Малое предпринимательство, его место и роль в рыночной экономике. Становление и развитие малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является выяснение проблемных сторон развития и причин несовершенства регулирования малого бизнеса в нашей стране, что подведет нас к нахождению наиболее эффективных механизмов для его поднятия и развития в ближайшей перспективе.
Для успешного достижения цели нужно решить следующие задачи:
Определить роль малого бизнеса в России и оценить ход истории его развития;
Описать общее положение малого бизнеса в России и, в частности, в городе Железногорске на настоящий момент и сравнить с состоянием МБ в России в прошлые годы;
Выявить сильные и слабые стороны в методах развития и функционирования малого предпринимательства, уделив большее внимание именно проблемам (на примере города Железногорска);

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Понятие малого предпринимательства в России. История его становления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1 Сущность малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Роль и значение малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . .6
История становления малого предпринимательства в России . . . . 8
Глава 2. Специфичные черты современного развития малого бизнеса
в России. Основные проблемы и возможные пути их решения . . . . . . . . . . . 13
2.1 Особенности малого предпринимательства в России. . . . . . . . . . . 13
2.2 Проблемы, препятствующие сегодня развитию малого предпринимательства в России.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3 Проблемы развития малого предпринимательства на примере города Железногорска.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.4 Цели и задачи целевой Программы по развитию малого предпринимательства в городе Железногорске. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Глава 3. Перспективы и цели в развитии малого предпринимательства
в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.1. Роль индивидуальных черт в развитии малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
3.2 Перспективы в развитии малого предпринимательства в России . 25
3.3 Реальные действия по планированию развития малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ (2).docx

— 94.50 Кб (Скачать)

 

2.2 Проблемы, препятствующие сегодня развитию малого предпринимательства в России.

 

Очень незначительная доля малого бизнеса – это само по себе свидетельство того, что в стране отсутствуют изменения в территориальных хозяйственных комплексах, барьеры для входа на рынок для начинающих предпринимателей довольно-таки высоки, а у большей части населения отсутствуют свободные денежные накопления. Последнее означает, что платежеспособность людей, мотивирующая спрос, мизерно мала, и как следствие деятельность по созданию товаров и услуг будет вовсе нерентабельной. Причем в данных условиях образуется замкнутый круг: отсутствие значимой прослойки малого бизнеса порождает отсутствие интереса к МП со стороны правящей власти, а отсутствие такой необходимой поддержки, которая особенно нужна на начальном этапе открытия собственного дела, очень часто делает предпринимательскую деятельность отнюдь не привлекательной в глазах граждан.

К настоящему времени, по официальным  данным статистики, на долю частных  субъектов малого предпринимательства  в общем количестве МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики  России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых возможностях развития малого предпринимательства[13].

Проблемы малого бизнеса, препятствующие его стремительному росту, можно разделить на следующие  группы:

1.     Организационные - связаны с юридическим оформлением и регистрацией;

2.     Материально-техническое  обеспечение – нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала и низкая правовая защищенность деятельности.

3.     Финансовые  проблемы - затруднения в связи  с легализацией капитала, необходимого для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала и установления связей.

4.     Кредитная необеспеченностью.

Охватывают несовершенства в сфере МБ не только начинающих, но и всех без исключения предпринимателей. Опять же обратившись к статистике, выяснилось, каким образом эти проблемы распределяются по важности:

1.     Недостатки  налоговой системы: слишком высокие  налоги толкают людей либо  вовсе к уходу с рынка, либо  к уходу в сторону теневой  экономики;

2.     Отсутствие  оборотных средств;

3.     Низкий уровень  платежеспособности населения;

4.     Высокая арендная  плата;

5.    Недоступность  кредитов: как уже говорилось  ранее, МБ непредсказуем и не привлекателен для кредиторов, вследствие чего возникает теневое кредитование;

7.     Высокая цена  на сырье;

8.    Слабое развитие  внутреннего рынка: большинство  товаров, присутствующих сегодня на полках магазинов, являются импортными, и внутренние производители зачастую не выдерживают конкуренции с ними;

9.    Высокие тарифы на перевозки;

10.  Отсутствие производственных площадей.

В условиях смешанной экономики, которая преобладает и в России, регулятивная функция государства не должна превышать того минимума, за пределами которого возникает сильный фактор неблагоприятного давления на бизнес. И прежде всего, это заключается в том факте, что чиновники от имени государства продолжают все с более сильным упорством создавать и выполнять множество не заказанных и не нужных любому отдельно взятому предпринимателю функций — разрешительных, лицензионных, надзорных. Как следствие, приходит крах деловой инициативе предприимчивых людей, происходит злоупотребление властью, оттачивание теневых коррупционных механизмов и т.д. Многие разумные предложения же остаются не услышанными, погрязнув в омуте бюрократических схем и операций, что ставит всю экономику в целом под тяжелый удар[19].

Не меньшая беда и в том, что в России до сих пор действует принудительное ценообразование: это означает, что налоговые вычеты, арендная плата и даже скачки курса валют приблизительно на 40-50% определяют конечную стоимость товаров и услуг, цены конкурентов и поставщиков.

Получается, существуют неимоверной  величины ценовые накрутки, возникающие  из-за внешних факторов, хотя само предприятие  при этом может даже и вовсе быть на нуле. Такой аспект сильно снижает платежеспособный спрос населения, а, следовательно, и ведет к краху весь достигнутый нами в экономической практике прогресс за последние годы.

 

2.3 Проблемы развития малого предпринимательства на примере города Железногорска

 

 

Теперь, рассмотрев довольно детально основные аспекты и особенности формирования и развития малого бизнеса в России, можно приступить к рассмотрению отдельного региона. Я взял для примера свой родной город – Железногорск (Курская область).

Несмотря на то, что на 70% город финансируется МГОКом (Михайловский горно-обогатительный комбинат), одним из крупнейших предприятий по добыче и переработке железной руды, развитие малого и среднего предпринимательства играет здесь, как, впрочем, и повсюду, огромную роль в стабилизации социально-экономического состояния города. А увеличение числа экономически активных и способных неплохо обеспечить себя граждан стимулирует к формированию гражданского самосознания населения и повышает творческий потенциал общества, готовность к социальному партнерству, а так же снижает бюджетную социальную нагрузку.

Основным инструментом муниципальной  политики по развитию предпринимательства являются муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства. Разработка и реализация муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей в жестких рамках полномочий[1].

Долгосрочная целевая  программа развития малого и среднего предпринимательства в городе Железногорске на 2012 - 2014 годы является продолжением предыдущей Программы и разработана с учетом всех изменений в законодательстве и с учетом реального состояния сектора малого предпринимательства в г. Железногорск на сегодняшний момент.

Реализация мероприятий  ранее действующей Программы  дала существенный результат и позволила получить сегодня следующие показатели деятельности малого предпринимательства (Табл.2.5).                                                                    

Как видно из таблицы, по всем показателям развития МП в г. Железногорск был заметен явный рост. Для достижения таких результатов проводились различные мероприятия по таким направлениям как финансовая и имущественная поддержка; развитие инфраструктуры малого предпринимательства; сокращение числа административных барьеров, препятствующих ведению нормальной деятельности; информационно-методическое обеспечение.

Несмотря на многие позитивные изменения, осталось и большое количество нерешенных проблем, которые всячески препятствуют развитию МБ, в их числе:

- нехватка оборотных средств  на развитие бизнеса и ограниченный  доступ к кредитным;

- слабая ресурсная база (техническая, производственная, финансовая);

- слаборазвитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства;

- низкая степень лояльности населения к предпринимательской деятельности.

Существующие проблемы можно  решать только согласованными действиями органов местного самоуправления, самих субъектов предпринимательской деятельности и их общественных объединений.

Приоритетными аспектами целевой Программы являются:  

- постоянный мониторинг состояния развития малого и среднего предпринимательства;

- постоянное совершенствование нормативно-правовой базы с целью создания благоприятных условий для бизнеса в условиях возможного изменения экономической ситуации в стране или регионе;

- повышение престижа предпринимательской деятельности среди населения города;

- финансовая и инвестиционная поддержка в производственной деятельности.

 

2.4 Цели и задачи целевой Программы по развитию малого

предпринимательства в городе Железногорске

 

 

Основными целями Программы  являются:

  1. обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства,
  2. увеличение количества субъектов малого  предпринимательства;
  3. повышение качества и конкурентоспособности производимой предпринимателями продукции или услуги;
  4. обеспечение занятости населения

Для достижения целей Программы  необходимо решение следующих задач:

1. совершенствование нормативной  правовой базы;

2. создание эффективного сотрудничества с организациями, оказывающими поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;

3. совершенствование системы  получения субъектами малого  и среднего предпринимательства различного рода поддержки;

4. расширение форм финансовой  и имущественной поддержки малого предпринимательства.

Срок, данный на реализацию данной Программы, составляет 3 года, а ее выполнение будет осуществляться постепенно, в несколько этапов.

Финансирование Программы  планировалось осуществлять в основном за счет средств бюджета города Железногорска, а так же частично за счет областного и федерального финансирования (по мере поступления денежных средств).

Механизм реализации Программы  включает в себя организационные, экономические и правовые меры, необходимые для ее полной реализации.

В случае принятия данного  решения и при наличии заключенных  с целью исполнения Программы муниципальных контрактов в бюджете предусматриваются ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.

Реализация Программы  при соблюдении всех положенных объемов  и сроков финансирования, а также  при выполнении необходимых мероприятий, должна позволить достичь следующих результатов (Табл. 2.6)[2].

Данные таблицы дают понять, что планируется ежегодное количество малых предприятий различных  организационных форм на определенное количество. А это в свое время приведет и к увеличению рабочих мест, а значит, и послужит шагом к построению стабильности в экономике.

Реализация Долгосрочной Программы должна способствовать устойчивому развитию предпринимательства; расширению рынков сбыта производимой малыми предприятиями Железногорска продукции как внутри города, так и за его пределами; росту благополучия жизни граждан города.

Такой прогноз ставится в  первую очередь потому, что в прошлые  годы данная Целевая Программа задала неплохой вектор для роста малого предпринимательства и зарекомендовала себя как действующий инструмент в оказании непосильной помощи начинающим бизнесменам.

По результатам оценки эффективности реализации Программы  администрацией города Железногорска принимается решение о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию Программы или о досрочном прекращении ее реализации[5].

 Контроль за ходом реализации долгосрочной программы ведет «Отдел потребительского рынка и развития предпринимательства» администрации города Железногорска, в амплитуду действий которого входит:

- осуществляет организацию, координацию и контроль работ по выполнению Программы;

- контроль за эффективным и адресным использованием выделенных средств;

- вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации;

- ежегодно предоставляет отчет о ходе реализации Программы за отчетный год главе города Железногорска.

- несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы в соответствии с действующим законодательством. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Перспективы и цели в развитии малого

предпринимательства в России

 

3.1. Роль индивидуальных черт в развитии малого

предпринимательства

 

Малый бизнес в преимуществе над средним и особенно крупным  обладает достаточной маневренностью, стремительно реагируя на изменения потребительского спроса. Даже сами понятия, такие как «предприятие», «индивидуальный предприниматель» подразумевают то, что люди, открывающие свое дело, обязаны предпринимать в ходе своей деятельности большое разнообразие важных решений и рисковать практически каждый день потерей своего имущества и свободного времени. Отсюда становится ясно, что класс владельцев предприятий и ИП – это часть населения, которая предприимчива в поисках чего-то нового и, разумеется, в поисках собственной выгоды.

          Говоря о перспективах становления поистине сильной прослойки малого предпринимательства в России, да и вообще в любой стране мира, стоит скорее заметить, что основой для его развития служит именно креативность и деловая хватка отдельно взятого бизнесмена. Ведь именно основанное на знании клиентских ожиданий и вкусов умение прогнозировать и заранее готовиться ко всем превратностям минимизирует издержки, позволяет обходить стороной высокое бремя кредитных обязательств, внедрять в производство инновационные технологии и т.д. Таким компаниям не помехой для стабильной деятельности будет даже кризис или любая другая шоковая ситуация. Они всегда остаются на плаву и будут ведущими, развивая малый бизнес до качественно нового уровня. Вопрос состоит лишь в том, что таких предприятий должно появляться в разы и разы больше, т.к. сегодня среди серьезных и составляющих конкуренцию иностранным предприятиям физических и юридических лиц у нас явно недобор. Основой для этого служит предоставление качественного экономического образования государством, которого у нас так не хватает. В большинстве случаев учебную программу преподносят в ВУЗах поверхностно и в большинстве своем лишь теоретически.

Информация о работе Малое предпринимательство, его место и роль в рыночной экономике. Становление и развитие малого бизнеса в России