Роль малого бизнеса в развитии рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:20, реферат

Краткое описание

В современном обществе большое значение имеет развитие малого предпринимательства. Во всех странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес доказал свою значимость и эффективность как в экономическом, так и в социальном плане. Малый бизнес предоставляет возможность попробовать свои силы в производстве и коммер­ции десяткам миллионов людей, которым для этого оказывается серьезная государственная поддержка и помощь со стороны крупных компаний.

Файлы: 1 файл

малый бизнес.docx

— 35.46 Кб (Скачать)

Роль малого бизнеса в развитии рыночной экономики 

ВВЕДЕНИЕ 

В современном  обществе большое значение имеет  развитие малого предпринимательства. Во всех странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес доказал  свою значимость и эффективность  как в экономическом, так и  в социальном плане. Малый бизнес предоставляет возможность попробовать  свои силы в производстве и коммер­ции десяткам миллионов людей, которым для этого оказывается серьезная государственная поддержка и помощь со стороны крупных компаний. Особую роль малое предпринимательство играет в переходе к рыночной экономике. Не требуя большого стартового капитала, оно способствует структурной перестройке, создает конкуренцию на рынке товаров и услуг и новые рабочие места для высвобождаемых из государственного сектора работников и незанятого населения.

Сам термин «бизнес» имеет английское происхождение  и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.

Бизнес –  самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную  ответственность деятельность отдельных  граждан, направленная на получение  прибыли или экономической выгоды в иной форме.

В большинстве  определений подчеркивается, что  бизнес – деятельность частных лиц  и организаций, т. е. бизнес основан  на частной, негосударственной форме  собственности. Бизнес в небольших  масштабах на малых предприятиях называется малым.

К малому предприятию  относится коммерческая организация  в любой сфере деятельности, которая  по своим критериям, установленным  государством, относится к малому бизнесу.

Экономика любого государства не может нормально  развиваться без оптимального сочетания  крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. 

1. МАЛЫЙ БИЗНЕС 

Малые предприятия  традиционно ориентированы на текущую  прибыль, способны быстро реагировать  на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в  товарах, работах и услугах. Они  формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где малый  бизнес может быть преобладающей  формой организации труда, – прежде всего это обслуживание населения.

Для предпринимательства  в незначительных масштабах не нужны  большие накопления не только потому, что не требуются дорогостоящие  производственные фонды, но и из-за относительно высокой оборачиваемости  капитала.

Малые предприятия  не способны самостоятельно выступать  инициаторами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда, что широко применяется в Японии и других странах. Получая конкретные и четко сформулированные задания, необходимые материально-технические ресурсы, малые предприятия быстро перестраиваются и налаживают производство на выпуск новой продукции, товаров и услуг.

В соответствии с действующим законодательством  в России к малым предприятиям относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность  работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

В развитых странах  основными критериями отнесения  предприятия к малым являются объемы хозяйственного оборота и  численность работников.

Причем термин «малый бизнес» принят в основном в англоязычных странах, а в Японии и Западной Европе чаще пользуются термином «мелкие и средние предприятия».

Администрация по делам малого бизнеса США относит  к малым предприятия, которые  находятся в независимом владении и управлении, не занимают господствующего  положения в отрасли и нанимают не более 500 чел.

В Великобритании верхняя граница числа занятых  составляет для мелких предприятий 24 человека, для средних – 200 человек.

Всеобщая конфедерация мелких и средних предпринимателей Франции считает мелкими и  средними предприятия, владелец которых  имеет в собственности большую  часть капитала, обеспечивает личное руководство работниками и поддерживает с ними постоянный и прямой контакт. Что же касается количественных критериев, то во Франции к мелким предприятиям относят фирмы с числом занятых  от 10 до 50 человек, а к средним  – от 50 до 500 человек.

Во многих европейских  странах существуют также ремесленные  предприятия, статус которых определен  в законодательном порядке.

Так, во Франции  ремесленником является тот, кто  организует на свои средства предприятие, обладает профессиональной квалификацией, обеспечивает руководство предприятием и принимает личное участие в  его работе. Численность занятых  на таком предприятии не должна превышать 10 человек, включая владельца, помогающих ему членов семьи, наемных работников и учеников.

Самое существенное различие между ремесленным и  мелким предприятием состоит в том, что ремесленник сам трудится, участвует в производстве как  рабочий. Его доход достаточен лишь для того, чтобы осуществлять простое  воспроизводство.

Государство предоставляет  ремесленным предприятиям более  значительные льготы, чем другим фирмам, поэтому ремесленники, как правило, не хотят расширять свое дело и  превращаться в мелких предпринимателей.

В Японии к малым  предприятиям причисляют отвечающие следующим требованиям: 
 

Уставный капитал, млн йен, не более

Число занятых, чел.,

не более

Промышленность

100

300

Оптовая торговля

30

100

Розничная торговля

10

50 

Не в одной  лишь Японии критерий численности занятых варьируется по отраслям. Подобная практика принята и во многих других странах. Если в оптовой и розничной торговле, сфере услуг, финансовом и страховом бизнесе крупными считаются предприятия, на которых занято от 50 до 200 человек, то в обрабатывающей промышленности, особенно в ее новых отраслях, они – средние. 

2. МЕСТО МАЛОГО  БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ ПРОМЫШЛЕННО  РАЗВИТЫХ СТРАН 

Малое предпринимательство  играет исключительно важную роль в  экономической и социальной жизни  промышленно развитых стран, где  на его долю приходится до 70% валового национального продукта.

В США, где к  категории малых относят предприятия  с числом занятых до 500 человек, подобные фирмы составляют 99% всех американских компаний.

Основная масса  приходится на мельчайшие предприятия: в 87% всех фирм работает не более 20 человек, в 80% – менее 10 человек.

Сейчас в США  функционирует более 15 млн малых предприятий, которые производят около 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора.

В отдельных  сферах американской экономики малые  предприятия доминируют.

Особо важную роль малый бизнес играет в решении  проблем занятости: в 1980-е гг. 80% всех новых рабочих мест были созданы  мелкими фирмами. Более 100 млн американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к существова­нию благодаря малому предпринимательству. Государство же получает милли­ардные суммы доходов в виде налогов на прибыль мелких фирм.

В Японии на начало 1990-х гг. малые и средние предприятия  в отраслях производственной и непроизводственной сферы (кроме добывающей промыш­ленности) составляли 99,1%, а численность занятых на них – 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки в розничной торговле и 62,1% – в оптовой торговле.

В Великобритании, где к разряду мелких относят  фирмы с числом занятых до 24 человек, в 1990 г. их было почти 2,4 млн (96% общего числа частных компаний). На них трудилось 36% всех наемных работников, и давали эти предприятия 21% общего товарооборота.

В 1980−1989 гг. было зарегистрировано 1,9 млн новых компаний, а прекратило существование 1,5 млн. Таким образом, чистый прирост составил 29%.

Во всех промышленно  развитых странах очень велика роль сферы услуг, в которой занято около 60% рабочей силы (отметим для  сравнения, что в России этот показатель не превышает 30%).

В США, например, на сферу услуг приходится более 1/3 объема продаж. В 2008 г. в ней было занято 80,5 млн человек – это 70% всей рабочей силы.

Следует уточнить, впрочем, что в США к сфере  услуг относят не только сервис и  торговлю, но также консалтинг, образование, информационное обес­печение, финансовую деятельность. При этом взаимоотношения сфер про­изводства и обслуживания оказываются настолько тесными, что провести четкую грань между ними удается не всегда.

Бурное развитие малого бизнеса в торговле и сфере  услуг связано прежде всего с низкой начальной капиталоемкостью начинаний. Так, предпринима­телю, решившему открыть небольшой магазинчик, будет достаточно старто­вого капитала в несколько тысяч долларов и не потребуется особой профес­сиональной подготовки.

Довольно часто  высококвалифицированные работники  крупных корпора­ций, накопив некоторый капитал, открывают собственное дело (ремонтные мастерские, гаражи, предприятия коммунального обслуживания, небольшие гостиницы и т. д.).

В промышленности небольшие фирмы действуют во всех подотраслях и представлены как в традиционных, так и самых передовых сферах производст­ва. Небольшие компании с одинаковым успехом выплавляют присадки из вы­соколегированной стали на собственных минизаводах и выпускают высокока­чественную научную аппаратуру. Общее машиностроение и генная инженерия, текстильная промышленность и микроэлектроника, кожевенно-обувное про­изводство и робототехника — всюду присутствует и успешно функционирует малый бизнес. Более того, с небольшими динамично развивающимися компа­ниями во многих странах связывают надежды на ускоренное развитие перспек­тивных видов производства.

Разумеется, малые  промышленные предприятия обладают разным тех­ническим потенциалом. Мелкие фирмы, которые внедряются в передовые подотрасли, стремятся оснастить производство самой совершенной техникой. Поэтому отнюдь не редкость, когда небольшая промышленная фирма распола­гает наисовременнейшими компьютерами, многофункциональным оборудова­нием, обрабатывающими центрами.

Мелкие предприниматели, выступающие в роли партнеров  крупных кор­пораций, получают сведения о планах на ближайшие 5−6 лет, что помогает подрядчикам и поставщикам активно участвовать в разработке заказанных им узлов, деталей, комплектующих изделий, давать рекомендации с учетом своей производственной компетенции. Вся система субподрядных работ на­ходится в непрерывном движении и обновлении.

Сказанное позволяет  сделать вывод об определенной зависимости  крупного бизнеса от малого. Например, на долю комплектующих изделий в  общей стои­мости легковых автомобилей, выпускаемых германскими корпорациями «Фольксваген» и «Даймлер-Бенц», достигает 60%. Аналогичный показатель у американских корпораций «Форд» и «Дженерал моторе» равен 50%, а у веду­щих автомобильных компаний Японии «Тойота» и «Ниссан» превышает 70%. В Германии на долю субподрядчиков приходится 45% общего объема производ­ства в транспортном машиностроении, 70−80% — в сталелитейной промыш­ленности, а в целом в обрабатывающей промышленности — более 25%.

Трудно переоценить  роль малого предпринимательства в  сфере инноваций. Несмотря на ограниченность ресурсов, инновационные фирмы играют боль­шую роль в воплощении многих достижений научно-технического прогресса. В США, например, за последние годы около 50% всех промышленных изо­бретений сделано малыми фирмами. В малых фирмах были созданы такие значительные новшества, как микропроцессор, персональный компьютер, ин­терферон. Небольшие компании активно и успешно разрабатывают средства программного обеспечения.

Информация о работе Роль малого бизнеса в развитии рыночной экономики