Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:56, реферат
За годы проведения налоговой реформы накоплен материал для анализа действующей налоговой системы, ее влияния на деятельность малых предприятий, а также определены принципы и тенденции мировой практики налогообложения, которые следует учесть в российской налоговой системе. В настоящее время предпринимаются попытки, используя налоговый механизм, воздействовать на повышение предпринимательской активности, рост инвестиций. Однако налоговая политика все еще характеризуется недостаточной гибкостью, сложной системой налогов, высокой налоговой нагрузкой, низкой собираемостью налогов.
Введение
В условиях рыночной экономики в России особое значение приобретает сферы малого предпринимательства, выступающая одним из наиболее эффективно работающих секторов хозяйственной жизни, в котором заняты миллионы российских граждан. Система налогообложения, применяемая государством в отношении малого предпринимательства, в значительной степени определяет возможности развития этой сферы, влияет на инвестиционную активность, производство товаров и услуг, занятость населения в малом предпринимательстве.
Вопросы изменения налоговой
политики в отношении малых предприятий,
установления оптимального уровня налогового
изъятия, перечня и содержания налогов,
налоговых льгот, при которых
достигается оптимальное
За годы проведения налоговой реформы накоплен материал для анализа действующей налоговой системы, ее влияния на деятельность малых предприятий, а также определены принципы и тенденции мировой практики налогообложения, которые следует учесть в российской налоговой системе. В настоящее время предпринимаются попытки, используя налоговый механизм, воздействовать на повышение предпринимательской активности, рост инвестиций. Однако налоговая политика все еще характеризуется недостаточной гибкостью, сложной системой налогов, высокой налоговой нагрузкой, низкой собираемостью налогов.
Действующая система
налогообложения малых
Налоговые недоимки по налогу на прибыль и НДС свидетельствуют о необходимости снижения налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства. Несбалансированность и нестабильность налоговой системы во многом обусловлены отсутствием четкой долгосрочной концепции в области налогов.
Целью данной работы является рассмотрение малого бизнеса как объекта налоговой политики государства.
1. Малый бизнес как объект налоговой политики государства. Общая система налогообложения
В каждом современном
обществе малый бизнес выступает
в качестве неотъемлемой основы его
экономики. Выполняя целый комплекс
социально-экономических
С 1 января 2008 года вступили
в силу основные положения нового
Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года
№ 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации», создающий новые
правовые основы развития малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации.
Современная государственная политика
признает малое предпринимательство важнейшим
элементом выхода страны из кризиса и
стремится
оптимизировать реализацию целей в области
развития малого
предпринимательства.
Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.
Российским законодательством установлены два вида налоговых режимов1:
Специальные режимы налогообложения – особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения бухгалтерского учёта. При применении общего режима налогообложения налоги уплачиваются в общем порядке, использование специальных режимов заменяет уплату нескольких основных налогов уплатой единого налога, размер которого рассчитывается в упрощенном порядке. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке. При применении специальных режимов уплата налога на прибыль (для организаций), налога на доходы физических лиц (для предпринимателей), НДС, налога на имущество, как правило, заменяется уплатой единого налога.
В соответствии со статьей 18 НК РФ в данный момент в Российской Федерации установлены следующие специальные налоговые режимы:
Указанные режимы налогообложения могут применяться как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Исключение составляет упрощенная система налогообложения на основе патента, применяемая только индивидуальными предпринимателями.
Выбор любого из налоговых режимов (кроме обязательного к применению для некоторых видов деятельности единого налога на вмененный доход) является добровольным.
Все специальные налоговые
режимы имеют установленные
Для перехода на специальный режим налогообложения необходимо в установленные Налоговым кодексом сроки подать в территориальный налоговый орган соответствующее заявление.
Если организация не определилась с возможностью применения какого-либо из специальных налоговых режимов (за исключением ЕНВД), то «по умолчанию» должна осуществлять налогообложение своей предпринимательской деятельности в соответствии с общим режимом.
Общая система налогообложения
(ОСН) является основным налоговым режимом
для юридических лиц и
При применении общей
системы налогообложения
Таблица 1 – Ставки основных налогов
Налог |
Налогооблагаемая база |
Ставка, % |
Нормативный документ, регламентирующий порядок исчисления налога |
НДС |
Добавленная стоимость |
0, 10, 18 |
Гл. 21 НК РФ |
Налог на прибыль |
Прибыль организации |
15,5 - 20 |
Гл. 25 НК РФ |
НДФЛ |
Начисленная оплата труда (для ИП доходы от предпринимательской деятельности) |
13 |
Гл. 23 НК РФ |
Страховые взносы во внебюджетные фонды РФ (пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования) |
Начисленная оплата труда для наемных работников, для ИП стоимость страхового года |
от 14 до 34 |
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ |
Взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний |
Начисленная оплата труда, вознаграждения, выплачиваемые по гражданско-правовым договорам |
от 0,2 до 8,5 |
Федеральный закон от 22.12. 2005 г. № 179-ФЗ, Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 331-ФЗ, Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.12.2006 № 857 |
Налог на имущество |
Имущество |
0,55 - 2,2 для ЮЛ; от 0,1 до 1 для ИП |
Гл. 30 НК РФ, Закон ЗФ №2003-1 от 09.12.1991 |
Земельный налог |
Кадастровая стоимость земли |
0т 0,15 до 1,5 |
Гл. 31 НК РФ |
Транспортный налог |
Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя или единицу транспортного средства |
Гл. 28 НК РФ, Федеральный закон №307-ФЗ от 27.11.2010 |
Кроме того, при ведении
соответствующих видов
Земельный налог и налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес – к региональным налогам, все остальные - федеральные налоги.
Большинство малых и средних предпринимателей работают, применяя следующие системы налогообложения:
- система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (около 56% предпринимателей);
- упрощенная система налогообложения (около 35%);
- общая система налогообложения (около 8%);
- упрощенная система налогообложения на основе патента (1,5%).
Добровольно можно выбрать только упрощенную систему налогообложения или общую систему, так как применение ЕНВД обязательно в случае принятия нормативного правового акта представительным органом местного самоуправления, а также органами городов федерального значения.
Если планируется ведение крупного бизнеса с высоким уровнем доходности, то придется остановиться на общей системе налогообложения, поскольку для ее применения нет никаких критериев ограничений.
Если планируется некрупный бизнес, то существует возможность работать на упрощенной системе налогообложения3.
2. Направления развития системы налогообложения малого бизнеса в РФ
Развитие малого и среднего предпринимательства в значительной степени зависит от реализуемой в стране политики его налогообложения. Налоговая система, как важнейший экономический регулятор, играет ключевую роль в формировании структуры малого и среднего бизнеса, в том числе, за счет системы налоговых стимулов.
За последние пятнадцать лет российская налоговая система претерпела ряд серьезных изменений. Несомненно, позитивно на развитии малого и среднего предпринимательства сказалось введение специальных режимов налогообложения (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельхозналог).
Снижение ряда налогов также
положительным образом
Были отменены также авансовые платежи по налогу на прибыль, которые ранее рассчитывались на основании данных о деятельности компаний в предшествующий период. Теперь налог уплачивается, исходя из фактически полученной прибыли.
Изменилась налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения (статья 346.20 части второй Налогового кодекса РФ). Ранее она была фиксированной и составляла 15%. С приятием Федерального закона № 224-ФЗ от 26.11.2008 у регионов появилось право своими законами устанавливать дифференцированные ставки этого налога в пределах от 5 до 15%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка дифференцируется в зависимости от вида бизнеса и других объективных показателей.
В то же время, совокупная налоговая нагрузка на бизнес в России по-прежнему остается высокой. По прогнозам Министерства финансов РФ, в 2011 году она увеличится на 2,3% по сравнению с уровнем 2010 года. По разным оценкам, в настоящее время субъекты малого и среднего предпринимательства тратят на налоги в среднем от 10 до 30% от дохода, а если учесть что расходы на заработную плату сотрудникам, аренду помещения, ведение бухгалтерского учета могут достигать на предприятии до 80%, то на развитие бизнеса средств практически не остается. Это во многом является причиной популярности различных схем ухода от налогов, в том числе «зарплат в конвертах».
Совершенствование налогового законодательства реально отстает от проблем, с которыми сталкиваются предприниматели на практике. Налоговой системе России присуща нестабильность, сложность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения. Постоянное «латание дыр» в налоговом законодательстве приводит к фрагментарности и разрозненности налоговой системы в целом. По этой причине постоянно растут издержки на налоговое администрирование и ведение предпринимателями бухгалтерского учёта. Это входит в противоречие со статьей 3 части первой Налогового кодекса РФ, в которой четко записано: «Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить».
Необходимо констатировать также, что в современной российской налоговой системе по-прежнему преобладает фискальная направленность при значительно заниженной регулирующей функции. Недостаточно используются налоговые механизмы, направленные на стимулирование инвестиционной и инновационной активности предпринимательства, расширения производства4.