Малое предпринимательство, его место и роль в рыночной экономике. Становление и развитие малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является выяснение проблемных сторон развития и причин несовершенства регулирования малого бизнеса в нашей стране, что подведет нас к нахождению наиболее эффективных механизмов для его поднятия и развития в ближайшей перспективе.
Для успешного достижения цели нужно решить следующие задачи:
Определить роль малого бизнеса в России и оценить ход истории его развития;
Описать общее положение малого бизнеса в России и, в частности, в городе Железногорске на настоящий момент и сравнить с состоянием МБ в России в прошлые годы;
Выявить сильные и слабые стороны в методах развития и функционирования малого предпринимательства, уделив большее внимание именно проблемам (на примере города Железногорска);

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Понятие малого предпринимательства в России. История его становления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1 Сущность малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Роль и значение малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . .6
История становления малого предпринимательства в России . . . . 8
Глава 2. Специфичные черты современного развития малого бизнеса
в России. Основные проблемы и возможные пути их решения . . . . . . . . . . . 13
2.1 Особенности малого предпринимательства в России. . . . . . . . . . . 13
2.2 Проблемы, препятствующие сегодня развитию малого предпринимательства в России.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3 Проблемы развития малого предпринимательства на примере города Железногорска.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.4 Цели и задачи целевой Программы по развитию малого предпринимательства в городе Железногорске. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Глава 3. Перспективы и цели в развитии малого предпринимательства
в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.1. Роль индивидуальных черт в развитии малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
3.2 Перспективы в развитии малого предпринимательства в России . 25
3.3 Реальные действия по планированию развития малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ (2).docx

— 94.50 Кб (Скачать)

         Так, на сегодняшний день в стране функционирует около 900 тыс. предприятий малого бизнеса. По некоторым оценкам, только от 20 до 30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тыс. предприятий руководители действуют по наитию, с учетом своих способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса[8].

 

3.2 Перспективы  в развитии малого предпринимательства

в России

 

Правительство Российской Федерации  пытается на сегодняшний день предпринимать различные меры в плане государственного регулирования малого бизнеса, но они ничтожно малы по сравнению с западными странами. Здесь просто необходимо в корне совершенствовать всю законодательную базу и полностью изменить схему контроля со стороны государства. Конечно, законодательство о малом бизнесе постепенно развивается в лучшую сторону, но этот процесс должен постоянно поддерживаться и совершенствоваться, а меры, которые применяются, или которые планируется применять в ближайшее время для облегчения административной нагрузки на малый бизнес, необходимо систематизировать и реализовывать комплексно, сообща.

В 2009 г. Правительство Российской Федерации и общественные организации начали детально рассматривать  новые предложения по улучшению инфраструктуры создания и дальнейшего функционирования предприятий малого бизнеса. Причиной этого стала необходимость адаптации предприятий к условиям работы даже во время кризисной ситуации. Активно развивающийся сектор малого бизнеса остается одним из важнейших факторов роста национальной экономики. Меры по улучшению положения предприятий малого и среднего бизнеса коснулись разных сторон и аспектов их деятельности, среди которых можно отметить основные[15]:

  1. Финансовая помощь: Принято решение об увеличении финансовой поддержки МБ до 40 млрд. рублей. Оно осуществлялось посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц через ОАО «Российский банк развития». Источниками финансовой поддержки региональных банков в сфере кредитования стали: средства, выделенные из общего федерального бюджета; средства Внешэкономбанка; займы и кредиты Российского банка развития. Немалое количество предъявленных заявок на участие в данной программе показывает то, что региональные финансовые институты высоко заинтересованы в получении денежных средств на эти цели. На начало второго полугодия 2009 г. уже 75 банков подтвердили свое желание участвовать в программе по кредитованию, а общий объем заявок в денежном эквиваленте составил около 12,5 млрд. рублей.
  2. Налоговое стимулирование: Госдумой РФ внесены в Налоговый кодекс РФ изменения, направленные на упрощение системы налогообложения для малого бизнеса. Это было решено реализовать за счет увеличения предельного размера доходов, позволяющего перейти на упрощенную систему налогообложения, до 45 млн. рублей. Данная мера должна позволить, по оценкам экспертов, удвоить число малых предприятий, что позволит значительно снизить груз высоких налогов для плательщиков, применяющих в рамках своей деятельности общую схему налогообложения. Эта мера особенно важна для начинающих предпринимателей, в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и медицинская.
  3. Имущественно - инфраструктурная поддержка: Достаточно упрощен доступ малых предприятий к государственному заказу. На данный момент открыты три электронные площадки для проведения аукционов по размещению государственных с перспективой в будущем увеличить это количество до 5–7. Данная мера должна стимулировать вовлечение малого и среднего бизнеса в государственный заказ, а помимо этого и создать все условия для здравой конкуренции; 
  4. Мера по снижению административного давления: был принят новый, более совершенный порядок открытия малого и среднего бизнеса. Так, вступил в силу Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)», в соответствии с которым предприниматель стал не обязан получать разрешение в различных надзорных инстанциях на организацию собственного дела. Для этого достаточно стало лишь поставить их в известность о том, что твое предприятие открылось и начало работать. Нюанс этого закона состоит в том, что он касается лишь отдельных сфер предпринимательской деятельности, а в частности это: гостиничное дело, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки и т.д. К тому же, закон поставил в определенные рамки количество проверок малых предприятий и их продолжительность: теперь время проведения проверок не может превышать 50 часов в год. Эта мера подразумевает собой выставление на первый план документарной проверки, которая в свою очередь не так отвлекает предпринимателей от выполняемой рабочей деятельности[19].

И все же основной проблемой  развития любой сферы жизни или  отрасли в России сегодня является коррупционная составляющая. Она издревле заложена в генах менталитета русского народа, и именно от ее вредного фактора очень трудно избавиться формальными законами и правилами. Основными причинами распространения коррупции в сфере малого бизнеса являются: вымогательство чиновников; более высокая эффективность действий, совершенных через институт коррупции, по сравнению с законным путем решения определенной проблемы; ложная убеждённость некоторых предпринимателей в том, что с помощью соблюдения закона невозможно вести нормальную предпринимательскую деятельность и др.

 

3.3 Реальные действия по планированию развития малого

предпринимательства

 

Создается очень много  планов по подъему МП с сегодняшнего уровня, но лишь их малый процент  воплощается в жизнь или вовсе  имеет право на существование даже в задумке.

Одним из таких действенных  шагов стала деловая поездка в Вашингтон в 2011 г. делегации российских банкиров, которая провела ряд встреч с представителями Международной финансовой корпорацией IFC, входящей в группу Всемирного банка. Фонд капитализации региональных банков таким образом согласился предусматривать повышение капитализации российских кредитных организаций с привлечением зарубежных инвесторов. Особенность тут состоит в том, что зарубежный инвестор входит в капитал региональных кредитных организаций не только с целью повысить капитализацию определенно взятого банка, но и поднять его стоимость на рынке, в первую очередь, за счет внедрения высокотехнологичного ведения бизнеса и расширения разновидности предлагаемой продукции.

 Еще Всемирный банк сделал решение выделить некоторую сумму денег на финансирование программ агропромышленного комплекса. В ходе переговоров с IFC обе стороны договорились о том, что российские банки смогут выступать агентами IFC по отбору проектов в сфере сельского хозяйства. Банки будут отбирать среди множества проектов только эффективные, а Международная финансовая компания со своей стороны предоставит дешевые и долгосрочные кредиты под один процент годовых сроком на 5-10 лет[16].

Сегодня эти договоренности выполняются и вселяют уверенность  в том, что наш малый бизнес скоро расцветет и послужит потенциалом  для качественного роста экономических показателей в стране.

 

 

 

Заключение

 

Мировой опыт показал нам, что предпринимательство является неотъемлемым условием оздоровления экономики и условием благополучной и целостной общественной жизни. Однако формирование малого предпринимательства в РФ пока очень затруднено, первоочередной причиной чего являются исторические аспекты развития самого российского государства и становления на протяженности многих столетий менталитета нашего народа.

По многим пунктам Россия отстает  от стран Евро зоны и Америки. К примеру, показатели численности малых предприятий и задействованных в малом бизнесе людей довольно низки по сравнению с мировыми цифрами. А доля малого бизнеса в ВВП России и вовсе оказалась аж в 4 раза меньше, чем в зарубежных странах, чего при нашей былой мощи и громадных размерах территории и вовсе быть не должно.

Все наши аспекты отсталости объясняются  тем, что российская экономика еще отнюдь не совершенна, и в ходе деятельности малые предприятия сталкиваются с рядом проблем, такими как: отсутствие кредитных ресурсов, непреодолимые административные барьеры, несовершенство законодательства в сфере МП, неустойчивость и непредсказуемость государственной политики, высокие налоги и т.д. Все эти факты были подтверждены исследованием данной ситуации в городе Железногорске Курской области. Здесь были

выявлены абсолютно те же проблемы, что и по стране в  целом - нехватка оборотных средств на развитие бизнеса и ограниченный доступ к кредитным средствам; слабая ресурсная база; очень низкая степень лояльности населения к предпринимательской деятельности…

Важно подчеркнуть, что слабая сторона  российского предпринимательства – это большой крен в сторону «теневого» рынка, который с каждым годом все увеличивается и продолжает оставлять страну в нищете, воруя из казны n-ные суммы денежных средств. Основополагающим фактором, ведущим ко всем проблемам, является то, что формирование и становление мало бизнеса в России началось совсем недавно, в 90-х гг. прошлого века. Ведь со временем, если верить истории, хоть и небольшими шагами, но малый бизнес развивался и постепенно все-таки стал занимать свою важную нишу в экономической сфере.

В связи с этим мы выяснили, что государство старается постепенно предпринимать меры по выходу из тупика. Например, уже оказана большая  поддержка в виде подключения  к развитию бизнеса опытных зарубежных и международных организаций. И  что важно, это уже дало свои первые результаты. Нельзя и не заметить того, что достаточно на сегодняшний момент минимизированы налоговые сборы с открывающихся малых предприятий, выделяется большое количество финансов из бюджета в качестве поддержки, уменьшено в разы число возможных проверок и в целом тотального контроля за малыми предприятиями.

Многие из запланированных мер по поддержке МП еще только ищут своего способа воплощения и подходящего момента для реализации. К примеру, для еще большей мощи и стабильности сектора малого предпринимательства необходимы: постоянное совершенствование нормативно-правовой базы в этом русле; повышение престижа предпринимательской деятельности среди населения; более качественная финансовая и инвестиционная поддержка в производственной деятельности.

Теперь можно подвести итог и сказать, что мер поддержки малого предпринимательства существует огромное количество, но лишь некоторые из них осуществляются на должном уровне и потихоньку улучшают ситуацию в стране. Если бы государство незамедлительно изменило свои взгляды в плане поддержки малого предпринимательства и уделяло ему еще большее внимание именно в плане реализации мер, а не только в планировании действий, то малый бизнес внес бы уже, возможно, достаточный вклад в развитие экономики России и улучшил нашу с вами жизнь.

Итак, цель, поставленная в работе, была достигнута.

 

Список литературы

  1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 24 июля 2007г. №209-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
  2. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Железногорске на 2012-2014 годы» [Электронный ресурс] : постановление от 04.10.2011г. №2005
  3. Федеральная программа развития и поддержки малого предпринимательства от 2000 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
  4. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 14.06. 1995 г. N 88-ФЗ2005 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  5. Алехин А.Л. Бизнес в Железногорске // Итоги. – 2011. - №4 – c.2
  6. Тимофеева А.А. История предпринимательства в России [Текст] : учеб. Пособие / Тимофеева А.А. - М.: Флинта, 2011.. – 267 с.
  7. Рыбина М.Н. Основные этапы малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России [Текст] // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. -№2., с. 5-7
  8. Пелих А.С. Организация предпринимательской деятельности [Текст] : учеб. пособие / С.А. Пелих. – 2003. – 310с.
  9. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал/ - 1993/ - с.22
  10. Толмачев И.А. Все о малом предпринимательстве [Текст] : учеб.-метод. пособие / Толмачев И.А. – М. : Гросс., 2011. – 213 с.
  11. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебное пособие [Текст] : учеб.-метод. пособие / Мазурина Т.Ю.– М. : Риор., 2008. – 112 с.
  12. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в России [Текст] // Малый бизнес / – 2012/ – 112 с.
  13. Морозов В.А.. Место малого бизнеса в развитии экономики страны [Текст] / Морозов В.А. // Российское предпринимательство. – 2011. – № 112. – с. 2-4
  14. Ясин Е.Г. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее [Текст] : учеб. пособие / Ясин Е.Г. – 2004. – 268с.
  15. Литвак Е. Влияние кризисных явлений в экономике РФ на малый бизнес [Текст] // Финансовая газета. – 2009. – №6. – с.4
  16. Польза и преимущества зарубежного опыта поддержки и развития малого и среднего бизнеса применительно к России. 
    [Текст] // Финансы и кредит 19.07.2004. – №014. – с.63, 71
  17. Гурьянов П.А. Анализ состояния малого бизнеса в России 2008 -2011 гг. [Текст] / П.А. Гурьянов // Молодой ученый. — 2012. — №2. — с. 116-118.
  18. Карпова Н.А. Обречен ли малый бизнес в России. Статистика малого бизнеса 2011 / Н.А. Карпова // Средний класс. — 2012. — №1. — с. 84
  19. О.Изряднова, Е.Фомина, Д.Казанцев. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы // Российская экономика: тенденции и перспективы –2009. - №7. – с.3-6
  20. Ресурсный центр малого предпринимательства. - Режим доступа: http://www.rcsme.ru
  21. Сайт федеральной службы государственной статистики РФ. - Режим доступа: www.gsk.ru 
  22. Эльдар Алиев. Малому предпринимательству быть или... [Электронный ресурс] / Эльдар Алиев. // Кабардино-Балкарская региональная общественная организация "Центр социального развития "Созидание" : информ. Портал. – М., 2007-2012. – Режим доступа: http://csr-sozidanie.ru/articles/627/

 

 

 

                                                                                   

 


Информация о работе Малое предпринимательство, его место и роль в рыночной экономике. Становление и развитие малого бизнеса в России