Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 02:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого бизнеса в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 2
1.1 Характеристика малого бизнеса 2
1.2 Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 2
1.2 Роль малого бизнеса. Преимущества и недостатки малого бизнеса 2
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2
2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2
2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2
3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2

Файлы: 1 файл

Курсач1.docx

— 419.92 Кб (Скачать)

Приоритетными направлениями развития малого бизнеса  должны стать производство потребительских  товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная  и инновационная деятельность.

Для стимулирования развития субъектов малого предпринимательства, занимающихся производством экспортоориентированной  и импортозамещающей продукции, другими видами производственной деятельности, наукой и научным обслуживанием, требуются создание условий для  инвестирования и кредитования на основе внедрения прогрессивных финансовых технологий; формирование стабильной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого бизнеса, а также другие меры государственной  поддержки.

Главными  целями развития малого и среднего предпринимательства на среднесрочную  перспективу являются обеспечение  роста эффективности и активизации  производственной, инновационной, инвестиционной, экспортной деятельности, а также  развитие предпринимательства в  сельской местности.

Для достижения поставленных задач предполагается устранить основные факторы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства, выйти на более высокий уровень  государственной поддержки.

Конкретные  меры государственного стимулирования деятельности малого бизнеса включены в “Проект основных положений Программы социально - экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы”.

 Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721.Задачи Государственной программы на 2010 – 2012 годы:

- создание  благоприятных условий для устойчивой  деятельности малых предприятий,

- преодоление  административных барьеров на  пути развития малого предпринимательства,

- внедрение  прогрессивных финансовых технологий  поддержки малого предпринимательства, 

- создание  новых рабочих мест,

- обеспечение  импортозамещения,

- адресная  методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая  поддержка, предоставляемая инфраструктурой  поддержки малого предпринимательства, 

- содействие  созданию новых и эффективному  развитию действующих субъектов  малого предпринимательства, повышение  престижа предпринимателей.

 

 

Государственная программа на 2010-2012 годы содержит 7 разделов, в которые включены 43 мероприятия, основными из которых являются:

- мероприятия,  направленные на совершенствование  законодательства, регулирующего деятельность  субъектов малого предпринимательства;

- финансовую  поддержку малого предпринимательства;

- повышение  эффективности деятельности инфраструктуры  поддержки малого предпринимательства;

- расширение  производственной кооперации и  партнерства в промышленности  между малыми и крупными предприятиями,  международное сотрудничество и  развитие внешнеэкономической деятельности  в сфере малого предпринимательства  и др.

В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 ”О некоторых  мерах государственной поддержки  малого предпринимательства“ программа  разработана на три года, предусматривает  новые виды государственной финансовой поддержки малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками  за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной  поддержки малого предпринимательства  и размещенных во вклады (депозиты) банков; гарантий по данным кредитам Белорусским  фондом финансовой поддержки предпринимателей и др.

На реализацию мероприятий Государственной программы  на 2010-2012 годы из республиканского и  местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн. рублей.

В результате реализации мероприятий Государственной  программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым  предпринимательством, планируется  достичь в размере 131 процента, в 2011 году – 133 процентов, в 2012 году – 135 процентов. Темп роста численности занятых  в малом предпринимательстве, включая  индивидуальных предпринимателей, планируется  довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году –  до 115 процентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, на современном этапе повышение  роли предприятий малого бизнеса  в экономике всех стран - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная  самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и  технологий.

Понимание экономического процесса и места в нем предпринимательства  имеет долгую и неоднозначную  историю. История предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает немногим более 10 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.

Выявлен ряд  негативных тенденций, влияющих на формирование малого бизнеса:

    • преимущественная ориентация предпринимательских структур на деятельность в сфере торговли и общественного питания – примерно 50% от общего количества предприятий;
    • недолговечность большинства предпринимательских структур, обусловленная нестабильностью общей экономической ситуации, отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям;
    • огромная налоговая нагрузка, а так же громоздкая, запутанная система бухучета, требующая затрат на содержание целого подразделения специалистов;
    • проблема доступа к финансированию, поскольку обычные банки не могут давать кредитов малым предприятиям. А значит, для финансовой поддержки малого бизнеса необходимо создание и функционирование  структур, занимающихся микрокредитованием или микрофинансированием;
    • вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно-технического прогресса, их неспособность переломить негативные последствия за счёт прорыва на экспортные рынки.

В целом развитие малого и среднего бизнеса играет ведущую роль в перестройке и реструктуризации народного хозяйства; кроме того, оно способствует увеличению числа рабочих мест, решая тем самым проблему занятости населения, и стимулирует рост благосостояния жителей страны. Поэтому белорусскому правительству необходимо как можно глубже изучить эту проблему и грамотно распределять приоритеты экономической политики. 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Балашевич М.И. Экономика малого бизнеса: Учебное пособие. – 

Мн.: БГЭУ, 2005. – 213 с.

  1. Балашевич М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт.
  2. Блинов А.О., Нургазина Г. Малое предпринимательство в условиях переходной экономики // Маркетинг – 2007. -№4 – С. 90-92
  3. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес: Учебное пособие. – Мн.: Вышэйшая школа, 2003 – 266 с.
  4. Лапусто М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. –

М.: ИНФРА – М, 2005 – С. 40-67

  1. Лихачевский А. Предпринимательство становится реальной силой экономики// Экономика Беларуси – 2006. - №3 (8) – с. 86-90.
  2. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса. Мн.: Книжный дом, 2004.

С.12-20.

  1. Малое инновационное предпринимательство: инфраструктура поддержки \\ Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. –

2004. - № 8.

  1. Слонимский А.А. Препятствия в развитии малых предприятий Беларуси и необходимые мероприятия по их поддержке // БЭЖ – 2007. - №3 – С. 104-110
  2. Скорбеж А.А. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства // Предпринимательство в Беларуси – 2007. - №1 – С. 28-31
  3. Тарасевич Ж. Частный бизнес: проблемы и перспективы // Директор – 2007. - №4 – С. 10-14
  4. Турбан, Г.В.Малый бизнес и его развитие в Республике Беларусь//Научные труды БШУБ БГЭУ /Под ред.Велесько Е.И. – Мн., 2003. – С.164-168.
  5. Турейко, В. Малый бизнес и налоговая система Беларуси// Финансы, учет, аудит. – 2006. - №4 – С.40-42.
  6. Тэмпан Л.Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран. Учебн.пособие /Под ред. В.А. Швандара. – М.: Юнита-Дана, 2001. – 287 с.
  7. http://www.economy.gov.by/ru/small_business/iam-on-development-of-small-business-in-rb/on-the-development-of-small-business-in-2008 (О развитии малого предпринимательства в 2009 году). 
  8.   http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H11000148(О поддержке малого и среднего предпринимательства - Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь).
  9. http://www.belpolitics.org/index.php/ru/news/economy/789-proekt-natsionalnoj-platformy-belorusskogo-biznesa-na-2011-god.html  (Проект Национальной платформы белорусского бизнеса на 2011 год).

 

 

 


Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь