Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 02:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого бизнеса в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 2
1.1 Характеристика малого бизнеса 2
1.2 Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 2
1.2 Роль малого бизнеса. Преимущества и недостатки малого бизнеса 2
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2
2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2
2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2
3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2

Файлы: 1 файл

Курсач1.docx

— 419.92 Кб (Скачать)

2.2 Проблемы и перспективы развития  малого предпринимательства в  Республике Беларусь

 

Малые предприятия  могут внести значительный вклад  в решение проблем экономического роста и занятости. В условиях рыночной экономики малые предприятия  считаются гибкими и эффективными с точки зрения затрат, они быстро приспосабливаются к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких  как розничная торговля или определенные виды услуг. Кроме того, малые предприятия  формируют ядро среднего класса, стабилизирующего политическую обстановку в обществе.

В тоже время  в нашей стране обостряется проблема неравных условий работы на внутреннем рынке страны. Государственные посредники в лице концернов, министерств и структур местной исполнительной власти создали, по сути дела, двухуровневую экономику. Малый и средний бизнес страны, индивидуальные предприниматели работают в худших ценовых условиях по доступу к сырью, кредитным ресурсам, аренде недвижимости, условиях оплаты за поставленные товары и оказанные услуги. Несмотря на проведенную работу по поддержке национального предпринимательства и созданию благоприятных инвестиционных условий, Беларусь ухудшила свое положение в рейтинге стран по качеству делового климата, переместившись с 64-го на 68-е место. Наша страна остается на последнем, 183-м, месте в мире по качеству налоговой системы. По уровню экономической свободы наша страна опустилась с 150-го места в 2010 году на 155-е в 2011 году. Не решен до конца базовый вопрос ценовой либерализации. Большой проблемой остаются несоответствующие нарушениям штрафы. Не решена проблема проверок, которые часто превращаются в «выбивание» штрафов из предприятий. Ошибки в бухучете, при выполнении обязательств перед органами госуправления по неосторожности или невнимательности, могут привести к банкротству бизнеса.

Более глубоко  изучить вопрос, что в большей степени, мешает белорусскому бизнесу, поможет проведенный в апреле 2010 года опрос белорусских предпринимателей. (Таб.2.1.) [17, п.4]

Больше всего  успешному развитию малого и среднего бизнеса мешает конкуренция. 62% респондентов по шкале от «1» до «5» поставили  этому фактору высшие оценки «4»  и «5». Стремление бизнеса к монополии  известно, но такой статус может  дать только государство. Так что  белорусским предпринимателям надо привыкать к еще более жесткой  конкуренции, к банкротству и регулярной перезагрузке коммерческих проектов. Главное, чтобы государство не злоупотребляло своим монопольным положением на рынке и не создавало льготных условий для своих компаний. На неравные условия частного бизнеса с государственным, как фактор, мешающий развитию, указали 38,6%.

Вторым негативным для МСП фактором являются высокие арендные ставки. 56,7% респондентов ответили, что они «мешают» и «очень мешают» развитию. После обещанного уменьшения арендных ставок 48,9% респондентов отметили, что они выросли, 34,4% - что остались на старом уровне и только 7,8% МСП отметили их снижение. Это крайне негативная оценка предложенных властями изменений в порядок расчета арендных ставок. В этой сфере в условиях ужесточения конкуренции, роста цен на бензин, электроэнергию и ЖКУ, правительство для поддержки МСБ должно, как минимум, в два раза снизить арендные ставки. Для того чтобы рынок недвижимости быстро и адекватно реагировал на изменения внутреннего и внешнего спроса, нужно полностью приватизировать рынок офисных, складских и производственных помещений.

В пятерку  самых больших препятствий для  развития частного бизнеса в Беларуси вошли также дороговизна кредитов, слабая защита прав собственности и  высокие бюрократические барьеры. Все эти препятствия – рукотворные. Они появились не в результате глобального кризиса или потепления, а, как следствие реализации планов правительства. Их преодоление увеличивает издержки бизнеса на 10 - 15% их валовой выручки. Чиновники не только не добавляют ценности в белорусскую экономику (безопасность, защита от мошенников, выполнение контрактных обязательств), но существенно ухудшают деловой климат и «режут» конкурентоспособность. Частокол тысяч разрешений, лицензий, сертификатов, квот и предписаний стал в Беларуси «Берлинской стеной», а не эффективной блокировкой от коммерческого спама.

Власти активно  говорят о либерализации, но 46,3% МСП  заявляют, что ничего в условиях работы на рынке не поменялось. Об улучшении  деловой среды заявили 36,6% (о значительном улучшении – 8,2%), об ухудшении - 14,2% респондентов. Очевидно, что за счет улучшения  процедуры регистрации предприятий  и мелких улучшений административных процедур работающим на рынке частным  предприятиям и предпринимателям не поможешь.

Ресурс косметических  мер по улучшению делового климата  практически исчерпан. Бизнес требует  конкретных, значимых перемен в сфере  налогообложения, снижения штрафов. Для  поддержки МСП нужно существенно  сократить арендные ставки, отменить лицензирование торговли и разного  рода услуг, отпустить цены на свободу, упросить и удешевить стоимость  прохождения административных процедур. Это и многое другое нужно, чтобы  наша страна вошла в Топ-30 стран  мира с самым благоприятным деловым  климатом. Однако более 64% представителей малого бизнеса не верит в способность нынешней власти добиться ее выполнения. Кризис доверия между бизнесом и властью говорит об отсутствии в стране частно-государственного партнерства.

Таблица 2.1. Какие внешние факторы (не зависящие от предприятия) мешают успешному ведению малого и среднего бизнеса Беларуси?

(шкала «1» – это не имеет  значения, «5» – это очень мешает, %)

 

Фактор

Общее число тех, кто ответил, что  данный фактор не имеет значения

(сумма оценок 1 и 2)

Общее число тех, кто ответил, что  очень мешает

(сумма оценок 4 и 5)

Среднее значение фактора

1. Слишком сильная конкуренция на рынке

15,8

62

3,8

2. Высокие арендные ставки

19,7

56,7

3,7

3. Высокие ставки на заемные  средства со стороны банков  и др. финансовых организаций

20,7

55,9

3,6

4.Недостаточная защита имущественных  прав и интересов частного бизнеса

25,5

38,9

3,3

5.Сложность налогового регулирования и высокие ставки налогов

30,2

39,7

3,1

6.Бюрократические барьеры и ограничения (регистрация, разрешения, лицензии, отчётность, большой документооборот и т.п.)

34,0

41,0

3,1

7.Проверки и штрафы

29,4

36,5

3,1

8.Неравные условия по сравнению с госсектором

34,0

38,6

3,1

9.Отсутствие поддержки со стороны  государства (льготные кредиты,  участие в госпрограммах и  т.д.)

38,3

37,5

3,0

10.Административное давление(т.е.не  предусмотренное действующим законодательством  вмешательство центральных и местных органов власти)

41,3

25,6

2,7

11.Административное регулирование оплаты труда

43,7

25,1

2,7

12. Коррупция

50,1

18,1

2,5

13.Валютное регулирование (невозможность  купить валюту, ограничения на  покупку валюты, девальвация, другое)

53,0

20,1

2,4

14.Экономическая политика других  стран (например, защита своего  рынка от конкуренции со стороны иностранных производителей)

56,5

17,1

2,2


 

Примечание - Источник: Исследование «Развитие малых и средних предприятий в Беларуси». Исследовательский центр ИПМ, апрель 2010. [17]

 Директива Президента Республики Беларусь № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» от 31 декабря 2010 года является, с одной стороны, свидетельством успеха частно-государственного партнерства в области выработки законодательства, с другой стороны, взаимным обязательством. Данный документ содержит много положительных пропредпринимательских тезисов. Директива № 4 – это важная идеологическая платформа для создания в стране благоприятного делового климата. Она предполагает разработку и принятие целого пакета актов законодательства.

Работа над  реализацией Директивы № 4 является шансом на создание новой культуры сотрудничества бизнес-сообщества и  власти, важнейшим этапом формирования доверия друг к другу, возможностью для создания в Беларуси одного из лучших в Европе деловых климатов.

ГЛАВА 3

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Решающую  роль в становлении малого бизнеса  в республике играют как внешние, так и внутренние факторы и  условия, а именно:

    • высокий уровень экономической интеграции с зарубежными странами;
    • привлечение иностранных кредитов, займов;
    • прямые иностранные инвестиции;
    • степень развития рыночных отношений, состояние инфраструктуры, уровень использования созданного производственно-экономического потенциала, трудовые и природные ресурсы.

Осуществить резкую переориентацию импорта и  экспорта в ближайшее время невозможно. Для приобретения сырья и материалов на новых рынках необходима валюта, которой сейчас недостаточно. Поэтому  республика должна сохранять рынки  сбыта своей продукции в странах  СНГ и особенно в России. В будущем  в связи с производимой структурной  перестройкой экономики будут созданы  объективные предпосылки для  постепенной интеграции со странами Центральной и Западной Европы.

Большое значение для расширения экспортного потенциала, модернизации производства при создании малых форм бизнеса имеет привлечение  иностранных кредитов, займов, в  первую очередь на валютно-окупаемой  основе, а также прямых иностранных  инвестиций. Республика Беларусь оказалась  в таком положении, когда она  не может серьезно повлиять на экономическую  ситуацию, не привлекая нетрадиционные источники финансирования. Сотрудничество республики с международными фондами  поддержки предпринимательства, Международным  валютным фондом, Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным  банком и его филиалом – Международной  финансовой корпорацией, Международным  агентством по гарантиям и инвестициям  создает возможность для получения  кредитов на особо льготных условиях для реализации социально-экономических  программ.

Однако, несмотря на большое значение взаимосвязей республики со странами ближнего и дальнего зарубежья, решающую роль в развитии малого бизнеса  будут играть внутренние факторы  и условия. Важнейший из них –  степень развитости рыночных отношений  – пока еще находится в начальной  стадии формирования. В какой-то мере это объясняется непродолжительностью времени, прошедшего от начала осуществления  реформ, но главное – в естественном сопротивлении реформам со стороны  консервативных сил, в отсутствие соответствующей  рынку инфраструктуры, несовершенство хозяйственного права и механизма  реабилитации его норм. Далеко не полностью пока используется развитый производственно-экономический потенциал республики.

Основными путями ускорения развития малого бизнеса  и повышения его эффективности  являются:

установление  стабильного режима для иностранных  инвестиций в части налогов, валютного  и внешнеторгового регулирования, обеспечение условий для приватизации с участием иностранного капитала, создание системы информации об инвестиционных проектах;

в сфере финансово-кредитного обращения – расширение возможности  получения кредитов для малого бизнеса  путем создания условий для организации  новых кредитных учреждений (например, кредитно-сберегательных), оптимизация  нормативов обязательной продажи валютной выручки для предпринимателей, занимающихся экспортом продукции глубокой переработки, развития системы межбанковских расчетов;

ускоренная  амортизация основных фондов для  малых предприятий;

обеспечение доступа к централизованным ресурсам, информационным базам данных;

обеспечение социальных гарантий защиты предпринимателей и потребителей;

активизация поддержки со стороны органов  местного самоуправления, включая разработку системы налоговых льгот на местном  уровне;

создание  республиканской информационной системы  для изучения конъюнктуры рынка  на продукцию малых предприятий, в том числе и на мировом  рынке;

государственное страхование частных инвесторов, вкладывающих средства в малые венчурные  предприятия;

развитие  лизинговых услуг.

Причиной  почти 60% всех банкротств малых предприятий  на начальном этапе развития, по оценкам западных специалистов, являются неумелое управление предприятий и  неэффективное планирование предпринимательской  деятельности. Поэтому большое значение имеет проведение мероприятий по более рациональному разделению управленческого труда и повышению  эффективности руководства.

Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий устойчивого  развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов  поддержки, обеспечивающих повышение  темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов  хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики. Важным является также вовлечение в  предпринимательскую деятельность широких слоев населения и  создание новых рабочих мест, в  том числе для незащищенных категорий, увеличение доходов людей, а значит, обеспечение социальной стабильности.

Местные органы власти и управления должны обеспечивать оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов с учетом специфики их деятельности.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь