Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в Республике Беларусь.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;

Оглавление

Введение 3
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике 4
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства 4
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 5
1.3 Правовые основы деятельности малых предприятий 6
2. Состояние и тенденции развития малого бизнеса в РБ 11
2.1 Динамика развития малого бизнеса в РБ 11
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в РБ и условия его активизации 14
2.3 Перспективы развития малого бизнеса в РБ 19
2.4 Государственная поддержка малого бизнеса РБ 19
Заключение 25
Список использованных источников 26
Приложение

Файлы: 1 файл

Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь.doc

— 374.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра Экономики и управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:               Малый бизнес и его роль в рыночной   экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

 

 

Студент

ВШУБ, 3курс, ВВУ - 4         

 

 

Руководитель

 

 

 

 

 

         Т.Л. Цыганова

 

 

 

       

 

 

МИНСК 2010


Содержание

 

Введение             

1. Малый бизнес в современной рыночной экономике             

1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства             

1.2 Роль малого бизнеса в экономике             

1.3 Правовые основы деятельности малых предприятий             

2. Состояние и тенденции развития малого бизнеса в РБ             

2.1 Динамика развития малого бизнеса в РБ             

2.2 Проблемы развития малого бизнеса в РБ и условия его активизации             

2.3 Перспективы развития малого бизнеса в РБ             

2.4 Государственная поддержка малого бизнеса РБ             

Заключение             

Список использованных источников             

Приложение             


Введение

Тема курсовой работы «Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь» является актуальной для нашей страны втекущее время. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в Республике Беларусь.

Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:

-         рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.

-         раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;

-         проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в Республике Беларусь.

Возрастание роли малого бизнеса является необходимым условием скорейшего перехода к зрелым рыночным отношениям, способствующим решению острых проблем в государстве, поэтому состояние научной разработанности проблем малого бизнеса в экономической литературе достаточно объемное.


1. Малый бизнес в современной рыночной экономике

1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства

Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.

Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.

Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

Малое предпринимательство антимонопольно по самой своей сути в силу существующих жестко детерминированных ограничений критериев отнесения предприятий к малым. В этой особенности малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды в условиях рыночной экономики.

Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

Малый бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы.

Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей.

Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

 

1.2 Роль малого бизнеса в экономике

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда.

Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.

Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах:

-         это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения;

-         развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы;

-         формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг;

-         создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса;

-         развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

 

1.3 Правовые основы деятельности малых предприятий

Предпринимательство, как указывалось ранее, является важнейшим фактором экономического развития предприятия. Предпринимательство, рождает массовое явление в форме развития малого и среднего бизнеса. Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, например, развитие технологий, предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требует большие капвложения), а с другой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а следовательно, к увеличению безработицы.

Кроме того в условиях повышения общей образованности населения все больше и больше нарастает стремление среди граждан полнее проявить свои личные индивидуальные способности. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия своего собственного «дела», своего бизнеса, которое им по душе и отвечает их наклонностям. В конечном итоге это также вызывает необходимость развития малых предприятий.

Создание предприятия базируется на определенных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных организационно – правовых формах юридических лиц, которые могут функционировать в белорусской экономике, а также в зависимости от форм собственности на имущество (на праве собственности, праве хозяйственного владения, праве оперативного управления и др.).

Создание нового предприятия (независимо от форм собственности и его будущих собственников-владельцев) проходит, как правило, несколько этапов:

-         возникновение идеи о создании нового предприятия, необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);

-         изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;

-         подбор поставщиков необходимых факторов производства;

-         определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда), нужного для первоначального этапа функционирования предприятия;

-         разработка учредительных документов и бизнес- плана;

-         проведение организационных мероприятий по созданию предприятия в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;

-         осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банках;

-         изготовление печатей, штампов;

-         постановка на учет в органе государственной налоговой службы, в фонде социальной защиты населения и др.

Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

При создании нового предприятия важным и непростым вопросом является выбор его организационно – правовой формы.

Организационно – правовая форма предприятия – институциональный «образ» предприятия, соответствующий действующему законодательству и фиксирующий его хозяйственные возможности, права и обязанности, исходный внутренний порядок и специфические внешние отношения. Организационная форма предприятия – это система норм, которая определяет отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и физическими лицами, с другой.

Порядок создания и деятельности предприятий в различных организационно – правовых формах регулируется особыми положениями гражданского кодекса РБ (ч.1, глава 4, статья 63, 66-115), законами о хозяйственных товариществах и обществах, учредительными документами предприятий. В соответствии с ГК РБ предприятия могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полное товарищество и коммандитного товарищества), хозяйственных обществ (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество), производственных кооперативов, унитарных предприятий. Рассмотрим некоторые формы. 

Полное товарищество  

Полное товарищество представляет собой форму организации предприятия, основанную на личном участии партнеров ( полных товарищей) в его делах. По белорусскому законодательству (ГК РБ, ст. 66-80) полное товарищество – это объединение нескольких граждан для совместной хозяйственной деятельности на основе договора между ними. Главная отличительная черта полного товарищества заключается в том, что все его участники несут совместную ответственность по обязательствам товарищества.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь