Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 02:47, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого бизнеса в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 2
1.1 Характеристика малого бизнеса 2
1.2 Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 2
1.2 Роль малого бизнеса. Преимущества и недостатки малого бизнеса 2
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2
2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2
2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2
3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2
• улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь — для беднейших слоев, составляющих большинство населения), решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
Необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей.
Так, малые фирмы чаще всего проигрывают крупным в борьбе за кредиты.
Банки отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают, то под высокие проценты, что ведет к росту себестоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из-за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом (как в части изучения спроса на свою продукцию, так и проведения рекламных кампаний). Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды: если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах. Серьезную проблему для малых фирм представляет планирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственное планирование и еще меньше — стратегическое.
Вот почему даже в странах со стабильной экономикой в сфере малого бизнеса наблюдается активное движение. Многие фирмы не выдерживают конкуренции и прекращают свою деятельность.
Выделим недостатки малого бизнеса[8, с. 48]:
1. Высокий
уровень риска, поэтому высока
степень неустойчивости
2. Зависимость от крупных компаний;
3. Слабая компетентность руководителей;
4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
5. Трудности
в заимствовании
6. Неуверенность
и осторожность хозяйствующих
субъектов при заключении
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.
В регулярно
проводимых опросах в среде
1. некомпетентность;
2. несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);
3. нехватка
опыта в коммерции, финансах, поставках,
производстве, управлении в единоличных
формах владения и в
Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса, плохое здоровье или вредные привычки, катастрофы пожары, воровство, мошенничество и др.
Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере её взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев.
Предпринимательство пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах, где отсутствует поддержка предпринимательства со стороны государства, большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство). Суть государственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям: [5, с. 52]
Государственной поддержкой
охватываются обычно создаваемые
Для белорусской экономики,
идущей трудным путем реформирования,
задача развития и поддержки
а) налоговые льготы и послабления;
б) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфраструктуры и т.п.;
в) целевые фонды, финансирование из государственного и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в Беларуси.
В соответствии с формами собственности в малом бизнесе могут действовать следующие предприятия: государственные, муниципальные, коллективные, частные, совместные, смешанные, иностранные. [4, с. 114]
Таким образом, подведем итог,
предпринимательство – это
Субъектами предпринимательства являются:
физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;
группы граждан (партнеров) - коллективы предпринимателей.
Не допускается
занятие предпринимательской
К субъектам
малого предпринимательства относятся:
индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Специальной
регистрации индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц в качестве
субъектов малого и среднего предпринимательства
или иного подтверждения
Согласно статье 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь,
Юридическими
лицами признаются организации, которые
обладают обособленным имуществом, могут
от своего имени приобретать
Из статьи
1 Закона о предпринимательстве следует,
что предпринимательская
частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом (предприятием) на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц;
коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;
контрактную,
осуществляемую руководителем предприятия,
если он на основе контракта с собственником
имущества или уполномоченным им
лицом наделен правами и
Предпринимательство в Республике Беларусь, получившее развитие в 90-е годы за прошедшее десятилетие превратилось в самостоятельный и весьма влиятельный элемент рыночной экономики.
Развивать
предпринимательство оказалось
очень трудно. Мешает
несогласованность союзного и
республиканского законодательства.
Мешает былое огосударствление
не только материальной жизни,
но и духовной культуры, самой
личности – винтика, которая разучилась
мыслить категорией «Я» и непрерывно
срывается на идеологию «МЫ».
Мешает иждивенческий
На первых
этапах негосударственный
сектор был представлен
преимущественно кооперативами,
С 1992г. возросла роль малых предприятий в экономике. Доля занятых на малых предприятиях к занятым в экономике в целом увеличилась с 4,4% в 1996г. до 7,3% в 1999г.
В конце тысячелетия темпы роста малого предпринимательства и его эффективности замедлились. Снизился уровень рентабельности малых предприятий: с 17,0% в 1998г. до 15,7% в 1999, в том числе частных – с 18,2% до 17,2% соответственно.
На протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2009 года работало 20,4 процентов от занятых в экономике. [15].
Рис 2.1 Динамика доли занятых (в %) в малом предпринимательстве (с учетом индивидуальных предпринимателей их наемных работников)в общем количестве занятых в экономике Республики Беларусь.
Примечание - Источник: [15, Рис 1.]
В 2009 году удельный
вес субъектов малого предпринимательства
-юридических лиц в общем
Рис. 2.2 Удельный вес малого предпринимательства в отдельных экономических показателях развития Республики Беларусь, в %
Примечание - Источник: [15, Рис 2].
В общем объеме промышленного производства удельный вес субъектов малого предпринимательства - юридических составил 9,1 процента, розничного товарооборота, включая общественное питание – 29,5 процента, внешнеторгового оборота – 30,5 процента.
По итогам
2009 года количество субъектов малого
предпринимательства –
Рис. 2.3. Распределение субъектов
малого предпринимательства –
Примечание - Источник: [15, Рис 6].
Анализ показателей
за семь лет свидетельствует о
незначительных колебаниях в отраслевой
структуре предпринимательского сектора.
За период с 2003 по 2009 год сохраняется
значительная доля субъектов малого
предпринимательства –