Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 14:52, курсовая работа
После перехода к рыночной экономике в нашей стране стало активно развиваться предпринимательство. Появилась необходимость в формировании новых форм хозяйствования, а в частности предприятий малого бизнеса.
Малый бизнес занимает важную нишу в рыночных отношениях. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать
Введение 3
1 Сущность малого бизнеса 4
1.1 Понятие и критерии выделения малого бизнеса 4
1.2 История развития малого бизнеса 6
1.3 Особенности малого бизнеса 15
2 Анализ малого предпринимательства в экономики России 17
2.1 Поддержка малого бизнеса со стороны государства 17
2.2 Роль малого бизнеса в экономике страны 20
3 Перспективы развития малого бизнеса 23
Заключение 25
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Высшая школа бизнеса
Факультет финансов статистики и предпринимательства
КУРСОВАЯ РАБОТА
РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОСИИ
Минасян Хачик Самвелович
канд. экон. наук, доцент
________Н. И. Гульбина
подпись
«_____»__________2014 г.
Студент группы № 22335
_________ Х. С. Минасян
подпись
Томск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Сущность малого бизнеса 4
1.1 Понятие и критерии выделения малого бизнеса 4
1.2 История развития малого бизнеса 6
1.3 Особенности малого бизнеса 15
2 Анализ малого предпринимательства в экономики России 17
2.1 Поддержка малого бизнеса со стороны государства 17
2.2 Роль малого бизнеса в экономике страны 20
3 Перспективы развития малого бизнеса 23
Заключение 25
Список использованной литературы 27
ВВЕДЕНИЕ
После перехода к рыночной экономике в нашей стране стало активно развиваться предпринимательство. Появилась необходимость в формировании новых форм хозяйствования, а в частности предприятий малого бизнеса.
Малый бизнес занимает важную нишу в рыночных отношениях. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать
Безусловно, он нуждается в стимулировании и поддержке со стороны государства. Для этого существует нормативная база, состоящая из большого количества законов, постановлений и других нормативно-правовых актов на уровне федерации, субъекта федерации и органов местного самоуправления.
Темой моей курсовой работы является роль и значение малого бизнеса в экономики России. Но, для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, в чем суть малого бизнеса, какая у него история, а так же рассмотреть элементы, из которых он состоит.
Я считаю эту тему очень острой и актуальной. На мой взгляд, значение данной сферы очень велико, ведь для динамичного роста экономики страны государству необходимо помогать в развитии как крупно бизнеса, так и малого.
В своей курсовой работе я постараюсь подробно изучить значение, роль малого бизнеса в современной экономике страны, понять тенденции и перспективы его развития.
1 Сущность малого бизнеса
1.1 Понятие и критерии выделения малого бизнеса
Все предприятия, которые являются частью национальной экономики, можно разделить на три группы: крупные, средние и малые предприятия.
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны, так как именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции.
Средние фирмы характеризуются меньшими объемами выпуска, но осуществляют свою деятельность только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности. Специализированная средняя фирма должна накопить познания в узкой области и идет на связанные с этим затраты, лишь будучи уверенной в том, что ее бизнес будет иметь перспективу. Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.
Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны.
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно небольшие фирмы образуют своеобразный фундамент, на котором строятся более высокие «этажи» хозяйства и который во многом определяет архитектуру всего здания экономики.
Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином.
Малый бизнес всячески способствует развитию цивилизованной рыночной экономики. В развитых странах около половины ВВП создается именно малыми предприятиями.
Цели, преследуемые малым бизнесом в целом:
6)значительные налоговые
отчисления в местные и
Малое предпринимательство представляет собой хозяйственную деятельность, которая ведется самостоятельно на свой страх и риск с целью получения прибыли. Ориентация, как правило, направлена на локальный рынок товаров и услуг.1
Области, в которых традиционно работает малый бизнес, - мелкое индивидуальное производство товаров, мелкая торговля, строительство, транспортировки, предоставление различного рода услуг. Малые предприятия, ведущие такую деятельность, получили широкое распространение и играют чрезвычайно важную роль в хозяйственной жизни регионов. Благоприятное влияние на такие типы малых и средних предприятий оказывают местные природные условия, традиции и сложившийся уклад экономической жизни региона, специализация и концентрация производства.
Данный вид предпринимательства легко адаптируется к изменяющимся условиям: мелкое производство проще и быстрее перестроить, обучить или переучить небольшое количество работников. Перспективы развития малого бизнеса напрямую связаны с ростом покупательной способности населения, а сдерживается оно тяжелым налоговым бременем, слабой законодательной базой государства. С изменением структуры потребностей населения происходит переориентация малого бизнеса.
Довольно большая часть малого и среднего бизнеса занимается оказанием услуг и поставкой комплектующих для крупных предприятий, что необходимо для здорового функционирования экономики. По мере улучшения экономической обстановки, интенсификации научно-технического прогресса масштабы малого предпринимательства будут расти.
В условиях углубления специализации и диверсификации производства, расширения номенклатуры выпускаемых изделий малые и средние предприятия быстро осваивают выпуск мелкосерийной и уникальной продукции, осуществляют производство новых моделей и модифицируют уже существующие товары.
Таким образом, чем выше степень развития малого бизнеса, тем полнее используются предпринимательские ресурсы. Неразвитость малого бизнеса обедняет нацию, приводит к снижению ее предпринимательского потенциала.
1.2 История развития малого бизнеса
Возрождение предпринимательской деятельности в России и бывших социалистических странах – уникальное социальное, политическое и экономическое явление. Уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки жестко централизованной плановой системы.
Становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории России можно условно разделить на следующие этапы:
Первый этап: 1992-1994 гг.
Этот этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. В начале этого этапа наблюдался процесс массового учредительства малых предприятий (в сфере науки и научно-технического обслуживания число малых предприятий возросло в 3 раза, в сельском хозяйстве - в 3,1 раза, в материально-техническом снабжении - в 2,9 раза, в сфере образования - в 2,8), доля малых предприятий в сфере материального производства в общей структуре отечественного малого предпринимательства резко сократилась.2
Количественный рост малых предприятий характеризуется следующими показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий, 1993 - 865 тыс., 1994 - 896,6 тыс.3 В этот период утверждается Комитет по развитию кредитных союзов (октябрь1992 года). Кредитные союзы как система крупных, средних и мелких кредитных союзов — традиционная форма предоставления пайщикам финансовых услуг.
Этот период совпал с массовой (ваучерной приватизацией, которая в целом для малого производства имела скорее негативные последствия. Период чековой приватизации (1992 - 1994 гг.) привел к созданию командного номенклатурного капитализма». Это полностью отвечает интересам очень узкого круга лиц, при целенаправленном сокращении возможностей участия широких масс населения в формировании среднего класса частных собственников. Либерализация цен фактически полностью уничтожила накопленные средства и сбережения, что могло бы стать необходимым источником капитала для ведения собственного дела.
Необратимого и эффективного перелома в развитии малого бизнеса в этот противоречивый период не произошло. К концу 1994 г. начался спад в деятельности малых предприятий - многие научно-консультационные торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались. Не дало желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства. На федеральном уровне не была достаточно четко определена управленческая структура малого бизнеса. Функции поддержки малого бизнеса возлагались на Комитет по промышленной политике, который не в состоянии был охватить всего многообразия проблем, а также форм и видов малого предпринимательства.
Еще одной отличительной чертой этого этапа является рождение массы различных структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр. Планировалось, что главная функция этих фондов должна заключаться не в том, чтобы раздавать деньги, а в том, чтобы привлекать средства - и не только российских, но и иностранных партнеров. Фондам дается самостоятельность в выработке механизма привлечения этих средств. Фонды поддержки призваны создавать инфраструктуру - благоприятные условия для развития малого предпринимательства, такие условия, при которых оно будет доходным, выгодным, стабильным вне зависимости от каких-то конъюнктурных внешних факторов и условий. В начале 1994 г. создается Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (утвержденный Правительством РФ).
В ноябре 1994 г. была учреждена Российская ассоциация развития малого предпринимательства (РАРМП).
В 1993 г. свою программу поддержки частного предпринимательства предлагает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Для этой программы создается специальный Фонд поддержки, сумма которого определяется в размере 300 млн. долларов США. Фонд активно начинает финансировать как в столице, так и в регионах. Например, в 1994 г. Кузбассоцбанк через Томский филиал успешно реализовал первый этап программы по кредитованию микробизнеса в объеме 200 тыс. долларов.