Малое предпринимательство, его место и роль в рыночной экономике. Становление и развитие малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является выяснение проблемных сторон развития и причин несовершенства регулирования малого бизнеса в нашей стране, что подведет нас к нахождению наиболее эффективных механизмов для его поднятия и развития в ближайшей перспективе.
Для успешного достижения цели нужно решить следующие задачи:
Определить роль малого бизнеса в России и оценить ход истории его развития;
Описать общее положение малого бизнеса в России и, в частности, в городе Железногорске на настоящий момент и сравнить с состоянием МБ в России в прошлые годы;
Выявить сильные и слабые стороны в методах развития и функционирования малого предпринимательства, уделив большее внимание именно проблемам (на примере города Железногорска);

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Понятие малого предпринимательства в России. История его становления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1 Сущность малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Роль и значение малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . .6
История становления малого предпринимательства в России . . . . 8
Глава 2. Специфичные черты современного развития малого бизнеса
в России. Основные проблемы и возможные пути их решения . . . . . . . . . . . 13
2.1 Особенности малого предпринимательства в России. . . . . . . . . . . 13
2.2 Проблемы, препятствующие сегодня развитию малого предпринимательства в России.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3 Проблемы развития малого предпринимательства на примере города Железногорска.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.4 Цели и задачи целевой Программы по развитию малого предпринимательства в городе Железногорске. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Глава 3. Перспективы и цели в развитии малого предпринимательства
в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.1. Роль индивидуальных черт в развитии малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
3.2 Перспективы в развитии малого предпринимательства в России . 25
3.3 Реальные действия по планированию развития малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ (2).docx

— 94.50 Кб (Скачать)

Изучение истории развития малого предпринимательства в РФ привело к такому выводу, что малые формы хозяйствования всегда играли большую роль в экономике страны, т.е. эффективность их всегда находилась на высоком уровне. Однако малого предпринимательства как такового до времен перестройки в стране пока не наблюдалось, преградой чему служили различные исторические аспекты специфичного развития страны и ее постоянной отсталости.

Появилось малое предпринимательство в РФ лишь в 80-90гг. прошлого века с появлением перестроечных кооперативов. Таковым имело право называться предприятие, все работники которого одновременно были и его собственниками. После этого ему предстояло пережить период бурного роста, однако, к середине 90-х гг. темпы его развития стали держаться на достаточно низком уровне, а затем и вовсе наступил застой: число зарегистрированных МП и количество граждан, занятых в малом бизнесе практически не менялись на протяжении долгих лет.

Итак, для начала мы сравним некоторые данные о развитии малого бизнеса в России и Западных странах в 90-е гг.                                                                                           Если посмотреть на данные, приведенные в таблице (табл.1), отчетливо видно, что Россия того времени значительно отстает от развитых стран Европы, США и Японии по всем критериям развития МП. Из этих же данных становится понятна вся важность малого предпринимательства на государственном уровне, а так же то, почему МП имеет огромное влияние в этих странах – ведь этот сектор экономики является значимым создателем национального продукта и крупнейшим организатором найма рабочей силы[7].

После пика кризиса 1998 г., как было отмечено в Федеральной программе развития и поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 гг., около 30% МП прекратили свою деятельность. В основном ими являлись фирмы производственного профиля, не выдержавшие конкуренции с крупными производителями. Так, по данным Госкомстата, за 9 месяцев 1999 г. малые предприятия инвестировали в основной капитал 11,5 млрд. руб. – вдвое меньше в сопоставимых ценах, чем за аналогичный период  1998 г., т.е. до кризиса.

Как гласит статистика опросов, в данном секторе экономики после  кризиса значительно снизилось количество рэкетов, а такие показатели, как правовая незащищенность, трудности при получении лицензии и неумелое ведение бухгалтерии, к примеру, вовсе остались без изменений. Однако на фоне вышеуказанных стабильностей было получено огромное количество важнейших проблем, среди которых можно выделить трудности, возникшие: при поиске оборотных средств, в сфере привлечение инвестиций, при уплате налогов, в арендовании помещений, при приобретении оборудования и сырья, возврате кредитов  и т.д.

Таким образом, экономический кризис осени 1998 г. привел к заметному ухудшению положения МБ в России. К началу 2000-х гг. положение, связанное с МБ в России стало стремительно меняться. Новая власть поставила себе цель построить новое и качественно другое государство, которое вновь бы имело авторитет в мировом сообществе. К тому времени в России начала свое существование система государственной инфраструктуры по поддержке и регулированию малого бизнеса. На федеральном уровне стали действовать профильные комитеты Федерального Собрания Российской Федерации, Департамент экономики и управления собственностью Правительства РФ, «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» и другие центры.

 «Федеральная программа  развития и поддержки малого  предпринимательства», принятая в 2000 г., обещала стать реальным инструментом этой политики. В ней описывались необходимые мероприятия по обеспечению малого предпринимательства, созданию инфраструктуры его поддержки и новых источников финансирования предпринимательской деятельности. Достаточно важной являлась задача открытия множества малых предприятий в производственной и инновационной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами.

В декабре 2001 г. проблемы развития малого бизнеса были обсуждены и на заседании Государственного совета РФ, который одобрил «Концепцию государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации». Основными позициями этого документа стали:

- оптимизация нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства;

- совершенствование системы  налогообложения МП;

- развитие системы финансовой поддержки МП;

- внедрение в МБ антимонопольной политики и пресечение недобросовестной конкуренции [14. стр.163].

Позднее, во время правления  Д.А.Медведева, регулирование рынка стало предполагать собой более четкое и прямонаправленное стимулирование интереса малого бизнеса к инновационному производству. Была положена идея не «изобретать велосипед», а пойти по пути стран ЕС и использовать в своей программе такие направления поддержки как:

- использование финансовых  рычагов для стимулирования развития  бизнеса;

- введение налоговых льгот  для молодых развивающихся предприятий;

- помощь в обеспечении  материально- техническими ресурсами  и дальнейшей реализации продукции малых предприятий;

- создание государственных  программ в поддержку малого  предпринимательства;

- совершенствование законодательной  и нормативно-правовой базы предпринимательской  деятельности;

- помощь в организации внешнеэкономической деятельности, стимулирование преобладания на рынке отечественного производителя;

- взаимодействие государственных  органов с общественными фондами  и бизнес – объединениями[17].

          Как стало видно из данного  параграфа, первое десятилетие  21 века послужило мощным толчком для дальнейшего развития малого предпринимательства. Помощь государства начала выражаться в реальных действиях: о насущных недостатках и проблемах перестали умалчивать, была организована огромная законодательная база по стимулированию подъема МБ с колен.

Однако первые шаги по реализации новых законов оказались довольно сложными для России. Такому раскладу в большей степени поспособствовали как последующий кризис 2008г., заморозивший на некоторое время реализацию всех планов по данному вопросу, так и меры по стимулированию малых предпринимателей, которые были взяты без учета индивидуальности страны и ее особого «колеблющегося по волнам» положения.

 

 

 

2. Специфичные черты современного развития малого

бизнеса в России. Основные проблемы и возможные

пути их решения

 

2.1 Особенности малого предпринимательства в России

 

Статистика неутешительна. Россия сегодня значительно отстает по уровню предпринимательской активности от остальных стран БРИКС (группа быстроразвивающихся стран, в состав которой входят: Бразилия, Индия, Россия, Китай и ЮАР). К такому выводу привели результаты опроса граждан России, проведенного при подготовке годового отчета "Глобальный мониторинг предпринимательства" за 2011 год, руководителем которого являлся профессор ВШЭ Александр Чепуренко. Итоги этого исследования предпринимательства были обнародованы на международной конференции GEM 19 января 2012г. в Сан-Франциско.

Отставание России состоит по итогам исследования в том, что у нас самый низкий уровень предпринимательства среди 54 участвующих в опросе стран (4,3%; за Россией уже следует Малайзия с 4,9% и Венгрия с 6,3%). Так же влияет на ситуацию и пессимизм россиян, которые не верят в возможное скорое улучшение условий для развития предпринимательства в их регионе. По степени прироста предпринимательской активности в 2011 году по сравнению с 2010 годом Россия опять же оказалась последней в цепочке развивающихся стран с показателем всего лишь +5%.

Однако, не все так печально. РФ все же лидирует в данном списке по некоторым показателям. Так, в  нашей стране насчитывается наибольшая доля предпринимателей, нацеленных на самореализацию и стремящихся к некому развитию, а также видна тенденция по увеличению удельного веса предпринимателей, вкладывающих свой труд и время в инновационное развитие, являющееся сегодня самой перспективной и высокотехнологичной сферой малого бизнеса во всем мире[13].

Перейдем напрямую к цифрам, отражающим общий уровень развития МП в России. Для его определения было проведено Сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, реализованное на основе Федерального закона «О развитии малого и среднего  предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ и распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009г. № 201-р в 2011 г. (по итогам 2010 года).

Так, в 2010 году по статистике сплошного наблюдения на 1000 чел. населения в среднем по России приходилось 12 малых и средних предприятий – юридических лиц и 20 – физических. Удельный же вес занятых в секторе малого бизнеса среди общего их числа составил в России 25%. К примеру, в европейских и североамериканских развитых странах доля малого бизнеса составляет около 60 %. Практически аналогично ситуации с долей МП среди занятого населения, доля малого бизнеса в объеме ВВП РФ составляет так же около 20–25%, а в странах Европы и США этот показатель значительно выше и достигает 50-70%, а местами и дотягивается до отметки в 80%.

Другой интересной чертой МП в РФ являются результаты статистики по «рождаемости» и ликвидации предприятий, полученные от Росстата (табл.2.1 – 2.2)[21].                                                                                                 

Изучив показатели внимательно, становится отчетливо ясно, что соотношение количества открытых предприятий на 1000 существующих зависит по большей мере не от изменений в стимулирующем законодательстве, а от общего экономического положения в стране и в мире. Это можно понять исходя хотя бы из того факта, что изменение показателей происходит в течение года скачкообразно и особо не возрастает. Количество же закрывшихся в 2011 году малых предприятий отчетливо показывает, что малый бизнес в значительной степени стал скрываться в тень. Выходит, что целыми днями говоря о необходимости стимулирования малого предпринимательства, власти так и не создали того жесткого фундамента, на котором бы спокойно можно было развить собственное дело, не боясь за его стабильное развитие. Ситуация же, исходя из анализа справочных материалов, усугубилась даже по сравнению с 2008 годом, который, как хочется напомнить, был кризисным.

Далее рассмотрим краткие  итоги сплошного обследования Росстата за 2011 г. по статистике малого и среднего бизнеса, опубликованные официально в феврале 2012 года. Впервые за многие годы удалось получить число малых предпринимателей, реально осуществляющих свою деятельность. Как оказалось, это число на порядок ниже, нежели общее количество зарегистрированных субъектов МСП – почти на 1,5 млн. единиц (Табл. 2.3).

Чтобы определить уровень  развития малого предпринимательства  в России, необходимо сначала сравнить основные абсолютные показатели России и некоторых других европейских стран (табл.2.4)[20].

На основе данных таблицы можно сделать ряд весомых выводов. Так, видно, что по абсолютному количеству малых и средних предприятий Россия уступает лишь одной стране из семи, взятых для сравнения – Италии. По числу занятого населения Россия занимает уже твердую лидирующую позицию. И даже если взять эти расчеты на душу населения государства и сравнить, к примеру, с Германией, то цифры будут примерно равными.

Однако выручка в нашей  стране, как мы видим, заметно отстает от показателей выручки в развитых странах Евро Союза. А если взять эти цифры в перерасчете опять же на душу населения, то и вовсе полученная цифра получится совсем мизерной и будет разниться с показателем Германии примерно в 6 раз. Большое влияние на эти цифры оказывает высокая степень развитости у нас теневого сектора малого предпринимательства.

Это доказывает и отраслевая структура сектора малого бизнеса в РФ, которая так же довольно интересна. Основная часть малых предприятий России занимается предоставлением услуг и сервисом – 60-80%. Вернемся же к статистике малого бизнеса России в 2011 году. По данным Росстата на октябрь 2011 года (без учета микро предприятий) структура нашего малого бизнеса была такой (Диагр.)[18].

 Как мы видим, около 50% составляет торговля и услуги населению. В отличие от производства и строительства, которые трудно перевести в область теневой экономики, доминирующие у нас отрасли малого бизнеса довольно легко могут уйти «в тень». Ведь обычный человек как рядовой потребитель практически всегда предпочтет совершить, к примеру, ремонт телефона или обуви у частного мастера, что достаточно удобно, быстро и намного дешевле, чем у официальных физических либо юридических лиц. Однако такой мастер не предоставляет порой никакого документа (чека), забирая всю выручку себе и обходя стороной момент вклада средств в государственную казну. Все это может привести в ближайшем будущем к ухудшению качества услуг и, конечно же, к появлению все большего и большего количества неофициальных предпринимателей, среди которых будет и много недобросовестных лиц, кое-как выполняющих свои нигде не закрепленные обязанности и получающих за это никем не контролируемые денежные средства.

         По итогам исследования удалось получить общую картину сектора малого предпринимательства - количество, отраслевую структуру и занятость на реально действующих предприятиях и ИП. Заложены и предпосылки для расчетов вклада малого бизнеса в ВВП, повышения точности прогнозирования и принятия решений в экономической сфере.

Информация о работе Малое предпринимательство, его место и роль в рыночной экономике. Становление и развитие малого бизнеса в России