Роль малого бизнеса в развитии рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:20, реферат

Краткое описание

В современном обществе большое значение имеет развитие малого предпринимательства. Во всех странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес доказал свою значимость и эффективность как в экономическом, так и в социальном плане. Малый бизнес предоставляет возможность попробовать свои силы в производстве и коммер­ции десяткам миллионов людей, которым для этого оказывается серьезная государственная поддержка и помощь со стороны крупных компаний.

Файлы: 1 файл

малый бизнес.docx

— 35.46 Кб (Скачать)

В условиях острой товарной конкуренции, когда решающим фактором становятся темпы обновления ассортимента, малые фирмы проявляют  из­рядную мобильность и гибкость. Как правило, прерогатива таких компаний — это начальные стадии внедрения новшеств, за крупными же фирмами остается более капиталоемкая стадия развертывания производства.

По данным Национального  научного фонда США, в расчете  на один доллар, вложенный в научно-исследовательские  разработки, малые фирмы (до 500 занятых) дали вчетверо больше новинок, чем средние  компании (до 1000 занятых), и в 24 раза больше, чем крупные корпорации (свыше 10 тыс. занятых). В расчете же на одного занятого результативность разработок небольших компаний вдвое выше, чем  у крупных корпораций.

Столь большой  разрыв достигается не только за счет экономии на малых масштабах производства, но и благодаря невысокому уровню издержек, свя­занных с обеспечением и обменом информацией (небольшой коллектив гораздо быстрее воспринимает и генерирует новые идеи), а также лучшей координации действий и более оперативному принятию решений.

Наряду с инновационными фирмами в сфере внедрения  технических и тех­нологических новинок действуют еще более перспективные и мобильные вен­чурные (рисковые) компании. Именно о них чаще всего пишут в газетах и в них стремятся вкладывать средства инвесторы. Фирмы такого рода часто создаются как инновационные, но отличаются от последних существенно более высокими темпами роста. За 5−10 лет после основания фирмы численность ее сотрудни­ков может возрасти до 500 чел. Венчурные компании обычно быстро превраща­ются в акционерные или же вливаются в другие, более мощные фирмы.

Зародившись в 1970-е  гг., когда объективный ход научно-технического про­гресса и структурные сдвиги в экономике потребовали не только сближения науки и производства, но и создания адекватного механизма кредитования и финан­сирования научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений и вообще любых нововведений, сопряженных с риском, но пер­спективных, венчурный бизнес вылился в несколько десятков организацион­ных форм, специфика которых определяется прежде всего специализацией фирмы.

В США, например, действуют венчурные компании трех типов: корпо­ративные (дочерние компании крупных корпораций); независимые и частные инвестиционные компании малого бизнеса; действующие под эгидой Адми­нистрации по делам малого бизнеса. На первые два типа приходится около 600 компаний, на третий − около 500.

Венчурный бизнес можно охарактеризовать как аккумулирование  финан­совых средств из различных источников (70% совокупного рискового капитала США составляют средства корпораций, индивидуальных вкладчиков и пен­сионных фондов) для завершения научно-технических проектов, сулящих высокие прибыли.

Рисковые проекты  реализуются усилиями трех сторон: разработчика нового товара или технологии, венчурной фирмы и инвесторов.

Как правило, венчурная  фирма обращается к инвесторам на стадии по­явления опытного образца  будущей серийной продукции, в основе которой лежат принципиально  новые технические или технологические  решения. После научной и коммерческой экспертизы инвестору предлагают рискнуть капи­талом под гарантии венчурной фирмы в видах получения высоких барышей.

Под выделенные деньги разработчики должны в кратчайшие сроки довести изделие до промышленного  образца. Обычно при рисковом финансировании на это уходит не более 6−9 месяцев  вместо обычных 18−24.

Но бывает и  по-другому: на первом этапе инвестируется  идея, на втором — организация производства, на третьем компания уже производит продукцию, но еще не приносит прибыли, а на четвертом, после продвижения  новшества на рынок, или становится самостоятельной, или поглощается  крупной фир­мой. Весь процесс может занять от 5 до 10 лет.

Только в США  ежегодно образуется примерно 50 тыс. рисковых фирм, поло­вина которых в течение года готова представить потребителям новые товары и услуги.

Все изложенное выше свидетельствует, что малое  предпринимательство несет в  себе огромный потенциал для развития экономики и общества в целом. 

3. ТЕНДЕНЦИИ  И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО  БИЗНЕСА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Малый бизнес в  Российской Федерации стал развиваться  с 1988 г., но особенно интенсивно – начиная  с 1990 г. Этому способствовал процесс  приватизации. На начало 2003 г. уже насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый  период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые предприятия в  Российской Федерации уже создают 10–11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей – более 11 млн человек, что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5–6 раз, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса.

Становление предпринимательства  в России во многом зави­сит от совершенствования его организационно-правовых форм, так как для любого предпринимателя его деятельность начинается с нахождения хозяйственной ниши и выбора форм пред­принимательства. Организационно-правовая форма предпринимательства делает бизнес благородным, соответствующим требова­ниям цивилизованной экономики.

В современных  условиях предпринимательская деятельность – это средство не только дохода, заработка, но и самовыражения. Отсюда огромное стремление многих людей начать свое дело. Конечно, не любое деловое  предприятие приносит успех. Более 50% новых фирм закрываются в первый же год своей деятельности из-за низкой рентабельности. Но есть и другая статистика: 90% всех американских миллионеров (их около 2 млн. человек) обязаны своим  состоянием созданию собственной фирмы.

Во всех странах  с развитой рыночной экономикой малый  бизнес доказал свою значимость и  эффективность как в экономиче­ском, так и в социальном плане. Для  этих стран это уже давно устоявшееся, понятое и давно изученное  явление. Малое предпринимательство  в нашей стране как самостоятельное  общественно-политическое и социально-экономическое  явление существует немногим более 10 лет, и в настоящее время переходит  от стартового этапа к этапу более  глубокого и качественного развития.

Если анализировать  темпы развития малых предприятий  по отдельным этапам, то они были довольно неравномерными. Самые высокие  темпы прироста малых предприятий  наблюдались на первоначальном этапе, т. е. в 1991–1995 гг.

В 1995–2003 гг. увеличение количества малых предприятий существенно  замедлилось. Эту ситуацию эксперты сводно-аналитического управления Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства объясняют  наличием объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди них: бюрократические барьеры, увеличение стоимости сырья и услуг, невозможность  получения кредита, низкая покупательная  способ­ность населения.

Известно, что  эффективность функционирования малого бизнеса зависит от многих причин, в том числе от отраслевой принадлежности. Из общего числа малых предприятий  наибольшую долю – 44,5% – составили  предприятия торговли и общественного  питания, значительно меньше их доля в строительстве (15,8%) и про­мышленности (15,7%), что является отрицательным фактором.

Для повышения  эффективности общественного производства необходимо стремиться к тому, чтобы  доля малых предприятий преобладала  в реальном секторе, но для этого  необходимо созда­вать соответствующие условия. Малый бизнес в первую очередь стремится в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль и рентабельность. По мере заполнения этих сфер малый бизнес устремляется в другие, более привлекательные сферы. Это закономерный процесс.

В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» к  субъектам предпринимательской  деятельности относятся граждане, осуществляющие самостоятельную деятельность в  целях получения личного дохода, или индивидуальные предприниматели.

Доля индивидуальных предпринимателей в структуре субъек­тов малого бизнеса составляет приблизительно 76–77%.

Это объясняется  наиболее простыми условиями организации  индивидуального предпринимательства, не требующими на пер­вых этапах становления и развития значительных финансовых и материальных вложений, более простой системой налогообложе­ния, а также трудными экономическими условиями, в которых оказалось население страны в период экономического и финансо­вого кризиса.

Развитие малого предпринимательства в нашей  стране прохо­дило в довольно сложных экономических, социальных и полити­ческих условиях. Этот период характеризовался инфляционным процессом, кризисом в экономике и жесткой кредитно-финансовой политикой, проводимой государством.

Естественно, такая  обстановка не способствовала развитию всех субъектов хозяйствования, в  том числе и малого предпринимательства.

На деятельность малого бизнеса оказывает воздействие  ряд факторов. Одни из них влияют в позитивном, другие – в негативном плане; одни имеют значительное воздействие, другие – незначительное.

Все эти факторы  также можно разделить еще  на две группы: внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся: законодательная база; налоговая  система; система кредитования; система  поддержки и развития малого бизнеса; информационная система и другие элементы рыночной инфраструктуры, непосредственно  влияющие на деятельность субъектов  малого бизнеса.

К внутренним факторам относятся: организационно-правовая форма  предприятия; менеджмент предприятия  с его организационной структурой; экономический потенциал; мотивация  труда работников и др.

Однако одним  из основных внутренних факторов, влияющих на эффективность деятельности малых  предприятий, является менеджмент, включающий в себя организационное построение малого предприятия и управление всеми подразделениями.

Многие малые  предприятия разоряются и прекращают свое существование только из-за плохого  менеджмента на предприятии.

По уровню развития малого бизнеса мы далеко отстаем  от развитых стран мира. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие данные: в Великобритании в 2006 году действовало 2630 тыс. малых предприятий, число  малых предприятий на 1000 жителей  – 46, а доля малых предприятий  в численности занятых составила 49%, в ВВП – 53%.

В США в 2006 году действовало 19300 тыс. малых предприятий, число малых предприятий на 1000 жителей – 74, а доля малых предприятий  в численности занятых составила 54%, в ВВП – 52%.

В Японии в 2006 году действовало 6450 тыс. малых предприятий, число малых предприятий на 1000 жителей – 50, а доля малых предприятий  в численности занятых составила 78%, в ВВП – 55%.

В России в 1996 году действовало 836 тыс. малых предприятий  число малых предприятий на 1000 жителей – 6, а доля малых предприятий  в численности занятых составила: 9,6%, в ВВП – 11%.

Приведенные данные показывают, что малый бизнес в  России еще не играет столь значимой роли, как в странах с развитой рыночной экономикой. Доля малых предприятий  в ВВП ниже уровня развитых стран  в 5–6 раз, доля занятых на малых предприятиях – в 5–7 раз, число малых предприятий  на 1000 жителей – в 6–12 раз.

Из особенностей развития малого бизнеса в России можно отметить следующее:

·      процесс развития малого бизнеса  протекал хаотично, без государственного вмешательства и государственного регулирования;

·      существенно возросла роль малого бизнеса  в решении экономических и  социальных проблем, но она далека еще  до максимального значения;

·      происходит криминализация малого бизнеса  в Российской Федерации;

·      малый бизнес еще не заполнил все  рыночные ниши, предоставленные ему  средним и крупным капиталом;

·      малый бизнес затронул торговлю, общественное питание и многие другие привлекательные  сферы деятельности, где были созданы  условия для получения большей  прибыли. По мере развития малый бизнес будет проникать и в те сферы  деятельности, где рентабельность намного  меньше, чем в уже освоенных;

·      малые предприятия в основном разобщены, и у них нет тесных технологических и прочих хозяйственных  связей. В экономически развитых странах  мира субъекты малого бизнеса тесно  связаны с крупными и средними предприятиями на основе кооперирования и интегрирования, чего не наблюдается  в России;

Информация о работе Роль малого бизнеса в развитии рыночной экономики