Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 02:47, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого бизнеса в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 2
1.1 Характеристика малого бизнеса 2
1.2 Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 2
1.2 Роль малого бизнеса. Преимущества и недостатки малого бизнеса 2
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2
2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2
2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2
3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2
Малые предприятия
могут внести значительный вклад
в решение проблем
В тоже время в нашей стране обостряется проблема неравных условий работы на внутреннем рынке страны. Государственные посредники в лице концернов, министерств и структур местной исполнительной власти создали, по сути дела, двухуровневую экономику. Малый и средний бизнес страны, индивидуальные предприниматели работают в худших ценовых условиях по доступу к сырью, кредитным ресурсам, аренде недвижимости, условиях оплаты за поставленные товары и оказанные услуги. Несмотря на проведенную работу по поддержке национального предпринимательства и созданию благоприятных инвестиционных условий, Беларусь ухудшила свое положение в рейтинге стран по качеству делового климата, переместившись с 64-го на 68-е место. Наша страна остается на последнем, 183-м, месте в мире по качеству налоговой системы. По уровню экономической свободы наша страна опустилась с 150-го места в 2010 году на 155-е в 2011 году. Не решен до конца базовый вопрос ценовой либерализации. Большой проблемой остаются несоответствующие нарушениям штрафы. Не решена проблема проверок, которые часто превращаются в «выбивание» штрафов из предприятий. Ошибки в бухучете, при выполнении обязательств перед органами госуправления по неосторожности или невнимательности, могут привести к банкротству бизнеса.
Более глубоко изучить вопрос, что в большей степени, мешает белорусскому бизнесу, поможет проведенный в апреле 2010 года опрос белорусских предпринимателей. (Таб.2.1.) [17, п.4]
Больше всего успешному развитию малого и среднего бизнеса мешает конкуренция. 62% респондентов по шкале от «1» до «5» поставили этому фактору высшие оценки «4» и «5». Стремление бизнеса к монополии известно, но такой статус может дать только государство. Так что белорусским предпринимателям надо привыкать к еще более жесткой конкуренции, к банкротству и регулярной перезагрузке коммерческих проектов. Главное, чтобы государство не злоупотребляло своим монопольным положением на рынке и не создавало льготных условий для своих компаний. На неравные условия частного бизнеса с государственным, как фактор, мешающий развитию, указали 38,6%.
Вторым негативным для МСП фактором являются высокие арендные ставки. 56,7% респондентов ответили, что они «мешают» и «очень мешают» развитию. После обещанного уменьшения арендных ставок 48,9% респондентов отметили, что они выросли, 34,4% - что остались на старом уровне и только 7,8% МСП отметили их снижение. Это крайне негативная оценка предложенных властями изменений в порядок расчета арендных ставок. В этой сфере в условиях ужесточения конкуренции, роста цен на бензин, электроэнергию и ЖКУ, правительство для поддержки МСБ должно, как минимум, в два раза снизить арендные ставки. Для того чтобы рынок недвижимости быстро и адекватно реагировал на изменения внутреннего и внешнего спроса, нужно полностью приватизировать рынок офисных, складских и производственных помещений.
В пятерку
самых больших препятствий для
развития частного бизнеса в Беларуси
вошли также дороговизна
Власти активно
говорят о либерализации, но 46,3% МСП
заявляют, что ничего в условиях
работы на рынке не поменялось. Об улучшении
деловой среды заявили 36,6% (о значительном
улучшении – 8,2%), об ухудшении - 14,2% респондентов.
Очевидно, что за счет улучшения
процедуры регистрации
Ресурс косметических
мер по улучшению делового климата
практически исчерпан. Бизнес требует
конкретных, значимых перемен в сфере
налогообложения, снижения штрафов. Для
поддержки МСП нужно
Таблица 2.1. Какие внешние факторы (не зависящие от предприятия) мешают успешному ведению малого и среднего бизнеса Беларуси?
(шкала «1» – это не имеет значения, «5» – это очень мешает, %)
Фактор |
Общее число тех, кто ответил, что данный фактор не имеет значения (сумма оценок 1 и 2) |
Общее число тех, кто ответил, что очень мешает (сумма оценок 4 и 5) |
Среднее значение фактора |
1. Слишком сильная конкуренция на рынке |
15,8 |
62 |
3,8 |
2. Высокие арендные ставки |
19,7 |
56,7 |
3,7 |
3. Высокие ставки на заемные средства со стороны банков и др. финансовых организаций |
20,7 |
55,9 |
3,6 |
4.Недостаточная защита |
25,5 |
38,9 |
3,3 |
5.Сложность налогового регулирования и высокие ставки налогов |
30,2 |
39,7 |
3,1 |
6.Бюрократические барьеры и ограничения (регистрация, разрешения, лицензии, отчётность, большой документооборот и т.п.) |
34,0 |
41,0 |
3,1 |
7.Проверки и штрафы |
29,4 |
36,5 |
3,1 |
8.Неравные условия по сравнению с госсектором |
34,0 |
38,6 |
3,1 |
9.Отсутствие поддержки со |
38,3 |
37,5 |
3,0 |
10.Административное давление( |
41,3 |
25,6 |
2,7 |
11.Административное регулирование оплаты труда |
43,7 |
25,1 |
2,7 |
12. Коррупция |
50,1 |
18,1 |
2,5 |
13.Валютное регулирование ( |
53,0 |
20,1 |
2,4 |
14.Экономическая политика |
56,5 |
17,1 |
2,2 |
Примечание - Источник: Исследование «Развитие малых и средних предприятий в Беларуси». Исследовательский центр ИПМ, апрель 2010. [17]
Директива Президента Республики Беларусь № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» от 31 декабря 2010 года является, с одной стороны, свидетельством успеха частно-государственного партнерства в области выработки законодательства, с другой стороны, взаимным обязательством. Данный документ содержит много положительных пропредпринимательских тезисов. Директива № 4 – это важная идеологическая платформа для создания в стране благоприятного делового климата. Она предполагает разработку и принятие целого пакета актов законодательства.
Работа над реализацией Директивы № 4 является шансом на создание новой культуры сотрудничества бизнес-сообщества и власти, важнейшим этапом формирования доверия друг к другу, возможностью для создания в Беларуси одного из лучших в Европе деловых климатов.
Решающую роль в становлении малого бизнеса в республике играют как внешние, так и внутренние факторы и условия, а именно:
Осуществить
резкую переориентацию импорта и
экспорта в ближайшее время невозможно.
Для приобретения сырья и материалов
на новых рынках необходима валюта,
которой сейчас недостаточно. Поэтому
республика должна сохранять рынки
сбыта своей продукции в
Большое значение
для расширения экспортного потенциала,
модернизации производства при создании
малых форм бизнеса имеет привлечение
иностранных кредитов, займов, в
первую очередь на валютно-окупаемой
основе, а также прямых иностранных
инвестиций. Республика Беларусь оказалась
в таком положении, когда она
не может серьезно повлиять на экономическую
ситуацию, не привлекая нетрадиционные
источники финансирования. Сотрудничество
республики с международными фондами
поддержки предпринимательства, Международным
валютным фондом, Европейским банком
реконструкции и развития, Всемирным
банком и его филиалом – Международной
финансовой корпорацией, Международным
агентством по гарантиям и инвестициям
создает возможность для
Однако, несмотря
на большое значение взаимосвязей республики
со странами ближнего и дальнего зарубежья,
решающую роль в развитии малого бизнеса
будут играть внутренние факторы
и условия. Важнейший из них –
степень развитости рыночных отношений
– пока еще находится в начальной
стадии формирования. В какой-то мере
это объясняется
Основными путями ускорения развития малого бизнеса и повышения его эффективности являются:
установление
стабильного режима для иностранных
инвестиций в части налогов, валютного
и внешнеторгового
в сфере финансово-кредитного обращения – расширение возможности получения кредитов для малого бизнеса путем создания условий для организации новых кредитных учреждений (например, кредитно-сберегательных), оптимизация нормативов обязательной продажи валютной выручки для предпринимателей, занимающихся экспортом продукции глубокой переработки, развития системы межбанковских расчетов;
ускоренная амортизация основных фондов для малых предприятий;
обеспечение доступа к централизованным ресурсам, информационным базам данных;
обеспечение социальных гарантий защиты предпринимателей и потребителей;
активизация поддержки со стороны органов местного самоуправления, включая разработку системы налоговых льгот на местном уровне;
создание республиканской информационной системы для изучения конъюнктуры рынка на продукцию малых предприятий, в том числе и на мировом рынке;
государственное
страхование частных
развитие лизинговых услуг.
Причиной
почти 60% всех банкротств малых предприятий
на начальном этапе развития, по
оценкам западных специалистов, являются
неумелое управление предприятий и
неэффективное планирование предпринимательской
деятельности. Поэтому большое значение
имеет проведение мероприятий по
более рациональному разделению
управленческого труда и
Государственная
политика в этой сфере должна быть
направлена на дальнейшее формирование
благоприятных условий
Местные органы власти и управления должны обеспечивать оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов с учетом специфики их деятельности.