Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:44, курсовая работа
Малый бизнес в рыночной экономике создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ. Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса 4
1.2 Этапы развития малого бизнеса 6
1.3 Значение малого бизнеса в экономике 14
2 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 16
2.1 Экономическая, социальная и политическая роль малого бизнеса в экономике России 16
2.2 Факторы и особенности рисков малого бизнеса в России 19
2.3 Состояние малого бизнеса в современной России и влияние на него кризисных явлений 21
2.4 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) в г. Миассе
Факультет «Экономика, управление, право»
Кафедра «Финансы и финансовое право»
Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика»
ЮУрГУ – 080100.2013.194.ПЗ КР
Руководитель, доцент
А.С. Кондратьев
2013 г.
Автор работы
Студент группы 194
______ ___ Е.Л.Ларринага
2013 г.
Работа защищена
с оценкой (прописью, цифрой)
2013 г.
Миасс 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса 4
1.2 Этапы развития малого бизнеса
1.3 Значение малого бизнеса в экономике 14
2 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 16
2.1 Экономическая, социальная и
политическая роль малого
2.2 Факторы и особенности рисков малого бизнеса в России 19
2.3 Состояние малого бизнеса
в современной России и
2.4 Государственная поддержка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
ВВЕДЕНИЕ
Малый бизнес в рыночной экономике создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Целью курсовой работы является изучение малого бизнеса и выявление его роли в рыночной экономике.
Для раскрытия цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть
историю российского
- ознакомится с сущностью и субъектами малого бизнеса,
- определить
критерии выделения малых
- охарактеризовать
малое предпринимательство в
России на современном этапе
его развития, выявить его специфические
особенности и обозначить
- а также раскрыть политику государства в области поддержки малого и среднего бизнеса.
1
РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса
Понимание необходимости развития малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.
В современных условиях малое предпринимательство (МП) относится к числу необходимых элементов рыночной экономики, поскольку этот сектор включается в структуру современной модели рыночно-конкурентного хозяйства и оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта (ВВП).
Во всех индустриально развитых странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций.
Становление МП в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.
О значительном потенциале малого бизнеса свидетельствует тот факт, что за годы реформ — с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. — это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.
В
самом общем виде под малым
предпринимательством
В одном из учебников по бизнесу дается и такое определение: «бизнес-это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства и оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций»1. Бизнес в небольших масштабах называется малым.
В юридической и экономической литературе дается множество определений МП или малого бизнеса, затрагивающих различные аспекты данного явления. Наибольший интерес представляет определение термина «малое предпринимательство», данное так называемой комиссией Боултона, которая указывает три основных признака малого предприятия:
- небольшой
рынок сбыта, не позволяющий фирме
оказывать значительное
- правовая
независимость — предприятие
управляется не через
- персонифицированное
управление, предполагающее, что собственник
или партнеры-собственники
Изучение и анализ состояния и развития малого бизнеса в современных условиях предполагают в первую очередь рассмотрение критериев отнесения предприятий к малым. На сегодняшний день в мире не выработано единого подхода, позволяющего относить предприятия к малым или средним. В одних государствах применяется весь спектр критериев в целом, в других только его составляющие.
В Европе, Северной Америке и РФ данные критерии достаточно различны, но их объединяет общая основа: форма собственности, объем оборота, число занятых работников, объем произведенной продукции, выручка от реализации произведенных товаров и оказанных услуг и др.
В Европейском союзе (ЕС) существует следующая классификация микро, малых и средних предприятий:
- численность работающих человек — от 10 до 250;
- величина годового оборота — 740 млн евро;
- величина балансовой стоимости активов — 527 млн евро.
В соответствии с приведенной классификацией ЕС малые предприятия должны отвечать двум критериям: критерию численности и одному из двух финансовых критериев, а также быть экономически независимыми.
В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» лимитируются доля участия других лиц, численность работников и выручка организации. К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
- доля
участия РФ, субъектов РФ, муниципальных
образований, иностранных граждан,
общественных и религиозных
- доля
участия других юридических
- средняя
численность занятых за
- предельные выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
микро предприятия — 60 млн руб.;
малые предприятия — 400 млн руб.;
средние предприятия — 1000 млн руб.
«Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем по стране, региону объему деятельности, являющейся профильной для предприятия. Об этой доле можно судить по стоимости создаваемой и реализуемой продукции, работ и услуг»2.
Нормативное закрепление термин «малое предприятие» впервые получил в Законе СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-1 «О предприятиях в СССР»3. В нем указывалось, что предприятие может быть отнесено к малым независимо от форм собственности в соответствии с численностью его работников и объемом хозяйственного оборота.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием — численности работников либо размера выручки от реализации произведенных товаров либо оказанных услуг. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если численность работников или размер выручки держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Применение различных критериев отнесения предприятий к малым в России обусловлено различными целями. Так, одни из них направлены на право применения упрощенной системы налогообложения, другие — на право применения единого налога на вмененный доход, третьи — на освобождение от уплаты НДС, четвертые — на получение субсидиарной помощи от государства. Современное правительство России отводит малому предпринимательству большую роль в экономической политике государства, что является основанием для применения единого подхода отнесения предприятий к малому бизнесу независимо от цели, будь то налогообложение, статистические наблюдения или определение роли малого бизнеса в общей массе ВВП.
1.2 Этапы развития малого бизнеса.
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем, количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
Расширение масштабов и изменение структуры малого предпринимательства потребовало внесения изменений в его законодательную базу, устанавливающую такие статусы принятых в международной практике понятий, как микро фирма (до 10-15 занятых), малое предприятие (от 15 до 100 занятых), среднее предприятие (от 100 до 500 занятых).
В российской истории малого бизнеса можно выделить следующие этапы:
Первый этап (1985-1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике