Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа
Цель данной работы - наилучшим образом раскрыть сущность и роль малого бизнеса в современной рыночной экономике. В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и недостатки. Исследование основано на фактических данных, характеризующих роль малого предпринимательства в экономике страны, при этом проанализированы причины, тормозящие его
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1 Малый бизнес: сущность и функциональное значение в рыночной экономике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства. . . . .5
1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
1.3 Роль малого бизнеса в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Глава 2 Инфраструктура поддержки малого бизнеса в рыночной экономике. . 14
2.1 Институты государственной поддержки малого бизнеса в промышленно- развитых странах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
2.2 Развитие системы поддержки малого бизнеса в России. . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Глава 3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . 25
3.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
3.2 Исследование развития и оптимизация малого бизнеса в России в условиях мирового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
45
БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
Малый бизнес и его место в рыночной экономике
КУРСОВАЯ РАБОТА
По экономической теории
Студентки гр. Э-101 Забродской Я.С.
Белово 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1 Малый бизнес: сущность и функциональное значение в рыночной экономике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства. . . . .5
1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
1.3 Роль малого бизнеса в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Глава 2 Инфраструктура поддержки малого бизнеса в рыночной экономике. . 14
2.1 Институты государственной поддержки малого бизнеса в промышленно- развитых странах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
2.2 Развитие системы поддержки малого бизнеса в России. . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Глава 3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . 25
3.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
3.2 Исследование развития и оптимизация малого бизнеса в России в условиях мирового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Приложения……………………………………………………
Введение
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает существенную поддержку малому предпринимательству.
Цель данной работы - наилучшим образом раскрыть сущность и роль малого бизнеса в современной рыночной экономике. В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и недостатки. Исследование основано на фактических данных, характеризующих роль малого предпринимательства в экономике страны, при этом проанализированы причины, тормозящие его дальнейшее развитие в РоссииоссииРо. На основе использования действующего законодательства и нормативных актов проанализирована система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства в РФ, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства;
- проанализировать основные тенденции развития малого предпринимательства в России;
- исследовать зарубежный опыт поддержки малого бизнеса;
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса в РФ.
В соответствии с поставленными задачами построена структура работы. В первой главе рассматривается сущность малого бизнеса, его преимущества и недостатки, а также роль в рыночной экономике. Вторая глава посвящена исследованию инфраструктуры поддержки малого бизнеса в рыночной экономике, где рассмотрены институты государственной поддержки малого бизнеса в промышленно- развитых странах и в России. В третьей главе проводится анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса, а также исследовано развитие и оптимизация малого бизнеса в России в условиях мирового кризиса. В заключении сделаны основные выводы по проведенному исследованию.
В работе использованы основные законодательные акты, регламентирующие функционирование малого бизнеса, учебная литература, периодические издания по теоретическим и практическим проблемам развития малого бизнеса.
Глава 1 Малый бизнес: сущность и функциональное значение в рыночной экономике
1.1Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.[1]
Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие. [2]
Малое предпринимательство – с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации).
Так предпринимательская деятельность как малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.[3]
Малым бизнесом в Америке по определению Министерства торговли США считается производственное предприятие, в котором заняты не более 100 рабочих и служащих и оборот оптовой продажи не превышает 200 тысяч долларов в год. Если же это не производственное предприятие, а торговое или какое-либо иное, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов.[4]
Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные предприятия и корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.
Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.
Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики.
Так малое предпринимательство — сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта государства.
Выделяют экономические и социальные функции малого предпринимательства[5]:
• формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
• расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
• приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
• содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
• привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
• создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
• более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
• вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
• формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
• активизация научно-технического прогресса;
• освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
• содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
• освобождение государства от убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.
1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса
Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:
- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
- большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
- относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
- большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
- более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;
Информация о работе Малый бизнес и его место в рыночной экономике