Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 02:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого бизнеса в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 2
1.1 Характеристика малого бизнеса 2
1.2 Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 2
1.2 Роль малого бизнеса. Преимущества и недостатки малого бизнеса 2
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2
2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2
2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2
3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2

Файлы: 1 файл

Курсач1.docx

— 419.92 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный  экономический университет»

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ     РАБОТА

         по дисциплине:  Макроэкономика

         на тему: Малый бизнес и его роль в рыночной экономике.

             Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушатель

ВШУБ, 3-й курс,                                                   О.П. Барковская

 

 

Руководитель

канд. экон. наук,             

доцент                                                              

 

 

 

 

 

 

МИНСК  2010

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: 35 с., 7 рис., 1 таб., 17 ист.

Ключевые  слова: Предпринимательство, Малый  бизнес, Малые предприятия, Проблемы развития, Государственная поддержка.

Объектом  исследования является Республика Беларусь.

Предметом исследования малое предпринимательство.

Целью данной работы является изучение теоретических  и практических аспектов и проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.

Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический, системный  анализ, синтез и исторический метод, сравнительного анализа.

При написании  работы использовались учебные пособия, нормативно-правовые документы, монографии и статьи по исследуемой проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 2

1.1 Характеристика малого бизнеса 2

1.2  Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 2

1.2 Роль малого бизнеса. Преимущества и недостатки малого бизнеса 2

2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2

2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2

2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2

3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Создание  экономической единицы, как малое  предприятие,  малый  бизнес выгодно, потому что появление большого числа фирм  приводит  к  появлению новых  рабочих  мест,  малым  предприятием  легче   управлять   в   условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет  реальные  деньги в бюджет не только центра, но  и  регионов,  что  особенно  важно.  И  одним из самых главных преимуществ  является  то,  что  малый  и  средний  бизнес, неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так  не хватало экономике Беларуси в последние годы, что привело к созданию монополий и сосредоточению власти, как политической,  так  и  экономической,  в  руках небольшой группы людей.

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю предпринимательства  приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому  абсолютное большинство развитых стран всемерно поощряет деятельность предпринимательства.

Активный  рост доли малых предприятий в  структуре  экономики  западных стран  начал происходить с середины 70-х, начала 80-х годов.  На  сегодняшний  день в наиболее развитых странах  Запада малые  фирмы  составляют  70-90%  от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США -  где  в мелком предпринимательстве  занято 53% всего населения, Японию - с  ее  71,7% и страны ЕС, где на  аналогичных  предприятиях  трудится  примерно  половина работающего  населения.  Только  эти  цифры  говорят  об  огромной  важности предприятий малого бизнеса для  экономики этих стран. В пользу эффективности этих фирм говорит  тот  факт,  они  внедряют  в 17 раз больше нововведений и разработок,  чем  крупные  предприятия,  которые дают  жизнь  лишь  10%  новых  технологий,  остальные  90%  внедряют   малые предприятия и независимые изобретатели.

С момента  возникновения в нашей республике предпринимательского сектора экономики  прошло уже более десяти лет. На начальном  этапе его развития государство  придерживалось принципа невмешательства. Считалось, что рынок – это  саморегулирующаяся система. Это было ошибочное мнение. Изначально надо было предвидеть, что уже с первых шагов перед предпринимательством возникнет целый ряд проблем  и трудностей. С целью их преодоления, создания климата наибольшего благоприятствования  малому бизнесу, а также для стимулирования развития наиболее важных отраслей экономики  была создана государственная структура  – Министерство предпринимательства  и институтов.

Сложившаяся экономическая обстановка подрывает  стимулы к предпринимательской  деятельности, которые только и могут  привести к образованию рыночной экономики. В сегодняшней экономической  ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная  поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических  реформ, могут привести к развитию предпринимательства, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

 В целом, несмотря на трудности, наше государство находит возможности для поддержки и защиты производителей, создает правовые и экономические условия для их деятельности. Благодаря этому растет число предприятий негосударственной формы собственности, расширяется сфера оказания платных услуг населению.

Объектом  исследования является Республика Беларусь.

Предметом исследования малое предпринимательство.

Целью данной работы является изучение теоретических  и практических аспектов и проблемных зон в системе малого бизнеса в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.

 В соответствии  с установленной целью в работе поставлены следующие задачи:

  • изучить сущность и специфику малого бизнеса;
  • проанализировать структуру и специфику деятельности малого бизнеса в Республике Беларусь, выявить проблемные зоны;
  • разработать предложения по совершенствованию и развитию малого бизнеса в Республике Беларусь.

Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический, системный  анализ, сравнительного анализа, графический  и исторический метод.

При написании  работы использовались учебные пособия, нормативно-правовые документы, монографии и статьи по исследуемой проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 1.1  Характеристика малого бизнеса

 

Первые признаки предпринимателя были сформулированы еще А.Смитом в XVIII веке. Таковым тогда рассматривался индивид, организующий собственное дело, доходность которого зависела и получала реализацию по мере формирования соответствующей экономической среды, дающей определенную степень свободы и права: по выбору вида хозяйственной деятельности, приобретению и использованию ресурсов, распоряжению готовым продуктом, полученной прибылью и т.п. [7, с. 147]

С течением времени такого рода деятельность видоизменялась, требовала научного объяснения возникающих  форм и субъектов сферы предпринимательства. Из-за разнообразия целей и приоритетов  экономических школ и течений  определение различных понятий, границ чаще носит условно принятый характер.

Малые предприятия  —  это  не  организационно-правовая  форма,  термин «малое»  характеризует  лишь  размер  предприятия,  а  критериями  отнесения предприятия  к малым являются численность  работающих, размер уставного капитала, величина активов, объём оборота (прибыли, дохода) и др.[1, с. 28]

В ряде научных  работ  под  малым  бизнесом  понимается  деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц,  или  предприятие,  управляемое  одним  собственником. Как правило, наиболее общими критериями,  на  основе  которых предприятия относятся  к малому бизнесу, является:

- численность  персонала; 

- размер  уставного капитала;

- величина  активов; 

-  объем   оборота  (прибыли, дохода).

По данным Мирового  банка,  общее  число  показателей,  по  которым предприятия  относятся  к  субъектам  малого  предпринимательства  (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто  применяемыми  критериями  являются  те, что  описаны  выше.  Практически  во  всех  странах  определяющим  критерием  является численность работников за отчетный период [5, с. 16].

Обобщающей  позицией теоретических представлений  можно выделить то, что предпринимательство  возникает при наличии двух взаимосвязанных  обстоятельств: экономической свободы  и частной инициативы в сочетании  с умением организовать процесс  хозяйственной деятельности. Главным  требованием здесь выдвигается  свобода человека, исключающая его  подчинение воле других людей и сочетающаяся с законами общества, а также автономия  принятия управленческих решений с  целью оптимизации и повышения  результативности работы.

Несмотря  на свое определение «малый бизнес», этот вид производственной и коммерческой деятельности играет очень важную роль в экономике любой развитой страны. Он обладает следующими преимуществами:

  • Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, менее затратные, хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.
  • Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.
  • При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.
  • Взаимозаменяемость, перемена характера труда, также как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений. [10, с. 104]

Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции. Реализовать потенциал малого бизнеса возможно только в случае создания естественной для предпринимательства рыночной инфраструктуры (экономической, юридической, финансово-кредитной, страховой, производственно-технологической, информационной). Решение этой задачи зависит от проводимой государственной экономической политики, степени ее протекционизма по отношению к малому бизнесу. Проблема развития малых форм предпринимательства на определенных этапах кроется в большей степени в сфере политики, чем экономики.

Проведение  анализа и теоретического обоснования  ряда положений, дающих научное представление  о современных тенденциях в развитии малого бизнеса, выявление их особенностей или идентификации в различных  экономических системах позволит не только перевести предпринимательское  движение в Беларуси из стихийного в цивилизованное русло, но и научно аргументировать степень перспективности  малых экономических форм в наших  условиях, обосновать, в каких сферах и отраслях народного хозяйства  их развитие наиболее целесообразно.

Предпринимательство можно  определять с различных позиций, таких как:

  • деятельность, направленную на максимизацию прибыли;
  • инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;
  • прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;
  • процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;
  • действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;

 

 

  • специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений. [2, с. 14]

Большинство практиков и  исследователей делают акцент на получение  прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство  имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность  воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением  постоянно меняющихся, постоянно  возрастающих потребностей индивидуума  или социальной группы, общества в  целом.

В этой связи предпринимательство  более правильно определять как  процесс непрерывного поиска изменений  в потребностях, спросе конечного  потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем  организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных  на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

В этом определении  акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря  высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь