Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:47, курсовая работа
Основной целью работы является выяснение проблемных сторон развития и причин несовершенства регулирования малого бизнеса в нашей стране, что подведет нас к нахождению наиболее эффективных механизмов для его поднятия и развития в ближайшей перспективе.
Для успешного достижения цели нужно решить следующие задачи:
Определить роль малого бизнеса в России и оценить ход истории его развития;
Описать общее положение малого бизнеса в России и, в частности, в городе Железногорске на настоящий момент и сравнить с состоянием МБ в России в прошлые годы;
Выявить сильные и слабые стороны в методах развития и функционирования малого предпринимательства, уделив большее внимание именно проблемам (на примере города Железногорска);
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Понятие малого предпринимательства в России. История его становления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1 Сущность малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Роль и значение малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . .6
История становления малого предпринимательства в России . . . . 8
Глава 2. Специфичные черты современного развития малого бизнеса
в России. Основные проблемы и возможные пути их решения . . . . . . . . . . . 13
2.1 Особенности малого предпринимательства в России. . . . . . . . . . . 13
2.2 Проблемы, препятствующие сегодня развитию малого предпринимательства в России.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3 Проблемы развития малого предпринимательства на примере города Железногорска.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.4 Цели и задачи целевой Программы по развитию малого предпринимательства в городе Железногорске. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Глава 3. Перспективы и цели в развитии малого предпринимательства
в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.1. Роль индивидуальных черт в развитии малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
3.2 Перспективы в развитии малого предпринимательства в России . 25
3.3 Реальные действия по планированию развития малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
О Г Л А В Л Е Н И Е
Стр.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Понятие малого
предпринимательства в России. История
его становления . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . .5
1.1 Сущность малого
Глава 2. Специфичные черты современного развития малого бизнеса
в России. Основные проблемы и возможные пути их решения . . . . . . . . . . . 13
2.1 Особенности малого предпринимательства в России. . . . . . . . . . . 13
2.2 Проблемы, препятствующие
сегодня развитию малого
2.3 Проблемы развития малого
предпринимательства на
2.4 Цели и задачи целевой Программы по развитию малого предпринимательства в городе Железногорске. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Глава 3. Перспективы и цели в развитии малого предпринимательства
в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.1. Роль индивидуальных
черт в развитии малого
3.2 Перспективы в развитии малого предпринимательства в России . 25
3.3 Реальные действия по планированию развития малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Приложения
Введение
Сегодня в условиях реально
действующих рыночных отношений
в России уже невозможно представить
себе качественный рост производства
и уровня жизни населения страны без развития
малого предпринимательства.
Ведь именно малый бизнес способен развивать
все самые необходимые условия для рынка.
Важнейшей характеристикой малого предпринимательства является то, что оно занимает одну из главных ниш в экономике развитых стран и дает возможность каждому создать собственное дело с относительно малым первоначальным капиталом, а так же позволяет создавать новые эффективно-оплачиваемые рабочие места, что в значительной степени решает вопрос безработицы. Таким образом, происходит масштабное вовлечение широких масс трудоспособного пласта населения в активную предпринимательскую деятельность и приобщение его к высоким нормам качества труда и жестким требованиям современных рыночных отношений.
Однако, на практике, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки. Но роль малого бизнеса для экономики и его преимущества значительно перевешивают их, делая МБ привлекательной базой для получения предпринимательского опыта с одной стороны и масштабной производительной силой, обеспечивающей конкурентоспособный рынок, - с другой. Россия только недавно ступила на свободные рыночные рельсы, но за небольшое время уже значительно выросла в самосознании и способности в скором времени создать мощный класс предпринимателей, активно поднимающих экономические показатели государства и уровень жизни его граждан.
Актуальность данной курсовой работы на сегодняшний день довольно высока, т.к. во-первых: малый бизнес сейчас - это неотъемлемая часть экономики стран, претендующих на звание мощных и высокоразвитых держав; во-вторых: Россия испытывает значительные пробелы в законодательстве по отношению к малому предпринимательству, а так же проблемы в реализации правовой деятельности малых предприятий, чему наиболее благоприятно способствует непосредственно человеческий фактор.
Основной целью работы является выяснение проблемных сторон развития и причин несовершенства регулирования малого бизнеса в нашей стране, что подведет нас к нахождению наиболее эффективных механизмов для его поднятия и развития в ближайшей перспективе.
Для успешного достижения цели нужно решить следующие задачи:
Объект исследования в работе – это малое предпринимательство в нашей стране как один из основных экономических институтов.
Предмет исследования – это меры в пользу поддержки малого бизнеса и оказания ему необходимой помощи.
Основу информационной базы работы составляют материалы, заимствованные из специализированных периодических изданий и учебников, посвященных экономике, а также ресурсы разнообразных источников информации из сети Интернет.
1.Понятие малого предпринимательства в России.
История его становления
Если посмотреть на многолетний мировой опыт, то можно увидеть невооруженным глазом, что малое предпринимательство играет весомую роль в экономике любой страны. Роль МП состоит в праве граждан на свободное использование своих особых умений и собственного имущества для осуществления предпринимательской деятельности.
Непосредственно сущность малого предпринимательства заключается в том, что таковым имеет право называться субъект рыночной экономики, социально-экономический институт, которому соответствует набор особых национальных традиций и поведенческих норм лиц, осуществляющих деятельность, основанную на высокой степени риска, инновационности и собственной инициативности его участников. Главной целью его является систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров либо оказания услуг юридическими и физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов малого предпринимательства[1].
Главный критерий, на основе которого определенные предприятия относят к субъектам малого предпринимательства - это средняя численность работников, занятых на этом предприятии. Деятельность здесь осуществляется небольшой группой лиц либо вовсе находиться под управлением одного собственника.
Однако для более точного определения используются так же другие критерии, такие как:
- объем оборота,
- величина активов,
- размер уставного капитала и пр.
Субъектами малого предпринимательства в России сегодня признаются лишь те коммерческие организации, которые имеют следующие отличительные черты:
- в их уставном капитале доля участия РФ, общественных и иных организаций и фондов не может составлять менее 25%,
- доля финансовых средств, попадающих в предприятие от посторонних лиц, в уставном капитале не может составлять более 25%,
- численность работников не превышает:
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, не имеющие за плечами образования юридического лица, но в то же время осуществляющие предпринимательскую деятельность. Именно такие субъекты (частные предприниматели) количественно и преобладают в нашей стране[4].
Роль и значение малого
предпринимательства с
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:
- доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
- доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
- доля мелких предприятий
в общем количестве
- доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
- доля малого бизнеса в экспорте продукции;
- доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
- доля основного капитала,
функционирующего в малом
- доля отдельных видов
продукции или услуг,
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
Развитие в России малого
бизнеса имеет большое
- мелкий бизнес позволяет
заполнить все российские
- для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
- развитие мелкого бизнеса
- это одно из действенных
- мелкие предприятия проще
в управлении, им не требуется
создавать сложные
- мелкие фирмы могут
быстрее и дешевле
- развитие мелкого бизнеса
позволяет в значительной
- малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка;
- в современных условиях
Российской Федерации, когда
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
- снижения уровня безработицы;
- более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;
- улучшение качества обслуживания;
- более высокая удовлетворенность людей своим трудом;
- формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
- формирование класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике; снижение забастовок и социальной напряженности в обществе[14].
Для того чтобы понять характер малого предпринимательства в России и создать предпосылки к его совершенствованию сегодня, нужно узнать сначала, как формировался и организовывался у нас данный сектор экономики издревле, какие черты он приобретал по мере «взросления». А так же нужно узнать, имел ли он большой вес в роли экономики страны раньше или этот сектор всегда практически пустовал.
Зарождение самых зачатков малого предпринимательства в России началось с момента становления на ее территории мелкотоварного производства (11-17вв.).
В XI- XIII вв. получила распространение оптовая и розничная торговля продукцией ремесла, сельского хозяйства и промыслов. В отличие от Европейских стран древнерусское ремесло не имело цехов, а имели место только лишь купеческие объединения
В ремесленном производстве XIV-XV вв. произошло углубление специализации и упрощение технологии производства, которые способствовали снижению цен на изделия массового потребления. В XVI веке происходит становление мелкотоварного производства. В XVII веке проявляется зарождение мануфактур, укрупнение производства, трансформация торгового капитала в производственный [6. cтр.67].
Следующим важным этапом стал период Советской Власти. Устранение частного предпринимательства и национализация промышленного производства в СССР означало ликвидацию мелкого производства как одной из ячеек среди самостоятельных предприятий. Однако, как высказывались российские экономисты того времени, крупные и даже средние государственные предприятия не в состоянии были выполнять функции, свойственные мелкому производству. Кроме того, как отмечалось, рациональная организация крупных предприятий, а в частности специализация, затрудняется, если какая-то часть их работ не будет ложиться на плечи мелкой промышленности.