Роль малого бизнеса в развитии рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:20, реферат

Краткое описание

В современном обществе большое значение имеет развитие малого предпринимательства. Во всех странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес доказал свою значимость и эффективность как в экономическом, так и в социальном плане. Малый бизнес предоставляет возможность попробовать свои силы в производстве и коммер­ции десяткам миллионов людей, которым для этого оказывается серьезная государственная поддержка и помощь со стороны крупных компаний.

Файлы: 1 файл

малый бизнес.docx

— 35.46 Кб (Скачать)

·      следующая ступень развития малого бизнеса в России – его интеграция со средними и крупными предприятиями;

·      отечественный малый бизнес пока очень слабо интегрирован в мировую  экономику. Это касается не только международной  специализации и кооперирования, но и экспорта продукции.

Таким образом, малый бизнес все еще представляет собой слабо разработанный пласт  хозяйства России, который может  дать богатый «урожай», если будут  созданы условия для его развития. 

4. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ  МАЛОГО БИЗНЕСА 

В условиях благоприятного социально-экономического клима­та, поддерживаемого  государством, предприниматель не рассмат­ривает в качестве первоочередной задачи мгновенное увеличение прибыли, а намечает путь к будущим структурным сдвигам и даль­нейшему расширению производства. Предпринимательские инициативы деловых людей при поддержке государства способствуют эффективному функционированию современной рыночной эко­номики.

Развитие малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

·      малый бизнес позволяет заполнить  все рынки и наиболее полно  удовлетворять потребности населения  в потребительских товарах и  услугах;

·      для создания мелких фирм не требуются  крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

·      развитие малого бизнеса – это  одно из действенных направлений  антимонопольной политики и обеспечения  конкурентной среды;

·      мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные  управленческие структуры;

·      мелкие фирмы могут быстрее и  дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать  оптимального сочетания автоматизированного  и ручного труда;

·      развитие малого бизнеса позволяет  в значительной степени решить или  смягчить проблему безработицы;

·      с развитием малого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в  стабилизации экономики и наведении  элементарного порядка в стране;

·      малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей.

Социальная значимость имеет разноплановый характер. В  результате развития малого бизнеса  она проявляется по следующим  направлениям:

·      в снижении уровня безработицы;

·      в более полном удовлетворении потребностей граждан в про­дукции и услугах;

·      в улучшении качества обслуживания;

·      в более высокой удовлетворенности  людей, особенно высокообразованной рабочей  силы, своим трудом, рассматривающих  свою работу прежде всего как средство самовыражения;

·      в формировании среднего класса в  обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

·      в формировании многочисленного  класса мелких собственников, которые  в наибольшей степени заинтересованы в обеспече­нии порядка и стабильности в обществе и экономике;

·      в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как  известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического  веса на международной арене, что, в  свою очередь, приносит этому государству  не только политические, но и экономические  дивиденды. 

Заключение 

Малое предпринимательство  является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая  эффективность. Малые предприятия  могут создаваться в любом  секторе экономики в ответ  на неудовлетворенные нужды населения.

С переходом  нашей страны на рыночные отношения  стал развиваться и малый бизнес, роль которого в экономическом и  социальном плане с каждым годом  возрастает, несмотря на то, что он находится в стадии становления и в этом плане мы существенно отстаем от развитых стран мира.

Основной причиной такого положения являются недостаточный  период и отсутствие надлежащей поддержки  в развитии малого биз­неса со стороны государства. Все затраты, связанные с поддержкой развития малого бизнеса, очень быстро окупаются. К сожалению, это обстоятельство многие руководители на государственном и регио­нальном уровне недооценивают, как и недооценивают вообще роль малого бизнеса в экономике страны.

Поэтому на современном  этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и  развития предпринимательства, и в  первую очередь малого бизнеса, неизбежно  должны выдвигаться в центр государственной  политики. 

ЛИТЕРАТУРА: 

1.    Сергеев  И.В., Веретенникова И.И. Экономика  организаций, предприятий: учеб. / под ред. И.В. Сергеева. – М.: Изд-во Проспект, 2010.

2.    Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» - 2003.

3.    Экономика  предприятия. /Под ред. Е.Л. Кантора.  – СПб.: Питер, 2011.

4.    Сажина  М.А. Экономическая теория. Учеб. – М.: Изд-во Проспект, 2008.

5.    Муравьев  А.И, Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Предпринимательство: Учебник. – СПб.: Издательство «Лань», 2001 г.

6.    Грачев  И.В. и др. Развитие малого предпринимательства. // Деньги и кредит, 1997, №1.


Информация о работе Роль малого бизнеса в развитии рыночной экономики