Малый бизнес и его место в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - наилучшим образом раскрыть сущность и роль малого бизнеса в современной рыночной экономике. В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и недостатки. Исследование основано на фактических данных, характеризующих роль малого предпринимательства в экономике страны, при этом проанализированы причины, тормозящие его

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1 Малый бизнес: сущность и функциональное значение в рыночной экономике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства. . . . .5
1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
1.3 Роль малого бизнеса в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Глава 2 Инфраструктура поддержки малого бизнеса в рыночной экономике. . 14
2.1 Институты государственной поддержки малого бизнеса в промышленно- развитых странах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
2.2 Развитие системы поддержки малого бизнеса в России. . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Глава 3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . 25
3.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
3.2 Исследование развития и оптимизация малого бизнеса в России в условиях мирового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ проверена1.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

В 2009 году радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела малого бизнеса. Усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, Счетной Палаты.

Будет продолжена работа по устранению законодательно установленных в прошлые годы излишних административных барьеров. С 1 июля 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее число предприятий в которых – это субъекты малого и среднего предпринимательства. В этих же сферах будет легче всего начать собственное дело тем, кто останется без работы. Проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора.[46]

Вместе с тем, следует отметить, что разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса пока ориентированы абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываются социально-организационные различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным представителями социально-уязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам, экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу в условиях кризиса должна быть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставляться специфические налоговые льготы, а, возможно, и льготные кредиты на инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливаться ускоренные амортизационные списания и т.п.

Кроме того, при разработке мер поддержки необходимо учитывать специфические российские черты малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. Среди них можно выделить следующие: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких направлений и видов деятельности в отличие от узкой специализации зарубежных малых предприятий; сочетание значительного инновационного потенциала работников с общим низким уровнем технической вооруженности и оснащенности большинства малых и средних предприятий в отличие от нередко противоположной картины на западных фирмах; быстрая приспосабливаемость малых предприятий к сложной экономической обстановке; почти полное отсутствие кооперации с крупным бизнесом, другими малыми и средними предприятиями и др.

Все эти особенности должны учитываться при разработке действенных, конкретно-целевых мер государственной и негосударственной поддержки сектора малого бизнеса. При этом меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- Малый бизнес – это основа экономики государства, мелкие предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

- Сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

- Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

- Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок.

По первой главе можно сделать следующий вывод: экономическая сущность малого предпринимательства проявляется в том, что это особый тип предпринимательской деятельности, направленный на получение дохода. Его особенность и основное преимущество перед крупным бизнесом заключается в гибкости и оперативности в принятии решений, перестройке организационной структуры, быстром усвоении происходящих перемен и соответствующая реакция на них. Но малому бизнесу присуще и недостатки - чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п. Однако основной функцией малого предпринимательства является создание конкурентной среды на рынках товаров и услуг за счет реализации потенциала и хозяйственной инициативы наиболее активной части трудоспособного населения.

Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

Анализируя вторую главу, можно сделать вывод, что во всём мире: и в промышленно- развитых странах и в России существует и развивается инфраструктура поддержки малого бизнеса. Государства призваны в первую очередь создать такой правовой и эконо­мический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на пла­ву, но и расти, набирать силу. Государства предоставляют малому и среднему бизнесу финансовые, технические и прочие ресурсы.

Непосредственно в России большую роль в инфраструктуре поддержки малых предприятий сыграли лизинговые фирмы, технопарки, бизнес- ин­кубаторы, производственно-технологические и учебные центры, страховые ком­пании, кредитные организации, которые оказывали различные услуги предприни­мателям.

Для претворения больших задач, стоящих перед экономикой каждой страны, необходимо обеспечивать эффективную систему государственной поддержки малого бизнеса. Необходимо ужесточить правовое регулирование взаимоотношений между производителями товаров и услуг и их потребителями. В цивилизованном рынке не должно быть места недобросовестному предпринимательству.

В третьей главе сформулированы основные проблемы частного бизнеса в нашей стране: налоги, законодательство, инфляция, экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит, трудности получения кредита и высокая кредитная ставка, неплатежеспособность партнеров, клиентов, несовершенство банковской системы, политическая ситуация, бюрократия, недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей коррупция, взятки, недостаток материальной базы, финансовая политика государства, действия Центрального банка России, сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; большая, громоздкая отчетность; нет льгот, рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого в особенности.

Большое влияние на развитие малого бизнеса оказал мировой финансовый кризис, который также стал причиной замедления темпов роста экономики России в целом. Согласно оценке Центробанка России, промышленное производство в России в декабре 2008 года сократилось на 10,3 процента в годовом исчислении.

Однако, не смотря на все явные недостатки в развитии малого предпринимательства, в последние годы в России наметилась положительная тенденция в его развитии. В качестве позитивной тенденции можно указать на создание частными структурами механизмов финансирования малого бизнеса. Многие крупные российские компании уже имеют собственные программы финансирования поддержки малого бизнеса.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что со временем малое предпринимательство в России имеет все предпосылки к тому, чтобы в скором времени выйти на более высокий уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Береснева, А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики// Эко. – 2000. – №8. – С.25-32.

2. Борисов, С. Большая роль малого предпринимательства.// Человек и труд. – 2004. - №1. – С.37-39.

3. Глисин, Ф. Малые предприятия в условиях кризиса/Ф. Глисин.// Экономист. – 2009. - №7. – С.28-42.

4. Гонов, А. Инновационные процессы на малых и средних предприятиях/ А. Гонов.// Проблемы теории и практики управления. – 2009. – С.92-96.

5. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. – М., 2009. - С.23-30.

6. Егишянец, С. Мировой кризис и Россия// Финансист. - 2008. - № 10. - С.21-23.

7. Егишянец, С. Россия не готова к кризису// Финансист. - 2008. - № 34 (269). – С.18-24.

8. Емельянов, С. США; взаимодействие государства и малого бизнеса в сфере НИОКР и передачи технологий/ С. Емельянов, А. Белинский// Человек и труд. – 2009. - №4. – С.53-55.

9. Загнеева, С. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего бизнеса/ С. Загнеева, Е. Романова// Инвестиции в России. – 2004. - №4. – С.8-13.

10. Карпов, С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист. - 2009. - № 1. - С.11-13.

11. Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. – Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2005. – Вып. 8. – С. 148-152.

12. Красавина, С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. - 2007. - № 6. - С.11.

13. Круглов, В.Н. Региональный опыт развития сферы малого бизнеса/ В.Н. Круглов// Финансы и кредит. – 2009. - №14. – С.83-88.

14. Кудрин, Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы. - 2008. - № 10. - С.21.

15. Лебедева, А. США: государство и малый бизнес/ А. Лебедева// Человек и труд. – 2009, 2008 - №3, 12– С.13, 49-52.

16. Малому бизнесу – поддержку государства// Аудитор. – 2009. - №7. – С.7-10.

17. Ореховский, П. Малое и среднее предпринимательство в России / П. Ореховский, В. Миронин// Общество и экономика. – 2005. - №12. – С.49-85.

18. Орлов, А. Перспективы развития малого бизнеса в России// Вопросы экономики. – 2002. - №7. – С.119-126.

19. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М., 2007. - С.58-66.

20. Предпринимательство: учебник для вузов / М. Г. Лапуста, [и др.]. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С.86-87.

21. Российский статистический Ежегодник 2008, М:. Росгостат 2009.-С.153-164.

22. Сидорчук, Р.Р. Некоторые проблемы малого бизнеса// Эко. – 2009. – №1. – С.174-187.

23. Симонов, А.В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть. - 2009. - № 2. - С.11-12.

24. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.

25. Шепеленко, Г. И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г.И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2005. – 205 с.

26. Шулятьева, Н. А. Малый бизнес в условиях рынка// Деньги и кредит. – 2008. - № 9. - С.22-27.

27. Щетинин, О. Развитие малого бизнеса в России. - М.: Сфера, 2008. - С.5-12.

28. Юрков, С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах. - 2006. - №9. - С.109.

29. Яруняк, Н.В. Малый и средний бизнес: особенности функционирования / Н.В. Яруняк// Экономика здравоохранения. – 2010. - №11-12. – С.64-68.

30. ЕЖЕГОДНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ БИЗНЕС-ЛИДЕРОВ «ИННОВАЦИИ ДЛЯ БИЗНЕСА»/ Бизнес-инкубаторы -  http://www.spbinno.ru/infrastruktura/biznes-inkubatory/

31.Академия менеджмента и рынка (АМИР) / Академия / Морозовский проект -

http://www.amir.ru/dynamic.asp

32.Институт современного развития 2008 - 2011/ Государственная программа «Российские Технопарки» - http://www.insor-russia.ru/ru/node/285

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Таблица 1 - Число малых предприятий по видам экономической деятельности

 

 

2005

2006

2007

 

Тыс.

В процентах к итогу

Тыс.

В процентах к итогу

Тыс.

В процентах к итогу

Всего

979,3

100

1032,8

100

1137,4

100

из них по видам экономической деятельности:

 

 

 

 

 

 

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

26,8

2,7

28,9

2,8

29,4

2,6

рыболовство, рыбоводство

2,2

0,2

2,4

0,2

2,5

0,2

добыча полезных ископаемых

3,6

0,4

4,1

0,4

4,5

0,4

обрабатывающие производства

120,0

12,3

123,4

12,0

128,6

11,3

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2,9

0,3

4,1

0,4

4,9

0,4

строительство

109,3

11,2

117,1

11,3

130,7

11,5

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

448,8

45,8

464,6

45,0

510,6

44,9

гостиницы и рестораны

19,9

2,0

20,8

2,0

29,7

2,6

транспорт и связь

44,3

4,5

50,3

4,9

57,3

5,0

из них связь

6,3

0,6

7,1

0,7

7,8

0,7

финансовая деятельность

12,5

1,3

14,7

1,4

16,1

1,4

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

151,9

15,5

163,3

15,8

181,3

15,9

образование

2,7

0,3

2,7

0,3

2,7

0,2

здравоохранение и предоставление социальных услуг

10,5

1,1

10,8

1,0

11,6

1,0

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

23,6

2,4

25,3

2,4

27,2

2,4

Информация о работе Малый бизнес и его место в рыночной экономике