Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 02:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого бизнеса в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 2
1.1 Характеристика малого бизнеса 2
1.2 Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 2
1.2 Роль малого бизнеса. Преимущества и недостатки малого бизнеса 2
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2
2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2
2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2
3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2

Файлы: 1 файл

Курсач1.docx

— 419.92 Кб (Скачать)

В 2009 году наблюдается  небольшой рост доли субъектов малого предпринимательства – юридических  лиц в таких сферах, как строительство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение. Недостаточное развитие получают такие  отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание.

Средняя численность работников за 2009 год на микро- и малых организациях составила 773,4 тыс. человек, что на 129,6 тыс. человек или 20,1 процента больше, чем за 2008 год.

По количеству занятых в отраслевом разрезе  лидируют предприятия торговли и  общественного питания (31 процент  от общей численности занятых  на микро - и малых организациях), промышленные (28,1 процента от общей  численности занятых на микро- и малых организациях), строительные(16,7процента). (Рис. 2.4.)

Рис. 2.4. Распределение численности занятых на микро - и малых организациях в зависимости от отраслевой принадлежности в 2009 году, в %

Примечание - Источник: [15, Рис 8].

Промышленность

За 2009 год  субъектами малого предпринимательства  – юридическими лицами произведено  промышленной продукции  на сумму 11646 млрд.рублей или 9,1 процента от общего объема по республике (в 2008 году –  
8,2 процента).

Треть объема промышленной продукции, произведенной  субъектами малого предпринимательства  – юридическими лицами, – продукция  машиностроения и металлообработки (34,3 процента), 16,9 процента – химической и нефтехимической промышленности, 11,4 процента – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, 11,4 процента – пищевой промышленности.

Торговля  и бытовое обслуживание населения

Объем розничного товарооборота организаций торговой сети и общественного питания  субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц, составил за 2009 год 11942,8 млрд. рублей, что составляет 29,5 процента от общего объема розничного товарооборота, включая общественное питание (2008 год – 19,9 процента).

В структуре  оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров  составил 49,4 процента, непродовольственных  – 50,6 процента.

Объем платных  услуг, оказанных населению субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами, составил 1867 млрд. рублей (рост по сравнению с 2008 годом на 65,6 процента).

Финансовое положение  субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц за 2009 год  составила 99662 млрд. рублей – 28,9 процента от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству (2008 год – 20,7 процента). Средняя выручка в  расчете на один субъект малого предпринимательства  – юридическое лицо, осуществлявшее деятельность в 2009 году, по всем отраслям в целом за 2009 год составила 1287,5 млн. рублей (2005 год – 985,3 млн. рублей,  2006 год – 1232,3 млн. рублей, 2007 год – 1115,8 млн. рублей, 2008 год – 1155,5 млн. рублей).

В 2009 году объем  инвестиций в основной капитал составил 10520,6 млрд. рублей и увеличился по сравнению  с 2008 годом на 115,2 процента. При этом объем иностранных инвестиций составил 573,3 млрд. рублей и увеличился  по сравнению с 2008 годом  на 41,7 процента.

В 2009 году в  общем количестве субъектов малого предпринимательства – юридических  лиц доля убыточных микроорганизаций составила 24,1 процента, малых организаций  – 20,1 процента (в 2008 году доля убыточных  малых предприятий - 22,4 процента).

Основным  показателем, характеризующим эффективность  работы предприятий, является уровень  рентабельности. В 2009 году по микроорганизациям  этот показатель составил 12,9 процента, по малым организациям – 13,8 процента (в 2008 году уровень рентабельности по малым предприятиям составлял 17,1 процента). При этом по другим субъектам хозяйствования (без учета микро- и малых организаций) уровень рентабельности меньше – 10,3 процента (в 2008 году – 14,2 процента).

Региональное развитие

Уровень регионального  развития субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц во многом зависит  от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие  трудовых и сырьевых ресурсов, уровень  доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей.

 

Рис.2.5. Распределение количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по областям Республики Беларусь, в % к общему количеству

 

Примечание - Источник: [15, Рис 10].

Большая часть  субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц (37,7 процента) сконцентрирована в г. Минске. Это  объясняется тем, что г. Минск  обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.

 

Внешнеторговая деятельность субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц

В общем объеме белорусского экспорта товаров доля субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц по итогам 2009 года составила 34,3 процента (по итогам 2008 года – 7,9 процента). В общем объеме импорта их доля составила 27,6 процента (по итогам 2008 года – 24,1 процента).

По итогам 2009 года объем экспорта товаров субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами составил 7298 млн. долларов США (по итогам 2008 года – 2605,9 млн. долларов США). Динамика экспорта и импорта товаров  субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами за 2002-2009 годы приведена на диаграмме.

 

Рис. 2.6. Динамика экспорта и импорта товаров, млн. долларов США.

Примечание - Источник: [15, Рис 16].

Из экспортных партнеров республики первую позицию  занимают Нидерланды, объем экспорта в эту страну составил 2738,1 млн. долларов США (37,5 процента от общего объема экспорта). Вторую позицию занимает Соединенное  Королевство (8,7 процента от общего объема экспорта), третью – Латвия (8,5 процента). Объем экспорта субъектов малого предпринимательства – юридических  лиц в Российскую Федерацию снизился по сравнению с 2008 г. на 310,5 млн. долларов США и составляет 7,5 процентов  общего объема экспорта.

Импорт товаров  субъектами малого предпринимательства  – юридическими лицами за 2009 год  составил 7892,8 млн. долларов США.

В общем объеме импорта на долю Российской Федерации  приходится 47,9 процента (3777 млн. долларов США) при уменьшении импорта из этой страны по сравнению с 2008 г. на 10 процентов. Вторую позицию занимает Германия – 8,4 процента от общего объема импорта, третью – Китай 7,1 процента.

В 2009 году наблюдается  уменьшение внешнеторгового сальдо. Если в 2008 г. внешнеторговое сальдо составляло – 6901,2 млн. долларов США, то в 2009 г. оно  составило – 594,8 млн. долларов США. Это  говорит о положительных тенденциях в экономике республики и эффективности  мер Правительства, направленных на импортозамещение.

Доля экспорта и импорта субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц в общем  объеме экспорта-импорта значительно  отличается по областям республики. При  этом по объему внешнеторговых операций субъектов малого предпринимательства  по республике лидирующие позиции занимает город Минск, его доля в общем  объеме экспорта составила 72,5 процента, импорта – 74,7  процента.

По состоянию на 1 января 2010 г. количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц всех форм собственности составило 77402 предприятия, по сравнению с 2008 годом их число увеличилось на 9411 или на 13,8 процента. Удельный вес субъектов малого предпринимательства - юридических лиц за 2009 год составил 48,2% от общего количества всех субъектов хозяйствования.

 

Рис.2.7. Динамика изменения количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц за 2003-2009 годы, в единицах и процентах к 2003 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание - Источник: [15, Рис 3].

Значительный  прирост количества субъектов малого предпринимательства – юридических  лиц в 2009 году обусловлен деятельностью  Правительства страны по либерализации  условий осуществления экономической  деятельности, проводимой с целью  создания благоприятного делового климата  и инвестиционной среды в Республике Беларусь. Принимаемые меры затрагивают широкий спектр вопросов, направленных на  преобразования в сферах распоряжения государственным имуществом, регулирования земельных и арендных отношений, упрощения налогового и таможенного законодательства, порядка государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, упрощения процедуры получения специальных разрешений (лицензий) и т.п.

По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию  на 1 ноября 2010 г. в республике состоит  на учете 85324 субъекта малого предпринимательства  – юридическое лицо. По сравнению  с аналогичным периодом 2009 г. количество юридических лиц – субъектов  малого предпринимательства увеличилось  на 7397 (или на 9,5%), по сравнению с  началом года – также увеличилось  на 6689 (или на 8,5%).

В 2010 году малый  бизнес формировал около 12% ВВП Беларуси, еще 13% ВВП страны дает средний бизнес. В нем было занято около 10% населения. Для более полумиллиона семей  предпринимательство является главным  источником дохода. Число микро-, малых, средних предприятий  и индивидуальных предпринимателей к началу 2011года достигло около 330 тысяч. Инвестиции в основной капитал составляют около $3,5-4млрд. или около 7- 8% ВВП. Чистая прибыль  превышает $1млрд., а рентабельность в этом секторе экономики на 15--20% выше, чем в среднем по стране.

На 1 января 2011 г. в республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки  малого и среднего предпринимательства, которая состоит из 53 центров  поддержки предпринимательства (далее  – центр) и 10 инкубаторов малого предпринимательства (далее - инкубатор).

Центром является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению экономической и  организационной поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства.[16, гл. 3, ст. 19]

Центры оказывают  субъектам малого и среднего предпринимательства  информационные, методические и консультационные услуги, проводят маркетинговые исследования, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, а также в осуществлении данными субъектами их деятельности.

Инкубатором является юридическое лицо, имеющее  на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или  на ином законном основании специально оборудованные под офисы и  производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся  в них имущество и предоставляющее  их в соответствии с законодательством  в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства  в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности.[16, гл.3, ст.20]

Инкубаторы  создают организационно-экономические  условия для развития субъектов  малого предпринимательства путем  предоставления им имеющихся у инкубатора помещений и имущества на срок не более пяти лет, информационных и консультационных услуг, содействуют в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, а также осуществлении иной деятельности, не запрещенной законодательством и направленной на выполнение основных задач инкубатора.

Перспективы  развития  предпринимательства  определяется,  прежде  всего, проводимой в  стране  политикой  по  отношению  к  негосударственным  формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в  силу  их очевидной нужности для насыщения  рынка потребительскими товарами и  снижения уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны  сознавать,  что на  предпринимателей  целесообразнее  воздействовать  экономическими,  а  не административными   методами.  

Попытки   волевого   руководства   развитием  предпринимательства приводят  к  перемещению  предпринимательских  капиталов или в соседние страны, или в теневую экономику.  И  в  первом  и  во  втором случаях  бюджет теряет значительную часть налоговых  поступлений [6, с. 7].   

 Наиболее  актуальными задачами развития  малого  предпринимательства   на ближайшую перспективу являются: 

- применение  заявительного порядка регистрации  малых предприятий; 

- сокращение  числа лицензированных видов  деятельности; 

- гарантия  упрощённого льготного  налогообложения   для  малых  предприятий,    работающих  в  приоритетных  направлениях,  а  также   специализированных    организаций,  оказывающих кредитные, консультационные,  научно-технические    и информационные  услуги предпринимателям и их  соблюдение; 

- гарантия  сохранения  уровня  налогообложения   действовавшего  на  момент    регистрации  предприятия   в  течение   установленного   законодательством    периода   в  случае  ухудшения  условий   налогообложения   и   закрепление    перечисленных гарантий в налоговом  кодексе; 

- расширение  сети финансовых институтов, осуществляющих  кредитование  малых    предприятий  на льготных условиях, таких   как  пониженный  процент,  более    продолжительный  срок  кредитования,  мягкие  требования   к   залоговому    обеспечению, бесплатное консультирование; 

-    активизация     государственной     поддержки     субъектов     малого    предпринимательства,  увеличение объёмов финансирования  на эти услуги; 

- создание  системы  гарантирования  и   страхования инвестиционных  рисков    малого предприятия, особенно  по долгосрочным инвестициям; 

-  повышение   достоверной  статистической  отчётности  о  развитии   малого    бизнеса. 

В настоящее  время в РБ малому бизнесу уделяется  значительное  внимание: приняты  соответствующие законы,  разрабатываются  программы  государственной поддержки  на общереспубликанском  и  областном  уровнях,  созданы  центры  и  фонды поддержки предпринимательства,  ряд  своеобразных  экономических  зон, научно-технологических парков и инновационных центров.   

Однако  следует  признать,  что  желаемые   темпы   развития   подобных предприятий,  обозначенных   в   программах,   зачастую   не   совпадают  с действительными, деловая активность малого  предпринимательства  снижается, следовательно,   поиск    действенных    и    эффективных  организационных экономических  инструментов  государственной политики поддержки малого бизнеса по-прежнему актуален. Всё вышесказанное позволяет сделать заключение,  что можно и нужно работать на благо себя, государства и общества в целом.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь