Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 02:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого бизнеса в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 2
1.1 Характеристика малого бизнеса 2
1.2 Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 2
1.2 Роль малого бизнеса. Преимущества и недостатки малого бизнеса 2
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2
2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2
2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2
3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2

Файлы: 1 файл

Курсач1.docx

— 419.92 Кб (Скачать)

Развитие  малого и среднего  бизнеса  отвечает  общемировым  тенденциям  к формированию   гибкой   смешанной   экономики,   сочетанию    разных    форм собственности и  адекватной  им  модели  хозяйства,  в  которой  реализуется сложный  синтез  конкурентного  рыночного   механизма   и   государственного регулирования  крупного, среднего и  мелкого  производства. 

1.2  Опыт поддержки малых предприятий  в различных странах

 

Изучение  и использование опыта поддержки  малых предприятий в различных  странах может существенно повлиять на его оживление и успешное развитие в Республике Беларусь.

Изучение  опыта поддержки малых предприятий  предлагается проводить на основании  имеющихся данных по странам Евросоюза  и США.

Малый бизнес в США начал свое развитие еще  в эпоху Великой Депрессии, поэтому  его уровень остается стабильно  высоким. Федеральные программы, которые  только еще начинают разрабатываться  в некоторых странах, в США  датируются  1932 годом. В это время  после времен Великой Депрессии  государство стало субсидировать  малые предприятия, пострадавшие в  результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость[11, c.20].

В 1953 году в  США создается Федеральное агентство  – Администрация по делам малого бизнеса США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов:

- помощь  в получении кредита для бизнеса; 

- техническая  и информационная поддержка малых  предприятий; 

- предоставление  гарантий по кредитам для бизнеса; 

- непосредственное  субсидирование и кредитование  малого бизнеса за счет средств  собственного бюджета. 

В США очень  четко развита система критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят от вида деятельности малого предприятия и отрасли, в  которой оно работает. В одних  сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других – оборот и прибыль.

Помимо Федерального агентства для соблюдения правового  законодательства в отношении предприятий  малого бизнеса создан специальный  Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции  развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В  докладах министров правительства  США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес – важный рычаг оздоровления всей экономики в целом.

Здесь наглядно прослеживается отличия в развитии малого бизнеса в США. В нашей  стране государство совсем недавно  стало обращать внимание на малый  бизнес, а предприятия малого бизнеса  были вынуждены в свое время самостоятельно развиваться, выживать, уходя от уплаты налогов и т.д. В то время как  в США уже давно малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики на государственном уровне. Опыт США в создании различных  программ малого бизнеса очень ценен, причем все программы реально  работают, предусмотрены конкретные механизмы их реализации.

Политика  ЕС в отношении малых предприятий  основывается на так называемом вертикальном и горизонтальном подходе к решению  проблем их создания и функционирования.

Вертикальный  подход выражается в непосредственных мероприятиях, ориентированных исключительно  на малые предприятия. Эти мероприятия  подготавливаются и осуществляются Генеральным директоратом XXIII Европейской  Комиссии (политика в отношении предпринимательства, коммерции, туризм и социальная экономическая  деятельность) в сотрудничестве с  Европейским парламентом, Экономическим  и социальным советом, представительскими организациями малого предпринимательства  в органах ЕС, и другими службами Комиссии ЕС.

Горизонтальный  подход базируется на защите интересов  малых предприятий в других сферах деятельности ЕС (таких, как политика в области исследований и технических  разработок, региональная политика, международные  отношения и т.д.) и укреплении позиций малых предприятий в  соответствующем виде деятельности.

Как известно, одной из главных задач Европейского Союза является претворение в жизнь принципа "социального и экономического слияния", направленного на установление равенства возможностей для регионов с различным уровнем развития, а также для разных социальных групп. Этот принцип подразумевает, что менее развитые регионы и менее обеспеченные слои общества в ЕС следует поддерживать в первую очередь.

Учитывая  важность предпринимательства для  экономической структуры ЕС, можно  утверждать, что успешная интеграция экономики внутри Союза во многом зависит от развития малого предпринимательства. Поэтому кроме важности "макроэкономических" позиций, следует помнить о роли малых предприятий на региональном уровне, когда малые и средние  предприятия способствуют экономическому развитию и росту занятости в  менее развитых регионах. Для успешного  развития малых предприятий должны оптимально сочетаться две линии: макроэкономическая (в плане общей политики) и микроэкономическая (предпринимательская).

Главными  целями надгосударственного регулирования  и поддержки малого и среднего предпринимательства являются: укрепление единого внутреннего рынка, интернационализация  предпринимательской деятельности на уровне предприятий, устранение административных барьеров и создание единого экономического пространства в ЕС путем унификации законодательной базы по малому бизнесу, усиление взаимодействия стран-членов ЕС по созданию экономического и валютного  союзов в рамках ЭС.

Национальная  политика в странах-членах ЕС имеет  своей целью предоставление лучших условий для бизнес-деятельности, увеличения конкурентоспособности  и роста. При этом заметен уход от "тяжелой" поддержки в форме  займов и дотаций и переход  к "мягкой" поддержке в форме  консультационных услуг.

Все страны-члены  ЕС имеют хорошо развитую сеть организаций  по регулированию и поддержке  развития малого и среднего предпринимательства. Некоторые из них являются государственными учреждениями или учреждениями, имеющими государственную поддержку, а другие являются частными.

Что касается государственных учреждений, то во всех странах ЕС ответственность  распределена между несколькими  министерствами или между специальными отделами по малому предпринимательству  внутри министерств. Как правило, политика по развитию малого и среднего предпринимательства  ведется Министерством экономических  дел и/или Министерством промышленности и торговли. Но и другие министерства ведут работу по поддержке малого предпринимательства (например, Министерство занятости, Министерство экономики, Центр  общественной технологии, специальные  общественные банки и др.), чья  деятельность связана с оказанием  помощи предпринимателям в вопросах занятости, обучения, международной  торговли, развития и т.д. Такое распределение  ответственности между несколькими  министерствами требует большой  координации деятельности всех стран  в рамках ЕС.

 

Учреждения  со смешанной формой собственности  и частные учреждения отличаются по разным странам-участницам ЕС, но могут  иметь схожие формы организации. Например, Торговые палаты занимаются тренингом и обучением, технологическим  консультированием, стимулированием  международной торговли, выдачей  сертификатов качества, предоставлением  информации по субконтрактированию  и поставщикам, по кооперации между  предприятиями.

В качестве других частных организаций можно  назвать финансовые учреждения (банки, общества венчурного капитала, общества распространения капитала), частные  исследовательские институты, ассоциации предприятий и служащих, центры по оказанию услуг производителям (например, консультирование менеджмента и  администрации, технологическое и  маркетинговое консультирование и  т.д.).

Совместная  деятельность национальных и надгосударственных органов по регулированию содействия развитию малого предпринимательства  в ЕС заключается в улучшении  соответствующей среды (специальное  внимание уделяется проблемам малого и среднего предпринимательства  и их воздействию на законодательство ЕС) и в стимулировании развития предпринимательства (определение  и распространение "лучшего" опыта  по их поддержке, преодоление недостатков  в коммуникации между предпринимателями  и организациями, предоставляющими услуги, с одновременным повышением уровня этих услуг).

В 1985 г. Совет  ЕС принял рекомендации по упрощению  административных процедур необходимых  для организации и функционирования малых предприятий, а в 1987 г. КЕС  основала сеть Европейского информационного  центра для обеспечения малых  и средних предприятий сведениями о внутреннем рынке. Сейчас в странах-членах ЕС действует 210 таких инфоцентров  и 14 корреспондентских центров в  других странах. Их основной функцией является сбор запросов малых и средних  фирм с предложениями по сотрудничеству. Важно, что с 1993 г. малые и средние  предприятия имеют возможность  пользоваться услугами любых отделений  банков во всех странах ЕС и получать выигрыш от сближения цен в  условиях конкуренции на финансовых рынках.

В рамках специальной  программы "Европартнерство" генеральным  директоратом КЕС были проведены  мероприятия по установлению сотрудничества малых и средних предприятий  из наименее развитых регионов ЕС с  компаниями ведущих стран-членов ЕС, а созданная в 1983 г. Европейская  ассоциация венчурного капитала способствует созданию и развитию малых совместных фирм. Комиссией ЕС сформирован также  новый комитет, включающий официальных  лиц и представителей деловых  кругов от каждой страны-члена ЕС, ответственных  за упрощение процедур в сфере  предпринимательства. Важное внимание уделяется развитию "духа предпринимательства" как привлекательной деятельности и инструмента борьбы с безработицей и неполной занятостью населения.

Таким образом, в ЕС проводится активное регулирование  малого и среднего бизнеса и оказывается  широкое содействие его развитию с использованием форм и методов, учитывающих потребности европейской интеграции. На мой взгляд, изучение и использование опыта ЕС и США в малом и среднем предпринимательстве Республики Беларусь может существенно повлиять на его оживление и успешное развитие с учетом реального состояния экономики Республики Беларусь.

1.3 Роль малого бизнеса. Преимущества и недостатки малого бизнеса

 

Значение  малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса  рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях перехода от административно-командной  экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта; во всех развитых странах  на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет деятельность малого бизнеса.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость.

Существенный  вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Развитие  малого  и  среднего  бизнеса  несет  в  себе  множество  важных преимуществ[1, c.65]:

• увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего  класса — главного гаранта  политической стабильности в демократическом  обществе;

• рост доли экономически  активного  населения,  что  увеличивает  доходы граждан и сглаживает  диспропорции  в  благосостоянии  различных  социальных групп;

•  селекция  наиболее  энергичных,  дееспособных  индивидуальностей,  для которых  малый бизнес становится первичной  школой самореализации;

•  создание  новых  рабочих  мест  с  относительно  низкими  капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

•  трудоустройство  работников,  высвобождаемых  в  госсекторе,  а  также представителей социально уязвимых  групп  населения  (беженцев  из  «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

• подготовка кадров  за  счет  использования  работников  с  ограниченным формальным образованием, которые  приобретают  свою  квалификацию  на  месте работы;

• разработка и внедрение технологических, технических  и  организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые  фирмы  чаще  склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

• косвенная  стимуляция эффективности производства крупных компаний  путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы  считают  недостаточно  емкими (из недр малого бизнеса нередко вырастают  не только крупные компании,  но  и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

• ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

• мобилизация  материальных,  финансовых  и  природных  ресурсов,  которые  иначе  остались  бы  невостребованными,  а  также   более   эффективное   их использование  (например,  малый  бизнес  мобилизует  небольшие   сбережения граждан, не склонных прибегать  к  услугам  банковской  системы,  но  готовых вкладывать деньги в  собственное предприятие; при  этом  владельцы  стремятся экономить  и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик);

•  снижение  фондовооруженности  и  капиталоемкости  при  выпуске   более трудоемкой продукции,  быстрая  окупаемость  вложений  (например,  в  США  у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар  активов  больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как  сервис,  финансовое страхование, оптовая  торговля, но и на транспорте, а также  в  обрабатывающей промышленности);

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь