Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 02:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого бизнеса в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 2
1.1 Характеристика малого бизнеса 2
1.2 Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 2
1.2 Роль малого бизнеса. Преимущества и недостатки малого бизнеса 2
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2
2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2
2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2
3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2

Файлы: 1 файл

Курсач1.docx

— 419.92 Кб (Скачать)

• улучшение  взаимосвязи между различными секторами  экономики.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса  для нашей  страны,  где  оно  способно  коренным  образом  и  без   существенных капитальных вложений расширить  производство многих  потребительских  товаров и услуг (в первую очередь  — для беднейших  слоев,  составляющих  большинство населения),  решить  проблему занятости,  ускорить  научно-технический  прогресс  и  составить  позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как  правило,  выше  и  «жизненный  цикл»  малых предприятий обычно  короче,  чем  крупных  компаний.  Даже  в  благополучных промышленно развитых странах  небольшие  предприятия  испытывают  целый  ряд характерных трудностей.

Так, малые  фирмы чаще всего проигрывают  крупным  в  борьбе  за  кредиты.

Банки отказывают малым фирмам в ссудах,  а  если  и  дают,  то  под  высокие  проценты,  что  ведет  к  росту   себестоимости   продукции   и   затрудняет модернизацию производства из-за недостатка  средств.  Небольшие  фирмы  хуже крупных справляются  с экспортными и валютными  операциями,  маркетингом  (как  в части изучения спроса  на  свою  продукцию,  так  и  проведения  рекламных кампаний). Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной  рабочей  силе и более чувствительны  к  состоянию  экономической  среды:  если  в  связи  с инфляцией  уровень  издержек  опережает  уровень  доходов,  фирма  неизбежно  терпит крах. Серьезную проблему для  малых  фирм  представляет  планирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет  производственное  планирование и еще меньше — стратегическое.

Вот почему даже в странах со стабильной экономикой в сфере малого бизнеса наблюдается  активное движение. Многие фирмы  не  выдерживают  конкуренции  и прекращают свою деятельность.

Выделим недостатки малого бизнеса[8, с. 48]:

1. Высокий  уровень риска, поэтому высока  степень неустойчивости положения  на рынке;

2. Зависимость  от крупных компаний;

3. Слабая  компетентность руководителей;

4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

5. Трудности  в заимствовании дополнительных  финансовых средств и получении кредитов;

6. Неуверенность  и осторожность хозяйствующих  субъектов при заключении договоров.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта  управления или профессиональной некомпетентностью  собственников малых и средних  предприятий.

В регулярно  проводимых опросах в среде предпринимателей – главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

1. некомпетентность;

2. несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

3. нехватка  опыта в коммерции, финансах, поставках,  производстве, управлении в единоличных  формах владения и  в товариществах,  неумение заводить и поддерживать  деловые связи и контакты.

Другими причинами  банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса, плохое здоровье или вредные  привычки, катастрофы пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малой  фирмы на успех повышаются по мере её взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более  высокий и стабильный доход, чем  фирмы, которые часто меняют владельцев.

Предпринимательство пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах, где отсутствует поддержка предпринимательства со стороны государства, большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство). Суть государственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям: [5, с. 52]

  • консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации);
  • оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);
  • оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.

Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские  структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных  предпринимательских организаций.

Для белорусской экономики, идущей трудным путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства  государством, прежде всего малых  его форм в производственной сфере, одна из главных. Формы поддержки различны:

 а) налоговые льготы и послабления;

б) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфраструктуры и т.п.;

в) целевые  фонды, финансирование из государственного и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских  структур в Беларуси.

В соответствии с формами собственности в  малом бизнесе могут действовать следующие предприятия: государственные, муниципальные, коллективные, частные, совместные, смешанные, иностранные. [4, с. 114]

Таким образом, подведем итог, предпринимательство – это особая форма экономической активности, основанная на инновационном самостоятельном  подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю  доход и осознание своей значимости как личности. В основе эффекта предпринимательства лежит новаторская, инициативная деятельность человека, мобилизующего все свои силы, целеустремленно использующего все возможности для достижения поставленной цели и несущего полную ответственность за свои действия. Цель предпринимательства сводится к извлечению дохода через производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг, а также к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности. Предпринимательская деятельность начинается на уровне мышления – от зарождения предпринимательской идеи до принятия решения. Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий с другими участниками этого процесса - потребителями, государством, партнерами, наемными работниками. Объектами предпринимательской деятельности являются товар, работа или услуга. Различают две основные формы предпринимательства – частное и государственное, которые базируются на многих общих принципах.

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И  СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Анализ функционирования и  развития малого предпринимательства  в Республике Беларусь

Субъектами  предпринимательства являются:

физические  лица, не ограниченные в правах в  порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том  числе иностранные граждане и  лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных  действующим законодательством  Республики Беларусь;

группы граждан (партнеров) - коллективы предпринимателей.

Не допускается  занятие предпринимательской деятельностью  должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной  власти и управления, прокуратуры  и судах.

К субъектам  малого предпринимательства относятся:[16, гл.1ст.3]

индивидуальные  предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам  среднего предпринимательства относятся  зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней  численностью работников за календарный  год от 101 до 250 человек включительно.

Специальной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства  или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных  органов не требуется.

Согласно  статье 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь,

Юридическими  лицами признаются организации, которые  обладают обособленным имуществом, могут  от своего имени приобретать имущественные  и личные неимущественные права  и нести обязанности, быть истцами  и ответчиками в суде, арбитраже  или третейском суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое  подтверждается наличием устава и государственной  регистрации юридического лица; имущественная  обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие  в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обуславливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде.

 

Из статьи 1 Закона о предпринимательстве следует, что предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в  различных организационно-правовых формах предприятий. Различают следующие  формы предпринимательской деятельности:

частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом (предприятием) на основе собственного имущества и различных форм привлечения  собственности других физических и  юридических лиц;

коллективную, осуществляемую на основе собственности  группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;

контрактную, осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником  имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями  и несет ответственность, установленную  для предпринимателя.

Предпринимательство в Республике Беларусь, получившее развитие  в  90-е годы за  прошедшее  десятилетие  превратилось  в  самостоятельный  и  весьма влиятельный  элемент рыночной экономики.

Развивать   предпринимательство   оказалось   очень   трудно.    Мешает несогласованность  союзного  и  республиканского  законодательства.   Мешает былое  огосударствление  не  только  материальной  жизни,  но   и   духовной культуры, самой  личности – винтика, которая  разучилась  мыслить  категорией «Я»  и  непрерывно  срывается  на  идеологию  «МЫ».   Мешает   иждивенческий распределительный  принцип, формировавшийся у нескольких  поколений  людей  и ставший  у нас бесспорной идеологией.  Практически  это  религиозная  вера  в возможность социальных гарантий «сверху» без каких-либо  усилий  со  стороны каждого  человека [7, с. 14]. 

На   первых   этапах   негосударственный   сектор    был    представлен  преимущественно кооперативами,  арендными  и  совместными  предприятиями,  а также лицами,  зарегистрированными  как  индивидуальные  предприниматели.

С 1992г. возросла роль малых предприятий в экономике. Доля  занятых  на  малых предприятиях к занятым в экономике в  целом увеличилась с 4,4%  в  1996г.  до 7,3% в 1999г.

В конце тысячелетия  темпы  роста  малого  предпринимательства  и   его эффективности   замедлились.   Снизился   уровень    рентабельности    малых предприятий: с 17,0% в 1998г. до 15,7% в 1999,  в  том числе  частных  –  с 18,2% до 17,2% соответственно.

На протяжении последних нескольких  лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2009 года работало 20,4 процентов от занятых в экономике. [15].

 

Рис 2.1 Динамика доли занятых (в %) в  малом предпринимательстве (с учетом индивидуальных предпринимателей их наемных  работников)в общем количестве занятых  в экономике Республики Беларусь.

 

Примечание - Источник: [15, Рис 1.]

В 2009 году удельный вес субъектов малого предпринимательства -юридических лиц в общем объеме валового внутреннего продукта составил 11,4 процента.

 

Рис. 2.2 Удельный вес малого предпринимательства  в отдельных экономических показателях развития Республики Беларусь, в %


Примечание - Источник: [15, Рис 2].

В общем объеме промышленного производства удельный вес субъектов малого предпринимательства - юридических составил 9,1 процента, розничного товарооборота, включая общественное питание – 29,5 процента, внешнеторгового оборота – 30,5 процента.

По итогам 2009 года количество субъектов малого предпринимательства – юридических  лиц, занятых в торговле и общественном питании, составляет 42 процента. В промышленности сосредоточено 19,9 процента субъектов  малого предпринимательства – юридических  лиц, строительстве – 10,2 процента, транспорте – 8,4 процента, сельском хозяйстве – 3,3 от общего количества субъектов малого предпринимательства – юридических  лиц. Все остальные отрасли имеют  достаточно невысокий процент в  общем количестве микро- и малых  организаций.

 

Рис. 2.3. Распределение субъектов  малого предпринимательства – юридических  лиц по отраслям экономики в 2009 году, в %

 

 

Примечание - Источник: [15, Рис 6].

Анализ показателей  за семь лет свидетельствует о  незначительных колебаниях в отраслевой структуре предпринимательского сектора. За период с 2003 по 2009 год сохраняется  значительная доля субъектов малого предпринимательства – юридических  лиц, функционирующих в сфере  торговли и общественного питания, а также промышленности.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь