Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:44, курсовая работа
Малый бизнес в рыночной экономике создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ. Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса 4
1.2 Этапы развития малого бизнеса 6
1.3 Значение малого бизнеса в экономике 14
2 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 16
2.1 Экономическая, социальная и политическая роль малого бизнеса в экономике России 16
2.2 Факторы и особенности рисков малого бизнеса в России 19
2.3 Состояние малого бизнеса в современной России и влияние на него кризисных явлений 21
2.4 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие различные оттенки. Так, он способствует развитию позитивных процессов в экономике, демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что в свою очередь приносит государству не только политические, но и экономические дивиденды. 8
Политическая
роль. Политическое влияние малого
бизнеса в различных странах
достаточно велико, поскольку эта
социальная группа давно стала
основой сформировавшегося
Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.
2.2 Факторы и особенности рисков малого бизнеса в России
В современных условиях осуществление предпринимательской деятельности сопряжено с большим количеством разнообразных рисков. Высокая степень риска вытекает из самой природы предпринимательства, которая определяется прежде всего инновационным компонентом. Предпринимательская деятельность относится к специфическому виду социального поведения, которое реализуется в системе рыночной неопределенности и риска. Предпринимательский риск - это, с одной стороны, возможная, вероятностная потеря ресурсов в процессе осуществления предпринимательской деятельности и недостижение ранее намеченных конечных результатов, а с другой - предпринимательский риск может проявляться и в получении большего по объему дохода, чем намечалось до осуществления определенных операций.
Рассматривая предпринимательство, необходимо отметить, что его функционирование происходит в определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую среду. Как интегрированная сложная система предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, как правило, не зависящую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно предпринимателями. Соответственно, факторы риска принято разделять на внешние и внутренние.
К внешним факторам риска относят: политические, социально-экономические, экологические и научно-технические факторы. Изменение факторов внешней среды приводит к возникновению внешних рисков, которые являются плохо прогнозируемыми и управляемыми. Возникновение внутренних рисков обусловлено деятельностью самого предпринимателя, следовательно, они поддаются воздействию различных мероприятий, снижающих риск. Избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но, зная источник возникновения рисков, предприниматель способен снизить их уровень, уменьшив действие неблагоприятных факторов. Анализ факторов риска предпринимательской деятельности должен проводиться на основе учета взаимоотношений как между внешними и внутренними факторами, так и соотношений целерациональных и иррациональных, непреднамеренных действий людей.
Риск сопутствует любой предпринимательской деятельности, но в сфере производства риск является наиболее вероятным по сравнению с любым другим видом деятельности. Это связано с тем, что производственная деятельность помимо воздействия внешних факторов риска испытывает влияние целого ряда внутренних факторов риска, связанных с производственными и социальными процессами. Особое значение проблема риска приобретает в малом предпринимательстве доказательством этому могут служить данные Московского комитета по статистике, показывающие распределение субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности, согласно которым в сфере производства занято не более 10% малых предприятий.9 А это значит, что малое предпринимательство в производственной сфере обладает определенными особенностями, увеличивающими риск. Следовательно, развитие малого предпринимательства в сфере производства напрямую зависит от умения грамотно оценивать возможные риски, выбирать оптимальные методы управления ими, находить эффективные формы для предупреждения или уменьшения последствий рисков. Современные технологии управления должны учитывать влияние рисков на деятельность предприятия, и первостепенной задачей руководителя является анализ риска, включающий исследование всех сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия, оценку уровня идентифицированных рисков и определение факторов, влияющих на планируемый результат.
Риски, возникающие в процессе деятельности малого предприятия, обладают рядом особенностей. Одной из особенностей рисков малых предприятий промышленности является взаимообусловленность причин их возникновения. Например, остановка оборудования влечет за собой порчу находящегося в нем продукта, при этом исключается возможность накопления промежуточных запасов незавершенного производства, что и приводит к увеличению потерь.
Малые предприятия обладают обычно небольшой производственной и складской площадью, что приводит к увеличению зависимости основного производства от вспомогательного, и риски вспомогательного производства увеличивают риски основного производства. Так, отсутствие на складе необходимого сырья и материалов может привести к возникновению не только риска неподготовленности вспомогательного процесса, но и повлечь за собой возникновение рисков остановки оборудования, нарушения технологического процесса или остановки производственного процесса.
Другой особенностью рисков малого предприятия является их ярко выраженная социальная обусловленность. Эта особенность связана с тем, что на малых предприятиях отсутствует многоуровневая организационная структура, преобладает комплексный характер деятельности работников и гибкая организация труда. С одной стороны, это является преимуществом, но с другой - резко возрастает зависимость предприятия от его работников и ключевых специалистов. От человека в конечном счете зависит эффективность производства и качество выпускаемой продукции.
Еще большую роль играет человеческий фактор в деятельности малого предприятия, где общее количество работников ограниченно и функции каждого работника значительно расширены. Отношение к предприятию проявляется прежде всего как отношение к труду, эмпирическим показателем которого является удовлетворенность трудом. Переменная «удовлетворенность трудом» представляет собой сложный комплекс восприятий и оценок различных факторов. Одной из характеристик удовлетворенности трудом в ходе исследования была выбрана степень удовлетворенности работой работников малых предприятий. По данным исследования, удовлетворенность работой испытывают 31% респондентов, неудовлетворенность - 46,9%, и затрудняются определить свое отношение к работе 22%.
Если организация не удовлетворяет требованиям, которые к ней предъявляет работник, то это приводит к поискам новых условий, новых организаций, в которых возможно такое удовлетворение. Исследование показало, что более одного года на малых предприятиях работают 37,5% респондентов, а остальные 62,5% работают меньше года, причем половина из них - менее шести месяцев.10 Следовательно, на малых предприятиях наблюдается высокая текучесть кадров. Текучесть кадров - это сложное социальное явление, отрицательно влияющее на деятельность предприятия. При высокой сменяемости кадров ухудшается дисциплина труда, снижается уровень квалификации, ответственность за работу, что непосредственно влияет на возникновение рисков. Вероятность возникновения рисков увеличивается, когда работники являются более узкоспециализированными и им труднее найти замену.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что кадровое обеспечение является основным источником риска малых предприятий, значимость которого определяется тем, что его проявления возможны не только во внутренней организации, но и во внешнем взаимодействии - с партнерами, клиентами, конкурентами. Следовательно, такая особенность рисков малых предприятий требует от руководителей применения современных концепций управления.
2.3 Состояние малого бизнеса в современной России и влияние на него кризисных явлений
В России в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни сегодняшним потребностям экономики страны, ни тем более, завтрашним требованиям глобализирующегося мирового рынка. И, чтобы не остаться в роли вечно догоняющих, нам необходимо уже в самом ближайшем будущем устранить опасный перекос в сфере предпринимательства. Рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях явно не отражает их потенциала в формировании валового внутреннего продукта России. По-прежнему низкой остается доля малых предприятий в ВВП. Если в большинстве западных стран этот показатель превышает 50%, а в некоторых доходит и до 70%, то в России в 2007 г. по оценке Минэкономразвития России этот показатель составил порядка 17%. Для сравнения, доля малых и средних предприятий в ВВП Великобритании, США, Германии, Японии колеблется от 50 до 55%, в Италии и Франции - около 60%.
Одной из причин неразвитости малого и среднего бизнеса в России остается ограниченный доступ таких предприятий к источникам финансирования. Потребность предприятий малого бизнеса во внешнем финансировании, по оценкам специалистов, удовлетворена лишь на 15 - 20%.
К настоящему времени более 80% кредитов предоставлено малым и средним предприятиям на срок до одного года. Вполне понятно, что предлагаемые условия финансирования формируют и соответствующую структуру предпринимательства: 72% оборота малого и среднего бизнеса приходится на долю торговли и услуг, на промышленность - только 13,5%, на строительство - 7%. 11
Препятствует же предоставлению малым и средним предприятиям долгосрочных кредитов на выгодных для них условиях прежде всего, отсутствие у малого бизнеса ликвидного обеспечения в требуемых объемах, непрозрачность ведения бизнеса, дефицит у банков адекватных по срокам кредитных ресурсов, а также высокие процентные ставки по кредитам ввиду трудоемкости проработки заявок и высоких рисков кредитования. В результате потенциал малых предприятий значителен, но пока малый и средний бизнес не занял надлежащего места в развитии отечественной экономики.
Именно с учетом этого Федеральным законом от 17.05.2007 N 82-ФЗ «О банке развития» и Меморандумом о его финансовой политике среди поставленных перед Внешэкономбанком задач наряду с кредитованием крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов особое место отведено финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства, которая будет осуществляться через Российский банк развития (РосБР) - стопроцентный дочерний банк Внешэкономбанка.
К другим факторам, замедляющим развитие малого предпринимательства, относятся высокие темпы инфляции - 11,9% на 1 января 2008 г. Налицо отсутствие эффективных механизмов государственной поддержки малого бизнеса. Существуют также предпосылки, которые позволяют косвенно оценить потенциал развития сегмента малого бизнеса. Данные статистики свидетельствуют о том, что число малых предприятий на 1000 жителей в России пока гораздо ниже, чем в развитых странах.
Проблемы развития в России остаются в основном те же, что и были отмечены еще в материалах первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий, а именно: недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; трудности с получением банковских кредитов; усиление давления криминальных структур; нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата; отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др. Среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая малого бизнеса уходить в теневую экономику.
Перспективы развития малого бизнеса в России связаны с созданием благоприятного климата для малого предпринимательства. Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, упростить процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Нужно искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает производство, ограничивает конкуренцию. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Особенно это важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь в таких видах деятельности, как инновация, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.
Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федеральный бюджет, региональные бюджеты, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, внебюджетные фонды), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования. Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое развитие лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система получает в России все большее распространение, то система лизинга находится лишь в зачаточном состоянии. Развитию этих форм деятельности на предприятиях малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.
Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике