Малый бизнес в рыночной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:56, реферат

Краткое описание

За годы проведения налоговой реформы накоплен материал для анализа действующей налоговой системы, ее влияния на деятельность малых предприятий, а также определены принципы и тенденции мировой практики налогообложения, которые следует учесть в российской налоговой системе. В настоящее время предпринимаются попытки, используя налоговый механизм, воздействовать на повышение предпринимательской активности, рост инвестиций. Однако налоговая политика все еще характеризуется недостаточной гибкостью, сложной системой налогов, высокой налоговой нагрузкой, низкой собираемостью налогов.

Файлы: 1 файл

Малый бизнес в рыночной среде.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Одним из ключевых событий реформирования налогового законодательства в 2009 году стало принятие Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах  в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Данный закон с 1 января 2010 года отменил уплату единого социального  налога, заменив его на обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды. Это вызвало серьезную обеспокоенность предпринимателей, поскольку финансовая нагрузка на предприятия малого и среднего бизнеса существенно увеличивается. Совокупный тариф страховых взносов с 1 января 2011 года составит 34%. По расчетам экспертов, для предпринимателей, применяющих, специальные налоговые режимы в виде упрощенной системы налогообложения и единый налог на вмененный доход, финансовая нагрузка единовременно возрастет в 2,4 раза. Этот может стать непосильным бременем для малого и среднего бизнеса.

Полномочия по контролю за обязательными страховыми платежами  переданы органам внебюджетных фондов. Они получили широкие возможности по контролю (камеральные и выездные проверки), правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов. При этом административная (уголовная) ответственность за возможные злоупотребления при таком контроле законодательно не установлена. Это может привести к росту административного давления на бизнес.

По мнению экспертов, резкое единовременное увеличение тарифов  страховых взносов не только не увеличит поступления во внебюджетные фонды, но и может существенно сократить их, поскольку большое количество малых и средних предприятий уйдет «в тень», оказавшись не в состоянии обеспечить рентабельность бизнеса.

Согласно "Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", в качестве временной меры на период 2012-2013 годов будет снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 567 тыс. рублей в 2013 году, а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10%5.

Министерством Финансов Российской Федерации разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в ст.18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Законопроектом предлагается постепенное сокращение применения единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и его полная отмена в 2014 году. Предполагается, что уже с 2012 года возможность применения ЕНВД останется лишь у компаний, численность сотрудников которых не превышает 50 человек для розничной торговли и общественного питания и 100 человек – для других видов деятельности. Законопроект изменяет перечень видов деятельности, для которых возможно применение ЕНВД в переходный период (до 2014 года). В частности, исключается розничная торговля и общественное питание в торговых залах.

В части положений  о применении упрощенной системы  налогообложения (УСН) на основе патента Законопроект предлагает передать регулирование соответствующей сферы, в том числе принятие решения о введении УСН на основе патента, на уровень субъекта Российской Федерации. Налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В соответствии с Законопроектом «коридор» регулирования базовой доходности может увеличиваться по усмотрению субъекта РФ от 100 до 500 тысяч рублей. Важной новацией Законопроекта является норма о действии патента на территории всего субъекта РФ, а не отдельно взятого муниципального образования.

Законопроект содержит 46 видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может  быть введена патентная система  налогообложения. На систему патента  предлагается перевести, в том числе, розничную торговлю (без торговых залов) и общественное питание (без торговых залов).

Законопроект вызвал резкую критику со стороны бизнес-сообщества. Наиболее серьёзную обеспокоенность  у предпринимателей вызывает полная отмена ЕНВД в 2014 году. Никаких статистических показателей и анализа экономического эффекта от такого нововведения Министерством финансов РФ не приводится.

Предприниматели обеспокоены  тем, что, лишившись возможности  применять ЕНВД, они не подпадут и под требования по переходу на УСН по предельной величине годового дохода налогоплательщика (60 млн. рублей) и (или) средней численности работников (100 человек). А это значит, что они будут вынуждены перейти на общую систему налогообложения, что увеличит их налоговую нагрузку.

Большинство предпринимателей считают, что в существующем виде Законопроект принимать нельзя. Необходимо оставить ЕНВД, одновременно сделав его применение добровольным. Необходимо также существенно расширить практику применения УСН на основе патента.

Экспертами отмечаются и положительные стороны Законопроекта. В частности предложение о внесении изменений в Федеральный закон № 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», направленные на освобождение плательщиков УСН на основе патента от обязанности применения контрольно-кассовой техники.

Применение упрощенной системы налогообложения (глава 26.2 части второй Налогового кодекса  РФ) предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Как уже отмечалось ранее, с 1 января 2009 года по упрощенной системе налогообложения для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В настоящее время  во многих субъектах РФ органы государственной  власти уже воспользовались этим правом и снизили указанную ставку. Среди них Кемеровская, Липецкая, Псковская, Брянская, Орловская области (с 15% до 5%), Ростовская область и республика Саха (Якутия) (с 15% до 10%).

16 декабря 2009 года в  Государственную Думу группой  депутатов фракции «Единая Россия»  был внесен проект федерального  закона №300880-5 «О внесении изменений в статью 346-20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», которым предлагается также с 1 января 2011 года предоставить субъектам РФ аналогичное право снижать налоговую ставку для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, в пределах с нынешних 6% до 2%. Снижение указанной ставки могло бы стать компенсацией организациям малого и среднего бизнеса роста нагрузки по выплате страховых взносов во внебюджетные фонды. Однако 8 июня 2010 года законопроект был снят с рассмотрения в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы.

Серьезную проблему для  предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения создает  ограничение верхней планки годового дохода предприятия. Это ограничение  препятствует развитию бизнеса, так как большинство предпринимателей после нескольких лет применения упрощенной системы налогообложения сталкиваются с серьезной проблемой возврата на общий режим налогообложения. В случае утраты права работать по «упрощенке» фирма должна будет восстановить данные бухучета за весь период работы по упрощенной системе, досдать налоговую и бухгалтерскую отчетность и доплатить налог на прибыль и пени. Нынешнее ограничение верхней планки годового дохода предприятия в 60 млн. рублей ограничивает активизацию экономической активности субъектов малого предпринимательства на современном этапе. В этой связи представляется целесообразным внести изменения в статьи 346.12 «Налогоплательщики» и 346.13 «Порядок и условия начала и прекращения упрощенной системы налогообложения» части второй Налогового кодекса РФ, увеличив предельную величину годового дохода налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, как минимум до 100 миллионов рублей. Это расширит сферу применения этот специального налогового режима и создаст дополнительные ресурсы для пополнения бюджетов6.

Таким образом, политика государства в области малого бизнеса должна быть направлена на создание налоговых льгот, улучшение качества принимаемых законов, удобство сервиса обслуживания налоговых ведомств, подготовку квалифицированных кадров. В совокупности с информационной поддержкой малого бизнеса данные изменения позволять значительной части предприятий выйти из сектора теневой экономики, наладить взаимоотношения и координировать действия с исполнительной и законодательной властью России.

Заключение

 

В каждом современном  обществе малый бизнес выступает  в качестве неотъемлемой основы его  экономики. Выполняя целый комплекс социально-экономических функций  малый бизнес вносит все больший вклад в развитие и укреплении общественных отношений.

С переходом к рыночным отношениям, развитие и функционирование частного сектора, в частности малого бизнеса, является важнейшим направлением политики органов государственной  власти и государственного управления. Уровень стабильного развития предпринимательства и укрепления рыночных отношений в обществе во многом зависит от государственной политики, определяющей те основы, которые и предопределяют перспективы функционирования частного предпринимательства.

С 1 января 2008 года вступили в силу основные положения нового Федерального закона  Российской Федерации  от 24 июля 2007 года № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» (далее –  Закон), создающий новые правовые основы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Современная государственная политика признает малое предпринимательство важнейшим элементом выхода страны из кризиса и стремится оптимизировать реализацию целей в области развития малого предпринимательства.

Вопреки законодательно установленной государственной  политике по развитию малого предпринимательства, множество факторов тормозит появление  и развитие субъектов малого предпринимательства, сильнейшие из которых это огромные издержки на открытие малого бизнеса и нынешняя политика банков, закрывающая доступ к кредитным средствам для очень многих предпринимателей.

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Акилова Е.В. Минимизация налоговых платежей и налоговое планирование // Налоги. - 2007. - N 42.
  2. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: научное издание / И.Т. Балабанов. – 2–е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 208 с.
  3. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2001. – 528с.
  4. Бухгалтерский и налоговый учет: пути сближения / Под ред. О.Н. Берг. - М.: "ГроссМедиа", "Росбух", 2010. - С. 176.
  5. Карягин, А.Э. Алгоритм выбора оптимального налогового режима субъекта малого бизнеса / А.Э. Карягин // Сборник Международной научно-практической конференции «Управление качеством и резервы экономического роста предприятий и организаций» (январь 2008 г., Пенза). с. 105-108
  6. Карягин, А.Э. Содержание налогового планирования в рамках налоговой деятельности предприятия./ А.Э. Карягин.// Проблемы экономики, финансов и управления производством. Межвузовский сборник научных трудов (двадцать первый выпуск). – Иваново: ИГХТУ, 2006, с.295-301
  7. Кохнович Р.Л. Малое и среднее предпринимательство как надежный и стабильный источник формирования бюджетов разных уровней // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - № 2 (414). – 2011г.
  8. Овчинникова Н.О. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов: Практическое пособие // Дашков и К. - 2008.
  9. Панченко Т.М. Отдельные хозяйственные операции: бухгалтерский учет и налогообложение. - М.: Налоговый вестник, 2009. - С. 320.
  10. Попков Д.В. Совершенствование схемы налогового планирования коммерческого предприятия // Налоги (журнал). - 2007. - N 5.
  11. Шестакова Е.В. Налоговое планирование. Теория и практические рекомендации с материалами судебной практики, СПС «Гарант», 2010.
  12. Ядрихинский С.А. Теоретические и прикладные аспекты налогового планирования // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2008. - N 3.
  13. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. – С-Пб.: «Питер», 2005. – 544 с.

1 Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. – С-Пб.: «Питер», 2005. – 544 с.

2 Бухгалтерский и налоговый учет: пути сближения / Под ред. О.Н. Берг. - М.: "ГроссМедиа", "Росбух", 2010. - С. 176.

3 Карягин, А.Э. Алгоритм выбора оптимального налогового режима субъекта малого бизнеса / А.Э. Карягин // Сборник Международной научно-практической конференции «Управление качеством и резервы экономического роста предприятий и организаций» (январь 2008 г., Пенза). с. 105-108

4 Ядрихинский С.А. Теоретические и прикладные аспекты налогового планирования // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2008. - N 3.

5 Кохнович Р.Л. Малое и среднее предпринимательство как надежный и стабильный источник формирования бюджетов разных уровней // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - № 2 (414). – 2011г.

6 Кохнович Р.Л. Малое и среднее предпринимательство как надежный и стабильный источник формирования бюджетов разных уровней // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - № 2 (414). – 2011г.


Информация о работе Малый бизнес в рыночной среде