Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:47, курсовая работа
Основной целью работы является выяснение проблемных сторон развития и причин несовершенства регулирования малого бизнеса в нашей стране, что подведет нас к нахождению наиболее эффективных механизмов для его поднятия и развития в ближайшей перспективе.
Для успешного достижения цели нужно решить следующие задачи:
Определить роль малого бизнеса в России и оценить ход истории его развития;
Описать общее положение малого бизнеса в России и, в частности, в городе Железногорске на настоящий момент и сравнить с состоянием МБ в России в прошлые годы;
Выявить сильные и слабые стороны в методах развития и функционирования малого предпринимательства, уделив большее внимание именно проблемам (на примере города Железногорска);
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Понятие малого предпринимательства в России. История его становления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1 Сущность малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Роль и значение малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . .6
История становления малого предпринимательства в России . . . . 8
Глава 2. Специфичные черты современного развития малого бизнеса
в России. Основные проблемы и возможные пути их решения . . . . . . . . . . . 13
2.1 Особенности малого предпринимательства в России. . . . . . . . . . . 13
2.2 Проблемы, препятствующие сегодня развитию малого предпринимательства в России.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3 Проблемы развития малого предпринимательства на примере города Железногорска.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.4 Цели и задачи целевой Программы по развитию малого предпринимательства в городе Железногорске. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Глава 3. Перспективы и цели в развитии малого предпринимательства
в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.1. Роль индивидуальных черт в развитии малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
3.2 Перспективы в развитии малого предпринимательства в России . 25
3.3 Реальные действия по планированию развития малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2 Проблемы, препятствующие сегодня развитию малого предпринимательства в России.
Очень незначительная доля малого бизнеса – это само по себе свидетельство того, что в стране отсутствуют изменения в территориальных хозяйственных комплексах, барьеры для входа на рынок для начинающих предпринимателей довольно-таки высоки, а у большей части населения отсутствуют свободные денежные накопления. Последнее означает, что платежеспособность людей, мотивирующая спрос, мизерно мала, и как следствие деятельность по созданию товаров и услуг будет вовсе нерентабельной. Причем в данных условиях образуется замкнутый круг: отсутствие значимой прослойки малого бизнеса порождает отсутствие интереса к МП со стороны правящей власти, а отсутствие такой необходимой поддержки, которая особенно нужна на начальном этапе открытия собственного дела, очень часто делает предпринимательскую деятельность отнюдь не привлекательной в глазах граждан.
К настоящему времени, по официальным данным статистики, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых возможностях развития малого предпринимательства[13].
Проблемы малого бизнеса, препятствующие его стремительному росту, можно разделить на следующие группы:
1. Организационные - связаны с юридическим оформлением и регистрацией;
2. Материально-техническое
обеспечение – нехватка
3. Финансовые проблемы - затруднения в связи с легализацией капитала, необходимого для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала и установления связей.
4. Кредитная необеспеченностью.
Охватывают несовершенства в сфере МБ не только начинающих, но и всех без исключения предпринимателей. Опять же обратившись к статистике, выяснилось, каким образом эти проблемы распределяются по важности:
1. Недостатки
налоговой системы: слишком
2. Отсутствие оборотных средств;
3. Низкий уровень платежеспособности населения;
4. Высокая арендная плата;
5. Недоступность кредитов: как уже говорилось ранее, МБ непредсказуем и не привлекателен для кредиторов, вследствие чего возникает теневое кредитование;
7. Высокая цена на сырье;
8. Слабое развитие
внутреннего рынка:
9. Высокие тарифы на перевозки;
10. Отсутствие производственных площадей.
В условиях смешанной экономики,
которая преобладает и в
Не меньшая беда и в том, что в России до сих пор действует принудительное ценообразование: это означает, что налоговые вычеты, арендная плата и даже скачки курса валют приблизительно на 40-50% определяют конечную стоимость товаров и услуг, цены конкурентов и поставщиков.
Получается, существуют неимоверной величины ценовые накрутки, возникающие из-за внешних факторов, хотя само предприятие при этом может даже и вовсе быть на нуле. Такой аспект сильно снижает платежеспособный спрос населения, а, следовательно, и ведет к краху весь достигнутый нами в экономической практике прогресс за последние годы.
2.3 Проблемы развития малого предпринимательства на примере города Железногорска
Теперь, рассмотрев довольно детально основные аспекты и особенности формирования и развития малого бизнеса в России, можно приступить к рассмотрению отдельного региона. Я взял для примера свой родной город – Железногорск (Курская область).
Несмотря на то, что на 70% город финансируется МГОКом (Михайловский горно-обогатительный комбинат), одним из крупнейших предприятий по добыче и переработке железной руды, развитие малого и среднего предпринимательства играет здесь, как, впрочем, и повсюду, огромную роль в стабилизации социально-экономического состояния города. А увеличение числа экономически активных и способных неплохо обеспечить себя граждан стимулирует к формированию гражданского самосознания населения и повышает творческий потенциал общества, готовность к социальному партнерству, а так же снижает бюджетную социальную нагрузку.
Основным инструментом муниципальной политики по развитию предпринимательства являются муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства. Разработка и реализация муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей в жестких рамках полномочий[1].
Долгосрочная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в городе Железногорске на 2012 - 2014 годы является продолжением предыдущей Программы и разработана с учетом всех изменений в законодательстве и с учетом реального состояния сектора малого предпринимательства в г. Железногорск на сегодняшний момент.
Реализация мероприятий
ранее действующей Программы
дала существенный результат и позволила
получить сегодня следующие показатели
деятельности малого предпринимательства
(Табл.2.5).
Как видно из таблицы, по всем показателям развития МП в г. Железногорск был заметен явный рост. Для достижения таких результатов проводились различные мероприятия по таким направлениям как финансовая и имущественная поддержка; развитие инфраструктуры малого предпринимательства; сокращение числа административных барьеров, препятствующих ведению нормальной деятельности; информационно-методическое обеспечение.
Несмотря на многие позитивные изменения, осталось и большое количество нерешенных проблем, которые всячески препятствуют развитию МБ, в их числе:
- нехватка оборотных средств
на развитие бизнеса и
- слабая ресурсная база
(техническая,
- слаборазвитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства;
- низкая степень лояльности населения к предпринимательской деятельности.
Существующие проблемы можно решать только согласованными действиями органов местного самоуправления, самих субъектов предпринимательской деятельности и их общественных объединений.
Приоритетными аспектами целевой Программы являются:
- постоянный мониторинг состояния развития малого и среднего предпринимательства;
- постоянное совершенствование нормативно-правовой базы с целью создания благоприятных условий для бизнеса в условиях возможного изменения экономической ситуации в стране или регионе;
- повышение престижа предпринимательской деятельности среди населения города;
- финансовая и инвестиционная поддержка в производственной деятельности.
2.4 Цели и задачи целевой Программы по развитию малого
предпринимательства в городе Железногорске
Основными целями Программы являются:
Для достижения целей Программы необходимо решение следующих задач:
1. совершенствование нормативной правовой базы;
2. создание эффективного сотрудничества с организациями, оказывающими поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;
3. совершенствование системы получения субъектами малого и среднего предпринимательства различного рода поддержки;
4. расширение форм финансовой
и имущественной поддержки
Срок, данный на реализацию данной Программы, составляет 3 года, а ее выполнение будет осуществляться постепенно, в несколько этапов.
Финансирование Программы планировалось осуществлять в основном за счет средств бюджета города Железногорска, а так же частично за счет областного и федерального финансирования (по мере поступления денежных средств).
Механизм реализации Программы включает в себя организационные, экономические и правовые меры, необходимые для ее полной реализации.
В случае принятия данного
решения и при наличии
Реализация Программы при соблюдении всех положенных объемов и сроков финансирования, а также при выполнении необходимых мероприятий, должна позволить достичь следующих результатов (Табл. 2.6)[2].
Данные таблицы дают понять,
что планируется ежегодное
Реализация Долгосрочной Программы должна способствовать устойчивому развитию предпринимательства; расширению рынков сбыта производимой малыми предприятиями Железногорска продукции как внутри города, так и за его пределами; росту благополучия жизни граждан города.
Такой прогноз ставится в первую очередь потому, что в прошлые годы данная Целевая Программа задала неплохой вектор для роста малого предпринимательства и зарекомендовала себя как действующий инструмент в оказании непосильной помощи начинающим бизнесменам.
По результатам оценки эффективности реализации Программы администрацией города Железногорска принимается решение о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию Программы или о досрочном прекращении ее реализации[5].
Контроль за ходом реализации долгосрочной программы ведет «Отдел потребительского рынка и развития предпринимательства» администрации города Железногорска, в амплитуду действий которого входит:
- осуществляет организацию, координацию и контроль работ по выполнению Программы;
- контроль за эффективным и адресным использованием выделенных средств;
- вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации;
- ежегодно предоставляет отчет о ходе реализации Программы за отчетный год главе города Железногорска.
- несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы в соответствии с действующим законодательством.
3.Перспективы и цели в развитии малого
предпринимательства в России
3.1. Роль индивидуальных черт в развитии малого
предпринимательства
Малый бизнес в преимуществе над средним и особенно крупным обладает достаточной маневренностью, стремительно реагируя на изменения потребительского спроса. Даже сами понятия, такие как «предприятие», «индивидуальный предприниматель» подразумевают то, что люди, открывающие свое дело, обязаны предпринимать в ходе своей деятельности большое разнообразие важных решений и рисковать практически каждый день потерей своего имущества и свободного времени. Отсюда становится ясно, что класс владельцев предприятий и ИП – это часть населения, которая предприимчива в поисках чего-то нового и, разумеется, в поисках собственной выгоды.
Говоря о перспективах становления поистине сильной прослойки малого предпринимательства в России, да и вообще в любой стране мира, стоит скорее заметить, что основой для его развития служит именно креативность и деловая хватка отдельно взятого бизнесмена. Ведь именно основанное на знании клиентских ожиданий и вкусов умение прогнозировать и заранее готовиться ко всем превратностям минимизирует издержки, позволяет обходить стороной высокое бремя кредитных обязательств, внедрять в производство инновационные технологии и т.д. Таким компаниям не помехой для стабильной деятельности будет даже кризис или любая другая шоковая ситуация. Они всегда остаются на плаву и будут ведущими, развивая малый бизнес до качественно нового уровня. Вопрос состоит лишь в том, что таких предприятий должно появляться в разы и разы больше, т.к. сегодня среди серьезных и составляющих конкуренцию иностранным предприятиям физических и юридических лиц у нас явно недобор. Основой для этого служит предоставление качественного экономического образования государством, которого у нас так не хватает. В большинстве случаев учебную программу преподносят в ВУЗах поверхностно и в большинстве своем лишь теоретически.