Малый бизнес и его место в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - наилучшим образом раскрыть сущность и роль малого бизнеса в современной рыночной экономике. В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и недостатки. Исследование основано на фактических данных, характеризующих роль малого предпринимательства в экономике страны, при этом проанализированы причины, тормозящие его

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1 Малый бизнес: сущность и функциональное значение в рыночной экономике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства. . . . .5
1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
1.3 Роль малого бизнеса в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Глава 2 Инфраструктура поддержки малого бизнеса в рыночной экономике. . 14
2.1 Институты государственной поддержки малого бизнеса в промышленно- развитых странах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
2.2 Развитие системы поддержки малого бизнеса в России. . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Глава 3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . 25
3.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
3.2 Исследование развития и оптимизация малого бизнеса в России в условиях мирового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ проверена1.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что продолжительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют обстановке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказания услуг.[6]

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

- более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

- зависимость от крупных компаний; недостатки в управления делом;

- слабая компетентность руководителей;

- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получение кредитов;

- неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектом малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют[7]:

- некомпетентность;

- несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

- нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, умении заводить и поддерживать деловые связи и контакты, общего менеджерского опыта.

Практика деятельности американских малых фирм свидетельствует о том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания.[8]

На неудачах малого бизнеса сказывается также невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух или нескольких человек, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решение более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе.[9]

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон для испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Роль малого бизнеса в экономике

 

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.[10]

Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.

Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.[11]

Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

Малое предпринимательство – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.

Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.[12]

Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

Таким образом, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.[13]

 

Глава 2 Инфраструктура поддержки малого бизнеса в рыночной экономике

2.1 Институты государственной поддержки малого бизнеса в промышленно-развитых странах

 

В мировой практике считается нормой государственное поощ­рение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам фи­нансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу лю­бой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и эконо­мический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на пла­ву, но и расти, набирать силу.

Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латин­ской Америки — мелкое и среднее предпринимательство находит все более широ­кую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уде­ляют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.

Поддержка малого бизнеса в США

Содействие развитию малого бизнеса в США входит в компетенцию специальной государственной организации — Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать мелким, предпринимателям финансовую и консультационную помощь, содейство­вать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.[14]

В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чём при получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных зай­мов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, стра­ховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемо­го капитала (до 90%), что снижает риск кредитования. [15]

Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития ин­новационного малого бизнеса как путем выделения дотаций (грантов), так и посред­ством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.

Большое внимание поощрению мелкого предпринимательства уделяется на региональном уровне. Одной из первостепенных задач администрация США и Конгресс считают подключение малого бизнеса к национальному экспорту.[16]

Однако средние и мелкие фирмы не приспособились к глобализации рынка, тем бо­лее что власти штатов не спешили оказывать содействие мелким экспортерам, направляя все свои усилия на поддержку крупных производителей. В 1994 г. 85% всего американского экспорта приходилось всего на 15 компаний.[17]

В качестве других мер предложено следующее: обучение сотрудников регио­нальных и местных банковских институтов методам финансирования малых фирм; информирование малых фирм о возможностях кредитования экспорта; координа­ция деятельности федеральных агентств, которые участвуют в финансировании экспорта.

Поддержка малого бизнеса в Японии

Малое и среднее предпринимательство в Японии находит помощь не только со стороны правительства и нескольких созданных им специализированных органи­заций, но и сo стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.

Государственная политика содействия малым и средним предприятиям вклю­чает следующие направления[18]:

• обеспечение конкурентоспособности путем выделения субсидий и ссуд — пря­мых кредитов и гарантированных займов;

• поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятель­ности, улучшения условий труда, содействие торговле;

• сбор и анализ информации об экономических показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности господ­держки.

Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантиру­ет предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной влас­ти, при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений.

Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников и т. п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых пред­приятий.

Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса — это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повы­шение квалификации работников.[19]

Финансируется также установка компьютеров, сбор и анализ информации для разработки энергосберегающих и природоохранных меро­приятий, консультирование предпринимателей по поводу эффективных методов ведения розничной торговли и программного обеспечения.

 

 

 

2.2 Развитие системы поддержки малого бизнеса в России

 

Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочеред­ных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусматривало целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий:

• освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;

• установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в тре­тий и четвертый года работы с момента их регистрации;

• возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми пред­приятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;

• освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических лиц, от подоходного налога— физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные фон­ды, создаваемые органами власти и управления субъектов РФ и органами местного самоуправления;

Информация о работе Малый бизнес и его место в рыночной экономике