Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 02:47, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого бизнеса в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 2
1.1 Характеристика малого бизнеса 2
1.2 Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 2
1.2 Роль малого бизнеса. Преимущества и недостатки малого бизнеса 2
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2
2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2
2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 2
3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2
В 2009 году наблюдается
небольшой рост доли субъектов малого
предпринимательства –
Средняя численность работников за 2009 год на микро- и малых организациях составила 773,4 тыс. человек, что на 129,6 тыс. человек или 20,1 процента больше, чем за 2008 год.
По количеству занятых в отраслевом разрезе лидируют предприятия торговли и общественного питания (31 процент от общей численности занятых на микро - и малых организациях), промышленные (28,1 процента от общей численности занятых на микро- и малых организациях), строительные(16,7процента). (Рис. 2.4.)
Рис. 2.4. Распределение численности занятых на микро - и малых организациях в зависимости от отраслевой принадлежности в 2009 году, в %
Примечание - Источник: [15, Рис 8].
Промышленность
За 2009 год
субъектами малого предпринимательства
– юридическими лицами произведено
промышленной продукции на сумму 11646 млрд.рублей
или 9,1 процента от общего объема по республике
(в 2008 году –
8,2 процента).
Треть объема
промышленной продукции, произведенной
субъектами малого предпринимательства
– юридическими лицами, – продукция
машиностроения и металлообработки
(34,3 процента), 16,9 процента – химической
и нефтехимической
Торговля и бытовое обслуживание населения
Объем розничного
товарооборота организаций
В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 49,4 процента, непродовольственных – 50,6 процента.
Объем платных
услуг, оказанных населению субъектами
малого предпринимательства –
Финансовое положение субъектов малого предпринимательства – юридических лиц
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства – юридических лиц за 2009 год составила 99662 млрд. рублей – 28,9 процента от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству (2008 год – 20,7 процента). Средняя выручка в расчете на один субъект малого предпринимательства – юридическое лицо, осуществлявшее деятельность в 2009 году, по всем отраслям в целом за 2009 год составила 1287,5 млн. рублей (2005 год – 985,3 млн. рублей, 2006 год – 1232,3 млн. рублей, 2007 год – 1115,8 млн. рублей, 2008 год – 1155,5 млн. рублей).
В 2009 году объем инвестиций в основной капитал составил 10520,6 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2008 годом на 115,2 процента. При этом объем иностранных инвестиций составил 573,3 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2008 годом на 41,7 процента.
В 2009 году в
общем количестве субъектов малого
предпринимательства –
Основным показателем, характеризующим эффективность работы предприятий, является уровень рентабельности. В 2009 году по микроорганизациям этот показатель составил 12,9 процента, по малым организациям – 13,8 процента (в 2008 году уровень рентабельности по малым предприятиям составлял 17,1 процента). При этом по другим субъектам хозяйствования (без учета микро- и малых организаций) уровень рентабельности меньше – 10,3 процента (в 2008 году – 14,2 процента).
Региональное развитие
Уровень регионального развития субъектов малого предпринимательства – юридических лиц во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей.
Рис.2.5. Распределение количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по областям Республики Беларусь, в % к общему количеству
Примечание - Источник: [15, Рис 10].
Большая часть субъектов малого предпринимательства – юридических лиц (37,7 процента) сконцентрирована в г. Минске. Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.
Внешнеторговая деятельность субъектов малого предпринимательства – юридических лиц
В общем объеме белорусского экспорта товаров доля субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по итогам 2009 года составила 34,3 процента (по итогам 2008 года – 7,9 процента). В общем объеме импорта их доля составила 27,6 процента (по итогам 2008 года – 24,1 процента).
По итогам
2009 года объем экспорта товаров субъектами
малого предпринимательства –
Рис. 2.6. Динамика экспорта и импорта товаров, млн. долларов США.
Примечание - Источник: [15, Рис 16].
Из экспортных
партнеров республики первую позицию
занимают Нидерланды, объем экспорта
в эту страну составил 2738,1 млн. долларов
США (37,5 процента от общего объема экспорта).
Вторую позицию занимает Соединенное
Королевство (8,7 процента от общего объема
экспорта), третью – Латвия (8,5 процента).
Объем экспорта субъектов малого
предпринимательства –
Импорт товаров субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами за 2009 год составил 7892,8 млн. долларов США.
В общем объеме импорта на долю Российской Федерации приходится 47,9 процента (3777 млн. долларов США) при уменьшении импорта из этой страны по сравнению с 2008 г. на 10 процентов. Вторую позицию занимает Германия – 8,4 процента от общего объема импорта, третью – Китай 7,1 процента.
В 2009 году наблюдается
уменьшение внешнеторгового сальдо.
Если в 2008 г. внешнеторговое сальдо составляло
– 6901,2 млн. долларов США, то в 2009 г. оно
составило – 594,8 млн. долларов США. Это
говорит о положительных
Доля экспорта и импорта субъектов малого предпринимательства – юридических лиц в общем объеме экспорта-импорта значительно отличается по областям республики. При этом по объему внешнеторговых операций субъектов малого предпринимательства по республике лидирующие позиции занимает город Минск, его доля в общем объеме экспорта составила 72,5 процента, импорта – 74,7 процента.
По состоянию на 1 января 2010 г. количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц всех форм собственности составило 77402 предприятия, по сравнению с 2008 годом их число увеличилось на 9411 или на 13,8 процента. Удельный вес субъектов малого предпринимательства - юридических лиц за 2009 год составил 48,2% от общего количества всех субъектов хозяйствования.
Рис.2.7. Динамика изменения количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц за 2003-2009 годы, в единицах и процентах к 2003 году.
Примечание - Источник: [15, Рис 3].
Значительный
прирост количества субъектов малого
предпринимательства –
По информации
Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь, по состоянию
на 1 ноября 2010 г. в республике состоит
на учете 85324 субъекта малого предпринимательства
– юридическое лицо. По сравнению
с аналогичным периодом 2009 г. количество
юридических лиц – субъектов
малого предпринимательства
В 2010 году малый бизнес формировал около 12% ВВП Беларуси, еще 13% ВВП страны дает средний бизнес. В нем было занято около 10% населения. Для более полумиллиона семей предпринимательство является главным источником дохода. Число микро-, малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей к началу 2011года достигло около 330 тысяч. Инвестиции в основной капитал составляют около $3,5-4млрд. или около 7- 8% ВВП. Чистая прибыль превышает $1млрд., а рентабельность в этом секторе экономики на 15--20% выше, чем в среднем по стране.
На 1 января 2011 г. в республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которая состоит из 53 центров поддержки предпринимательства (далее – центр) и 10 инкубаторов малого предпринимательства (далее - инкубатор).
Центром является
юридическое лицо, осуществляющее деятельность
по обеспечению экономической и
организационной поддержки
Центры оказывают субъектам малого и среднего предпринимательства информационные, методические и консультационные услуги, проводят маркетинговые исследования, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, а также в осуществлении данными субъектами их деятельности.
Инкубатором
является юридическое лицо, имеющее
на праве собственности, хозяйственного
ведения, оперативного управления или
на ином законном основании специально
оборудованные под офисы и
производство товаров (выполнение работ,
оказание услуг) помещения и находящееся
в них имущество и
Инкубаторы
создают организационно-
Перспективы развития предпринимательства определяется, прежде всего, проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их очевидной нужности для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны сознавать, что на предпринимателей целесообразнее воздействовать экономическими, а не административными методами.
Попытки волевого руководства развитием предпринимательства приводят к перемещению предпринимательских капиталов или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и во втором случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений [6, с. 7].
Наиболее
актуальными задачами развития
малого предпринимательства
на ближайшую перспективу
- применение
заявительного порядка
- сокращение числа лицензированных видов деятельности;
- гарантия
упрощённого льготного
- гарантия
сохранения уровня налогообложения
действовавшего на момент
регистрации предприятия
в течение установленного
законодательством периода
в случае ухудшения условий
налогообложения и закрепление
перечисленных гарантий в
- расширение
сети финансовых институтов, осуществляющих
кредитование малых предприятий
на льготных условиях, таких
как пониженный процент, более
продолжительный срок кредитования,
мягкие требования к залоговому
обеспечению, бесплатное
-
активизация государственной
поддержки субъектов
малого предпринимательства,
увеличение объёмов
- создание системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого предприятия, особенно по долгосрочным инвестициям;
- повышение достоверной статистической отчётности о развитии малого бизнеса.
В настоящее
время в РБ малому бизнесу уделяется
значительное внимание: приняты
соответствующие законы, разрабатываются
программы государственной поддержки
на общереспубликанском и областном
уровнях, созданы центры и
фонды поддержки
Однако следует признать, что желаемые темпы развития подобных предприятий, обозначенных в программах, зачастую не совпадают с действительными, деловая активность малого предпринимательства снижается, следовательно, поиск действенных и эффективных организационных экономических инструментов государственной политики поддержки малого бизнеса по-прежнему актуален. Всё вышесказанное позволяет сделать заключение, что можно и нужно работать на благо себя, государства и общества в целом.