Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:44, курсовая работа
Малый бизнес в рыночной экономике создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ. Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса 4
1.2 Этапы развития малого бизнеса 6
1.3 Значение малого бизнеса в экономике 14
2 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 16
2.1 Экономическая, социальная и политическая роль малого бизнеса в экономике России 16
2.2 Факторы и особенности рисков малого бизнеса в России 19
2.3 Состояние малого бизнеса в современной России и влияние на него кризисных явлений 21
2.4 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
2.4 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса
Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы), В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.
Надо отметить, что российские банки выдают небольшие кредиты малому бизнесу под высокие проценты, чем крупным предприятиям. Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса – большой риск кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, плюс к этому низкая капитализация существенно увеличивают риск не возврата кредита. Предприятия малого бизнеса нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и в другой помощи.
Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионное фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.
Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение госзаказом (теперь не менее 15% государственных заказов в обязательном порядке размещаются на малые предприятия. Смысл в следующем: генеральный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15% общего заказа разместить на малом предприятии в соответствии с договором), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.
А также существуют следующие федеральные программы поддержки малого и среднего предпринимательства:
К поддержке малого предпринимательства можно отнести изменение в нологооблажении. Льготное налогообложение малого бизнеса является приоритетным направлением государственной поддержки. В настоящее время в России основными налоговыми режимами для субъектов малого бизнеса являются: единый налог на вменённый доход (ЕНВД), упрощённая система налогообложения (УСН). Кроме того, в 2012 году предприниматели могли перейти на уплату УСН на основе патента. С 2013 года вместо патентной «упрощёнки» введена самостоятельная патентная система налогообложения.
Патентная система налогообложения для малого бизнеса станет более привлекательной и заменит действующую УСН на основе патента. Применять этот режим могут только индивидуальные предприниматели. В 2012 году на патенте по УСН налогообложение ограничивалось уплатой стоимости патента. В 2013 году на патентной системе уплата налогов также заменяется уплатой стоимости патента. Она рассчитывается по ставке 6% от возможного годового дохода.
Порядок уплаты стоимости патента отличается от налогообложения субъектов малого предпринимательства на других режимах. Уплатить нужно лишь стоимость патента. Если патент приобретается на срок менее 6 месяцев, тогда полную стоимость следует перечислить не позднее 25 календарных дней после начала действия патента. В случае если патент получен на срок от 6 месяцев до календарного года, то одна треть суммы уплачивается не позднее 25 календарных дней после начала действия патента; две трети – не позднее 30 календарных дней до дня окончания действия патента. Важное изменение: стоимость патента в 2013 году нельзя уменьшить на уплаченные страховые взносы на обязательное страхование.
Ещё одно изменение, которое коснулось налогообложения малого предпринимательства в 2013 году: применение ЕНВД не будет обязательным. В 2012 году субъекты малого бизнеса обязаны были платить ЕНВД, если в регионе, где осуществляется деятельность, был введён режим ЕНВД. В 2013 году переход на ЕНВД добровольный.
Изменится также порядок расчёта «вменённого» налога, если деятельность осуществлялась неполный календарный месяц. С 2013 года расчёт налога осуществляется с даты постановки на учёт, исходя из фактического количества дней, отработанных в данном месяце. Следующим важным изменением является то, что для расчёта предельного количества работников (их число не должно превышать 100 человек) надо будет использовать не среднесписочную, а среднюю численность.
На УСН налогообложение предприятий малого бизнеса ограничивается уплатой единого налога по УСН. Для предпринимателей «упрощённый» налог заменяет уплату НДС, НДФЛ, налога на имущество физлиц (в отношении имущества, используемого в деятельности).
Изменены сроки подачи уведомлений о переходе на УСН. Уведомление для перехода на УСН с 2013 года следует подать не позднее 31 декабря 2012 года (а не 30 ноября, как было ранее). Вновь зарегистрированные субъекты малого бизнеса могут применять УСН с даты регистрации. В 2012 году нужно было успеть сообщить в инспекцию о переходе на УСН в течение 5 дней. С 2013 года срок подачи уведомления о переходе увеличен до 30 календарных дней с даты постановки на учёт. Если уведомление не будет представлено в установленный срок, налогоплательщик лишается права применять УСН.
Но ко всему вышесказанному стоит добавить, что в 2013году предприниматели (ИП) закрываются в массовом порядке из-за повышения страховых взносов. С 2013 года выросли страховые взносы ИП до почти 36 тысяч рублей в год.
Напомню, что в 2012 году этот платеж составлял всего около 17,2 тысяч рублей. То есть этот платеж вырос более чем на 105% за один день.
Особенно пострадали предприниматели из небольших городов. У них просто нет достаточного спроса в городе на товары и услуги, чтобы сделать достаточную выручку. У многих людей годовой доход там составляет 50-80 тысяч рублей. Естественно, что для них 36 тысяч в год - это катастрофа.
Основная претензия многих к законоадателям - слишком резко подняли налоги. Это как стоимость обучения в одном местном вузе. Вчера это стоило 30 тысяч рублей, а сегодня 70-100 тысяч рублей.
В малых городах в отделах ФНС стоят очереди на закрытие ИП. Люди всерьёз думают уходить в тень. И это не очень хорошо, т.к. в России и так высок теневой сектор.12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы были изучены особенности малого бизнеса и определена его роль в рыночной экономике. А также раскрыты история российского предпринимательства, сущность и субъекты малого бизнеса.
Охарактеризовано малое предпринимательство в России на современном этапе развития, выявлены специфические особенности, обозначены наиболее острые проблемы Российского малого бизнеса. Рассмотрена политика государства в области поддержки малого и среднего бизнеса. Таким образом, цель работы достигнута, задачи - решены.
Малый бизнес может дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
Электронные источники
1 Чапек В.Н. Экономика организации малого предпринимательства. Ростов - на - Дону. 2004. С. 19
2 Архипов А.И. Экономический словарь/ Под ред. А.И. Архипова. М., 2009. С. 315
3 О предприятиях в СССР: Закон СССР от 04.06.1990 N 1529-1Утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Постановления ВС РСФСР от 25.12.1990 N 446-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 25. Ст. 460
4 Курс экономической теории: учебник/Под ред. М.Н. Чепурин, Е.А. Киселевой– 6 – е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2007. – с.14
5 Малый бизнес/ Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.- Табл.2007.- с. 59
6 Говоров Л.В. Большой шаг малого бизнеса //Юрист. 2007. N 32. С. 27-28
7 Литвак Е. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес // Финансовая газета. 2009. N 6. С. 38-39
8 Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы // Банковское кредитование. 2008. N 2. С. 24-25
Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике