......................
21
Заключение...........................................................................................................
32
Список используемой литературы......................
2. Диверсификация характерна для значительного числа малых предприятий. Многопрофильность деятельности малых предприятий обусловлена двумя причинами: развитием бизнеса или попыткой исправить ситуацию, когда поддержать предприятие могут только наличные деньги, а их реально дают торговля и услуги.
3. В последние годы существенно возрос вклад индивидуальных предпринимателей в российскую экономику.
4. В течение ряда лет малые предприятия все шире прибегают к стратегии ухода в теневую деятельность
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики.
Глава 2 Динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом
2.1 Состояние и динамика развития малого бизнеса в России
В последние несколько
лет, по крайней мере, российское малое
предпринимательство
Резкое ухудшение финансового
положения малых предприятий, возникшие
трудности с доступом к кредитно-финансовым
ресурсам связаны в первую очередь
с экономическим кризисом. Продолжился
уход с легального рынка большого
числа малых предприятий и индивидуальных
предпринимателей, ужесточились административно-
По вкладу малого бизнеса
в ВВП (около 20%) Россия отстает не
только от развитых стран (50-60%), но и
от многих стран Восточной и Центральной
Европы. Но в российских регионах-лидерах
(Москва, Санкт-Петербург и др.) вклад малого
бизнеса в ВВП составляет более 20-25%. Следовательно,
есть реальные возможности уже в ближайшие
годы обеспечить благоприятные условия
для роста числа субъектов малого предпринимательства.
Речь идет в первую очередь об успешной
реализации Федеральной программы государственной
поддержки малого предпринимательства.
Но для этого необходимо: формирование
пакета законов и соответствующей нормативно
правовой документации; совершенствование
налогообложения; интенсивные институциональные
преобразования с целью преодоления административно-
Отвечая на вопрос об актуальных рисках, бизнесмены акцентировали внимание не на криминальных угрозах или нарушениях со стороны государства, а на рисках экономической среды (рисунок 2.1).
Рисунок 1.1 - Результаты исследования о рисках малого бизнеса
(по данным исследования
Современное состояние России
отличается сложным характером. Средняя
численность занятых на малых
предприятиях по итогам 2010 г. составила
9,1 млн. человек. Общее число занятых
в малом бизнесе к началу 2011
г. оценивается в 11,9 млн. человек, или
около 16,7% от экономически активного
населения, что в 3 – 4 раза ниже уровня
западноевропейских стран. Вклад малых
предприятий в валовой
Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая о включенности их в воспроизводственный процесс страны; степень влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов; участие в решении социальных проблем и т.д.
Основная масса малых
предприятий действует в сфере
торговли и общественного питания,
т.е. сегодня торговля и общественное
питание определяющая сфера интересов
малого бизнеса. По данным на 2010 г. по предприятиям
торговли и общественного питания,
объем произведенной ими
Торговля и общественное питание – достаточно традиционная отрасль для малых форм хозяйствования. Не требующая больших стартовых затрат, обеспечивающая быструю отдачу от вложений, она стала довольно привлекательной для малого предпринимательства и бурно развивающейся на этапе его становления, хотя в последние годы темпы роста основных показателей замедлились, что говорит о насыщении рынка по этому виду деятельности.
Иная картина складывается
в строительстве и
Несмотря на достаточно высокую производительность труда на строительных малых предприятиях в 2010г., динамика основных показателей деятельности малых предприятий в этой отрасли имеет отрицательную тенденцию. В течение 2010г. число строительных малых предприятий снизилось на 6,7%, а численность занятых – на 4%.
По сравнению с 2009г. в 2010
г. сокращение сектора малых предприятий,
как по числу хозяйствующих субъектов,
так и по количеству работников отмечено
также в промышленности (число
предприятий и занятность сократились
на 1,5%), на предприятиях транспорта и
связи сократились число
Возрастает роль малых
предприятий, выпускающих наукоемкую
продукцию – они наращивают научно-технический
и производственно-
Деятельность малого бизнеса
в сфере услуг значительно
активнее и разнообразнее. Объем
платных услуг населению на 1/3
формируется за счет услуг, оказываемых
индивидуальными
Три названные выше отрасли определяют «лицо» российского малого бизнеса. На них приходиться 3/4 числа всех предприятий, 3/4 всего объема производимой ими продукции и 3/4 всех занятых в этой сфере.
Инновационные и консалтинговые фирмы, способные быстро развиваться и давать импульс всему малому бизнесу, можно рассматривать как второй центр роста этого хозяйства. Перспективы малого бизнеса в научной и инновационной сфере – острый и противоречивый предмет. В России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. Однако этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. Поэтому инновационный бизнес – новинка для российского рынка, но он существует и развивается преимущественно в малых формах.
Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица зависят от нескольких условий.
Первое условие связано с формированием благоприятного инвестиционного климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем инвестиций в основные фонды – примерно на 8-10%, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.
Второе условие – необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры – вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т п.
Третье условие – необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников на таких приоритетных направлениях, как:
- создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;
- увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;
- эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;
- создание современных элементов инфраструктуры бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков.
Четвертое условие – налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.
Пятое условие – активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.
Для стабильной работы малых и средних
предприятий в условиях глобализации
с учетом международного опыта целесообразно,
чтобы Минэкономразвития РФ, МАП
РФ совместно с Торгово-
2.2 Состояние и динамика развития малого бизнеса в развитых странах
Анализ зарубежного опыта позволяет по-новому взглянуть на развитие экономики 80-х, 90-х годах прошлого столетия и яснее представить сам процесс роста современного малого предпринимательства, использовать позитивные аспекты этого опыта.
Существующая статистика красноречиво свидетельствует о роли малых предприятий в странах Запада.
В конце 90-х годов во всех индустриально развитых странах на сектор малого предпринимательства приходилось подавляющее число предприятий. Так, в США, Японии, и Франции к ним относилось 99,9 % всех предприятий страны.
По данным Международной федерации мелких промышленных предприятий на долю мелких и средних предприятий в странах-участниках этой организации приходится 50% продукции и численности занятых и свыше 30% капиталовложений и экспорта.
Согласно данным Ассоциации малого бизнеса (США), в США насчитывается 13 млн. небольших фирм, в Великобритании - 2,37 млн. в Японии - 6,5млн.
Показатель ежегодного прироста мелких фирм в ведущих индустриальных странах за последние десятилетие составил: в Великобритании -1,1%, Франции-1,5%, в ФРГ-3% и в США-8%.
В целом малые и средние предприятия США обеспечивают 38-45 % ВНП и 48% всех производимых товаров и услуг. В 1991 г. в стране было создано 630 тыс. новых фирм, а к 2000 г., по прогнозу бюро труда и статистики при министерстве труда США, в мелких компаниях (до 50 работниках) должны были трудиться более 70 % американских рабочих и служащих.
В США, Великобритании и Франции мелкие и мельчайшие предприятия составляют более половины, а в Японии 77% общего числа промышленных предприятий (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Доля мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий индустриально развитых стран Запада, %
Страна |
Мельчайшие предприятия (от 1 до 9 чел) |
Мелкие предприятия (от 19 до 50 чел.) |
США |
26 |
28 |
Великобритания |
26 |
23 |
Франция |
32 |
28 |
Япония |
49 |
28 |
В конце 1980-х
годов Великобританию охватил настоящий
бум мелкого
В настоящее время в этой стране функционирует 2,37 млн. предприятий. Эти цифры свидетельствуют о неуклонном росте бизнеса.
Количественное увеличение числа небольших компаний в промышленности предопределено, главным образом, углубляющейся специализацией и дифференциацией общественного производства, отказом от крупномасштабного массового производства в пользу мелкосерийного, индивидуально выпуска товаров.