Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в Республике Беларусь.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
Введение 3
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике 4
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства 4
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 5
1.3 Правовые основы деятельности малых предприятий 6
2. Состояние и тенденции развития малого бизнеса в РБ 11
2.1 Динамика развития малого бизнеса в РБ 11
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в РБ и условия его активизации 14
2.3 Перспективы развития малого бизнеса в РБ 19
2.4 Государственная поддержка малого бизнеса РБ 19
Заключение 25
Список использованных источников 26
Приложение
Рыночная экономика для своего нормального функционирования нуждается в развитой инфраструктуре юридических и финансовых институтов, формальных и неформальных норм, общепризнанных ценностей и традиционных правил общения. Как показывает опыт экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ, в период реформирование необходимо твердое государственное регулирование для того, чтобы использовать весь накопленный потенциал экономики страны, обеспечить развитие промышленности и устойчивый рост ВВП.
Развиваясь в этих условиях, негосударственный сектор экономики Республики Беларусь, к настоящему времени представляет собой достаточно емкий сектор общественного производства, ощутимую экономическую силу. Удельный вес его в объеме валового внутреннего продукта в 2007 году достиг 15,7% (в 1994 году этот показатель равнялся 9,6%). Однако очевидны достаточно скромные темпы прироста вклада продукции негосударственных предприятий в ВВП страны.
В негосударственном секторе функционирует более тысячи акционерных обществ и более 24 тысяч малых предприятий. Темпы прироста выпуска продукции негосударственными предприятиями в 2007 году по сравнению с предыдущим годом составили 7,8%, в то время как государственными – 6,1%. Капиталоемкость продукции в негосударственном секторе экономики на 20% ниже по сравнению с государственным. Вместе с тем с началом экономических реформ рост негосударственного сектора экономики Республики Беларусь происходи в основном за счет разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности.
На сегодня, в основном, исчерпаны прежние возможности первоначального накопления и формирования стартового капитала за счет спекулятивного торгового оборота. В тоже время благоприятная рыночная среда для более интенсивного роста негосударственного сектора экономики и получения от него высокой отдачи пока не создана.
Это обусловлено, прежде всего, утяжеленной системой налогообложения и регистрации хозяйственной деятельности, неразвитостью фондового рынка, непривлекательностью предложения долгосрочного кредита, недостаточными объемами привлечения сбережений населения и иностранных инвестиций. При этом очевидно ослабление рычагов государственного управления, в то время, как механизм корпоративного управления, заключающийся в действенном акционерном контроле, не работает в полной мере. Не создана также финансовая база для проведения глубокой технологической реструктуризации и интенсивного экономического роста, - следствии слабой привлекательности финансовых инвестиций для частных и иностранных инвесторов, а также утечки финансового капитала в зарубежные страны. Это предопределяет угрозу технологического отставания, снижение конкурентоспособности и вытеснение отечественных производителей с внешнего и внутреннего рынка зарубежными конкурентами.
С учетом указанных факторов, стратегическим планом развития негосударственного сектора экономики представляется необходимым обеспечить рост главным образом за счет инвестиционных вливаний и перемещения рабочей силы на технологически обновленные рабочие места. К концу 2010 года планируется увеличение доли продукции негосударственного сектора в общем объёме промышленного производства, по крайней мере, до 65%. При этом объектом пристального внимания должно стать существенное повышение уровня эффективности производства и качества продукции.
Особое место в негосударственном секторе занимает малый и средний бизнес, формирующий рыночную экономику с более высоким темпами динамики экономического роста и эффективности, чем в государственном секторе экономики. В структуре предприятий и организаций малого бизнеса по результатам последних лет наибольший удельный вес имеют субъекты хозяйствования, занятые в следующих отраслях экономики:
- торговля и общественное питание – 66,9%;
- промышленность – 17,0%;
- строительство – 11,4%;
- транспорт – 3,9%;
- непроизводственные виды бытового обслуживания населения – 0,8%.
Организации и предприятия малого предпринимательства негосударственной формы собственности в преобладающем большинстве представляют собой субъектов с коллективной формой собственности (около 79), из них 76,6% составляют хозяйственные товарищества. Доля частных предприятий в общей структуре сравнительно невелика (20,4%), при этом в ней работает около 19% от общего числа занятых в малом предпринимательстве республики.
Уровень рентабельности в сфере малого предпринимательства в настоящее время составил 16,5%, в то время, как по народному хозяйству - 11%. Наиболее высок этот показатель для малых предприятий и организаций, занятых в сфере торговли и общественного питания (23,9%) и в сельском хозяйстве (21,9%). Уровень рентабельности предприятий и организаций малого предпринимательства частной формы собственности в текущем году составил 20% (в 1997 году – 14,7%, 1998 году – 17,9%).
Общеизвестно, что стратегическое значение развития малого и среднего предпринимательства (МСП) обусловлено тем, что малые и средние предприятия:
- в большей степени, чем крупные предприятия, содействуют росту занятости, и их доля в общем числе рабочих мест может быть весьма значительной (в государствах ЕС малые и средние предприятия обеспечивают 55% рабочих мест в экономике);
- могут помочь реорганизации крупных государственных предприятий, позволяя поглотить и не задействовать основные фонды, и излишнюю численность работников;
- дают экономике дополнительную гибкость в оказании услуг в производстве разнообразных потребительских товаров;
- способствуют усилению конкуренции на рынке и ограничению монополизма крупных предприятий;
- могут служить «Инкубатором» предпринимательских (рыночных навыков и инноваций).
Прирост численности работающих на малых предприятиях обеспечивает занятость высвобождающихся работников государственного сектора (среднегодовые темпы прироста за последние 5 лет составили 13,2%). Это представляется особенно важным в условиях переходной экономики, т. к. снижает социальную напряженность в обществе.
Однако предпринимательство пока не набрало «критической массы» в новом качестве, преобразующем экономику на рыночных началах. Развитие малого и среднего бизнеса происходит при органической поддержке со стороны государства, особенно в деле привлечения инвестиций частных и иностранных инвесторов.
В этих условиях главной целью развития предпринимательства на период до конца 2010 года является обеспечения развития бизнеса на усовершенствовании организационно – правовой, финансово – инвестиционной, научно – инновационной и управленческой основе, превращение его в ядро интенсивно развивающегося сектора экономики, в основной источник пополнения бюджета и увеличения числа новых рабочих мест.
Для достижения указанной цели представляется необходимым комплексно решать следующие основные задачи:
- улучшить предпринимательский климат, создать благоприятную рыночную среду для ускорения развития субъектов малого и среднего бизнеса;
- устранить причины, обуславливающие отток предпринимательского и научно – технического потенциала, а также финансового капитала в зарубежные страны. Создать условия для его реинвестирования в отечественную экономику;
- упростить систему регистрации, учета и отчетности, а также облегчить налоговое бремя. Упорядочить лицензируемые виды деятельности и упростить порядок выдачи лицензий и других видов государственного регулирования с учетом опыта стран с переходной экономикой;
- формировать устойчивую финансовую базу развития малого и среднего бизнеса, его самофинансирования. Развивать рынок ценных бумаг, залоговых форм привлечения частных и иностранных инвестиций и других форм инвестирования отечественного бизнеса, обеспечить доступность банковского кредита, повысить привлекательность долгосрочного кредитования, надежно гарантировать возврат используемых инвестиционных ресурсов;
- совершенствовать систему государственной поддержки развития предпринимательства и государственного регулирования деятельности предпринимательских структур, повысить всех форм финансовой поддержки малого и среднего бизнеса;
- совершенствовать отношения собственности и внедрять корпоративное управление производством.
Предпосылки к росту производственной активности малых и средних предприятий могут быть реализованы при скорейшем переходе на нетрадиционные формы привлечения инвестиций, обеспечивающие перелив капитала, накопленного в сфере услуг и торговли. При этом должна быть обеспечена ориентация, прежде всего, на освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий, а также на создание благоприятных условий технологического и организационного обновления производства.
В Республике Беларусь должно предусматриваться дальнейшее совершенствование системы налоговых льгот и льгот по бюджетным и банковским кредитам и других мер по формированию стартового капитала вновь создаваемых предпринимательских структур, а также по увеличению накоплений для самофинансирования инвестиционных решения на действующих предприятиях, в том числе и в сфере бытовых услуг населению.
Все эти меры могут значительно усилить общественный интерес к предпринимательской деятельности в целом, а также к таким её отраслям, как бытовые услуги для населения.
34
2.3 Перспективы развития малого бизнеса в РБ
Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.
В текущем пятилетии Правительство делает большую ставку на вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики страны. К концу 2010 года его долю в объеме валовой выручки планируется увеличить до 30%, численность занятых в данной сфере – до 23-25% от общей численности экономически активного населения страны.
Правительством Республики Беларусь утвержден Комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, которым предусмотрено принятие ряда кардинальных мер, направленных на дебюрократизацию работы государственных органов и организаций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упрощение налогообложения и совершенствование процедур налогового администрирования, совершенствование имущественной поддержки малого предпринимательства, создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, развитие системы гарантирования кредитов, обеспечение ускоренного развития малого предпринимательства в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках и другие.
Кроме того, планируется расширение участия предпринимательского сектора в реализации народнохозяйственных программ, направленных на развитие регионов и отраслей.
2.4 Государственная поддержка малого бизнеса РБ
Развитие белорусского законодательства в области предпринимательства свидетельствует о том, что предпринимательская способность в нашей стране пока не рассматривается как фактор производства белорусской экономики, присутствующий как в государственном так и в негосударственном секторе; как в малых, так и в средних и крупных предприятиях.
Система поддержки малого предпринимательства имеет следующую структуру:
- Департамент по предпринимательству Министерства экономики. Основными задачами Департамента являются поддержка и развитие предпринимательства в Республике Беларусь, координация деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в этой сфере. Департамент разрабатывает проекты законов Республики Беларусь, решений Президента, Правительства, нормативных правовых актов по вопросам поддержки предпринимательства, осуществляет разработку ежегодных республиканских программ государственной поддержки малого предпринимательства, содействует формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства, оказывает организационную и информационно-методическую помощь по вопросам финансово-кредитной поддержки.
- Фонд поддержки малого и среднего бизнеса Министерства экономики. Основными задачами Фонда являются финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства путем участия в финансировании соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, оказания субъектам инфраструктуры поддержки малого бизнеса финансовой, организационной и информационно-методической помощи на льготной или безвозмездной основе, контроль целевого использования средств, выделяемых субъектам инфраструктуры или получаемых этими субъектами при содействии Фонда.
- Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей и региональные фонды финансовой поддержки. Осуществляют кредитование и микрокредитование субъектов малого предпринимательства, индивидуальных предпринимателей осуществляет на льготных условиях.
- Субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства. В настоящее время система субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства включает в себя Фонд «Национальное агентство развития предпринимательства», центры поддержки предпринимательства (далее - центры) и инкубаторы малого предпринимательства (далее -инкубаторы). В республике функционируют 43 центра и 6 инкубаторов, которые оказывают комплексную и адресную поддержку представителям малого предпринимательства в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-технологическом. Субъекты инфраструктуры проводят маркетинговые исследования, разработку и экспертизу бизнес-планов, проводят обучающие семинары, курсы и другие мероприятия.