Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в Республике Беларусь.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
Введение 3
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике 4
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства 4
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 5
1.3 Правовые основы деятельности малых предприятий 6
2. Состояние и тенденции развития малого бизнеса в РБ 11
2.1 Динамика развития малого бизнеса в РБ 11
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в РБ и условия его активизации 14
2.3 Перспективы развития малого бизнеса в РБ 19
2.4 Государственная поддержка малого бизнеса РБ 19
Заключение 25
Список использованных источников 26
Приложение
Полное товарищество действует под фирменным наименованием, которое содержит имена товарищей.
Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми его участниками.
Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества.
Полное товарищество является наиболее простой формой предприятия и больше всего подходит для организации более мелких фирм. Полное товарищество мобильно, максимально свободно в решениях и действиях.
Структура органов управления в рамках товарищества определяется самими партнерами. Большую роль играет личное доверие партнеров друг к другу.
Общества с ограниченной ответственностью
Обществом с ограниченной ответственность (ООО) признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст.86 ГК РБ).
Учредительными документами ООО является учредительный договор, подписанный его учредителями и утвержденный ими устав (ст. 88 ГК РБ).
Уставной фонд ООО составляется из стоимости вкладов его участников. Он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного фонда общества не может быть менее суммы, определенной законодательством.
Органом управления общества является распорядители (совет директоров, наблюдательный совет, правление) и общее собрание. Высший органом управления – собрание его участников. Собрание вправе решать наиболее важные вопросы деятельности общества, определяющие стратегию развития фирмы в целом. Однако вопросы текущей деятельности предприятия находятся в компетенции исполнительного органа, подотчетного общему собранию участников.
Выбор общества с ограниченной ответственностью в качестве формы организации предприятия позволяет ограничить риск участников величиной вклада в уставной капитал. Преимуществом следует считать и то, что для образования общества с ограниченной ответственностью обычно необходим меньший капитал, чем для организации акционерных обществ.
Следует отметить и более простую, чем для акционерных обществ, систему отчетности. ООО - оптимальная форма организации предприятий средней величины, в том числе семейных объединений.
Унитарное предприятие
Унитарное предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст.113 ГК РБ).
Единственным учредительным документом унитарного предприятия является его устав, содержащий сведения о размере уставного фонда предприятия, предмете и цели деятельности предприятия.
Органом управления унитарного предприятия является единоличный руководитель, назначенный либо самим собственником, либо органом, уполномоченным собственником.
Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам собственника его имущества по своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом.
Главной отличительной особенностью унитарного предприятия является то, что его имущество находится в государственной либо частной собственности физического или юридического лица, и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения, т.е. владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в ограниченных ГК РБ пределах. Долевая собственность на унитарное предприятие не допускается.
Как видно из приведенного краткого описания при создании предприятия выбор организационно-правовых форм достаточно широк и далеко не однозначен. В значительном числе случаев этот выбор в Беларуси происходит случайным образом, исходя из опыта или интуиции предпринимателя, а иногда и просто по совету знакомых, не всегда обладающих достаточным уровнем правовых знаний. Между тем выбор этот чрезвычайно важен и в тактическом и, главным образом, в стратегическом смысле.
Существенным вопросом при создании нового предприятия является его начальное и последующее финансирование.
В мировом бизнесе для этого используются разные источники, такие как личные средства предпринимателя или группы предпринимателей, средства родственников и друзей, кредиты, средства страховых компаний и др.
Другой важный момент при создании нового дела предприниматель должен знать, когда он может рассчитывать на получение первой прибыли. Рассчитав точку безубыточности (порог рентабельности), можно оценить, сколько денег понадобиться, чтобы поддержать новое предприятие на первом этапе его существования. Добавив к этой сумме организационные расходы по созданию и регистрации предприятия и вычтя планируемые займы, получим грубую оценку величины стартового (уставного) капитала.
34
2. Состояние и тенденции развития малого бизнеса в РБ
2.1 Динамика развития малого бизнеса в РБ
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.
В реформировании белоруской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики Беларуси и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.
На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 19 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в Беларуси частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65% всех белорусских частных предприятий были малыми.
К началу 2000 года число малых предприятий составило порядка 8,91 тысячи, приблизившись к отметке 1994 года.
Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики.
Распределение малых предприятий по экономическим районам очень неравномерно. Например, свыше четверти малых предприятий промышленного профиля сосредоточено в Минской области, в которой наблюдается также наибольшая концентрация малых строительных предприятий, половина которых находится в Минске. Безусловно, существуют объективные предпосылки для такой концентрации малых предприятий в этом районе, но все же эффективность функционирования малого предпринимательства в целом по стране должна определяться с учетом не только центральных, но и периферийных районов.
Рисунок 2.1 Региональная структура малого предпринимательства (число малых предприятий, %) по состоянию на 01.10.2009
Примечание. Источник: собственная разработка.
Рисунок 2.2 Региональная структура малого предпринимательства (количество индивидуальных предпринимателей, %) по состоянию на 01.10.2009
Примечание. Источник: собственная разработка.
Доля работников малых предприятий в общей численности занятых (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) на предприятии и в организациях всех отраслей экономики республики составила 12,1% в 2009 году. А в таких отраслях, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка она составила 88,4% , операции с недвижимым имуществом - 56,1% , информационно-вычислительное обслуживание - 43,5% , строительство - 36,3%.
Принимаемые Правительством меры по улучшению делового климата в республике ведут к увеличению количества субъектов малого предпринимательства: как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.
По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 апреля 2009 г. в республике состоит на учете 68944 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 13957 (или на 25,4%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 2524 (или на 3,8%) .
Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2009г. составило 216713 человек. Количество индивидуальных предпринимателей по сравнению с количеством на начало года выросло на 1129 человек (или на 0,5 %).
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за январь-март 2009 года составил 16,7%, в том числе от юридических лиц – 14,3%, от индивидуальных предпринимателей – 2,4%.
По состоянию на 1 мая 2009 г. в республике состоит на учете 70101 субъект малого предпринимательства – юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 12478 (или на 21,6%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 3681 (или на 5,5%) .
Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 мая 2009 г. составила 217088 человек. К уровню 1 мая 2008 г. количество индивидуальных предпринимателей увеличилось незначительно - на 460 человек (или 0,2%). Численность индивидуальных предпринимателей по сравнению с их численностью на начало года возросла на 1504 человека (или на 0,7 %).
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 4 месяца 2009 года составил 16,1%, в том числе от юридических лиц – 13,5%, от индивидуальных предпринимателей – 2,6%.
По состоянию на 1 июня 2009 года в налоговых органах состоит на учете 70,6 тысяч субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 11,5 тысяч (или на 19,5%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 4,0 тысячи (или на 6,3%) .
Сумма налоговых поступлений от юридических лиц – субъектов малого предпринимательства, состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, составила 1680,2 млрд. рублей (13,6% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами).
Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.06.2009 составила 217,3 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 1580 человек. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составила 311,6 млрд. рублей (2,5% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами).
В целом, уровень развития малого предпринимательств в республике, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 белорусов приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь г. Минск по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП.
Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими показателями. В республике доля МП в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС только микропредприятия (микрофирмы) составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля белорусских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора МСП – порядка 65%.
В целом, уровень развития сектора МБ в республике явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РБ.
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в РБ и условия его активизации
Для стран с переходной экономикой, к которым относится и Республики Беларусь, характерно сочетание рыночного «саморазвития» и государственного регулирования. При этом переход к рыночным механизмам является не самоцелью, а лишь средством динамичного развития республики, её интегрирование в мировое экономическое пространство и на этой основе роста благосостояния граждан.