Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в Республике Беларусь.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
Введение 3
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике 4
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства 4
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 5
1.3 Правовые основы деятельности малых предприятий 6
2. Состояние и тенденции развития малого бизнеса в РБ 11
2.1 Динамика развития малого бизнеса в РБ 11
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в РБ и условия его активизации 14
2.3 Перспективы развития малого бизнеса в РБ 19
2.4 Государственная поддержка малого бизнеса РБ 19
Заключение 25
Список использованных источников 26
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь
Студент ВШУБ, 3курс, ВВУ - 4
Руководитель
|
|
Т.Л. Цыганова
|
МИНСК 2010
Содержание
Введение
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
1.3 Правовые основы деятельности малых предприятий
2. Состояние и тенденции развития малого бизнеса в РБ
2.1 Динамика развития малого бизнеса в РБ
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в РБ и условия его активизации
2.3 Перспективы развития малого бизнеса в РБ
2.4 Государственная поддержка малого бизнеса РБ
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Тема курсовой работы «Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь» является актуальной для нашей страны втекущее время. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.
Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в Республике Беларусь.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Возрастание роли малого бизнеса является необходимым условием скорейшего перехода к зрелым рыночным отношениям, способствующим решению острых проблем в государстве, поэтому состояние научной разработанности проблем малого бизнеса в экономической литературе достаточно объемное.
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.
Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.
Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).
Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.
Малое предпринимательство антимонопольно по самой своей сути в силу существующих жестко детерминированных ограничений критериев отнесения предприятий к малым. В этой особенности малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды в условиях рыночной экономики.
Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.
Малый бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы.
Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей.
Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда.
Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.
Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах:
- это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения;
- развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы;
- формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг;
- создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса;
- развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.
1.3 Правовые основы деятельности малых предприятий
Предпринимательство, как указывалось ранее, является важнейшим фактором экономического развития предприятия. Предпринимательство, рождает массовое явление в форме развития малого и среднего бизнеса. Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, например, развитие технологий, предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требует большие капвложения), а с другой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а следовательно, к увеличению безработицы.
Кроме того в условиях повышения общей образованности населения все больше и больше нарастает стремление среди граждан полнее проявить свои личные индивидуальные способности. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия своего собственного «дела», своего бизнеса, которое им по душе и отвечает их наклонностям. В конечном итоге это также вызывает необходимость развития малых предприятий.
Создание предприятия базируется на определенных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных организационно – правовых формах юридических лиц, которые могут функционировать в белорусской экономике, а также в зависимости от форм собственности на имущество (на праве собственности, праве хозяйственного владения, праве оперативного управления и др.).
Создание нового предприятия (независимо от форм собственности и его будущих собственников-владельцев) проходит, как правило, несколько этапов:
- возникновение идеи о создании нового предприятия, необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);
- изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;
- подбор поставщиков необходимых факторов производства;
- определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда), нужного для первоначального этапа функционирования предприятия;
- разработка учредительных документов и бизнес- плана;
- проведение организационных мероприятий по созданию предприятия в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;
- осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банках;
- изготовление печатей, штампов;
- постановка на учет в органе государственной налоговой службы, в фонде социальной защиты населения и др.
Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
При создании нового предприятия важным и непростым вопросом является выбор его организационно – правовой формы.
Организационно – правовая форма предприятия – институциональный «образ» предприятия, соответствующий действующему законодательству и фиксирующий его хозяйственные возможности, права и обязанности, исходный внутренний порядок и специфические внешние отношения. Организационная форма предприятия – это система норм, которая определяет отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и физическими лицами, с другой.
Порядок создания и деятельности предприятий в различных организационно – правовых формах регулируется особыми положениями гражданского кодекса РБ (ч.1, глава 4, статья 63, 66-115), законами о хозяйственных товариществах и обществах, учредительными документами предприятий. В соответствии с ГК РБ предприятия могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полное товарищество и коммандитного товарищества), хозяйственных обществ (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество), производственных кооперативов, унитарных предприятий. Рассмотрим некоторые формы.
Полное товарищество
Полное товарищество представляет собой форму организации предприятия, основанную на личном участии партнеров ( полных товарищей) в его делах. По белорусскому законодательству (ГК РБ, ст. 66-80) полное товарищество – это объединение нескольких граждан для совместной хозяйственной деятельности на основе договора между ними. Главная отличительная черта полного товарищества заключается в том, что все его участники несут совместную ответственность по обязательствам товарищества.