Роль и значение малого бизнеса в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.

Оглавление

Введение . 3
Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность.

1.1.Основной критерий малого бизнеса. 5
1.2.Правовые основы деятельности малых предприятий. 7
1.3. Управление предприятием. 9
1.4. Хозяйственная и иная деятельность предприятия. 11
Глава 2.Малый бизнес и его роль в рыночной экономике.
2.1. Место малых предприятий в экономической системе. 13
2.2. Государственное регулирование малого и среднего 18
предпринимательства в России.
2.3. Роль малого бизнеса в экономике. 22
Заключение. 25
Список использованной литературы. 28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Кафедра «экономика и внешнеэкономическая  деятельность»

Курсовая  работа

по дисциплине «Экономическая теория».

Тема: «Роль и значение малого бизнеса в рыночной экономике». 
 
 
 

           
 
 
 
 
 
 

          
 
 
 
 
 
 
 

                                   Содержание.

Введение .                                                                                                                  3                                                                 

Глава 1. Понятие  малого бизнеса и его сущность.                                      

                                                      

1.1.Основной критерий малого бизнеса.                                                                5                            

1.2.Правовые основы деятельности малых предприятий.                                    7

1.3. Управление предприятием.                                                                               9

1.4. Хозяйственная и иная деятельность предприятия.                                         11 

Глава 2.Малый бизнес и его роль  в рыночной экономике. 

2.1. Место малых предприятий в экономической системе.                                         13                                          

2.2. Государственное регулирование малого и среднего                                     18

предпринимательства в России.

2.3. Роль малого бизнеса в экономике.                                                                   22 

Заключение.                                                                                                               25

Список использованной литературы.                                                                     28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Введение.

     Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

     Значимость изучения проблематики  малого предпринимательства усиливается  тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.

     Без поддержки государства и  без собственного внутригруппового  взаимодействия малый бизнес  не всегда способен успешно  противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

     Потенциал малых предприятий  остается нереализованным. Существуют  серьезные экономические и административные  барьеры для выхода новых предприятий  на рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства "уходить в тень". По некоторым экспертным оценкам, к

теневой экономике в той или иной степени  причастны до 90% малых предприятий.

     Сложившееся положение открывает  безграничные возможности для  коррупции, наиболее массовой  жертвой, которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.

     Государство не желает видеть  в секторе малого предпринимательства  равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник, не имеет каких - либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях. Для представителя малого предпринимательства становится невыгодной какая - либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно перелив капитала из сферы обращения в сферу производства так необходим сейчас  для российской экономики.

      А в то же время в малый  бизнес вовлекается все большее  количество граждан. Занятие собственным  делом как естественная форма  проявления способностей человека  и реализация его гражданских  прав формируют условия создания  и самоорганизации самостоятельного общественного слоя предпринимателей, составляющих социально-политическую базу демократических преобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных в продолжении и развитии курса рыночных реформ.  
 
 
 
 

Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность

1.1. Основной критерий малого бизнеса

Малые предприятия  — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует  лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым  являются численность работающих и  доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%.

В ряде научных  работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой  группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: - численность персонала; - размер уставного капитала; - величина активов; - объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

В российской практике развитие малого предпринимательства  началось в 1988 г. В этот период к числу  малых отнесли государственные  предприятия, на которых среднее  число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Под субъектами малого бизнеса понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

 

1.2. Правовые основы  деятельности малых  предприятий. 

По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации  частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

Фирма, находящаяся  в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого  бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и  зарегистрировать торговое имя. Деловые  партнерства представляют собой  организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.

Нормативной базой  для создания и ликвидации МП является закон РФ "О развитии малого и среднего бизнеса" , его глава IV.

<< Предприятие  может быть учреждено либо  по решению собственника имущества  или уполномоченного им органа, либо по решению трудового  коллектива государственного или  муниципального предприятия в  случаях и порядке, предусмотренном Законом.

Предприятие может  быть учреждено в результате выделения  из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или  нескольких структурных подразделений  с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием. Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

Учредительными  документами предприятия являются устав предприятия, а также решение  о его создании или договор  учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.

Предприятие считается  утвержденным и приобретает права  юридического лица со дня его государственной  регистрации. (закон «О развитии малого и среднего бизнеса в РФ», гл. 4) >>

 

    1.3. Управление предприятием.

 Управление предприятием осуществляется учредителем являющийся высшим органом предприятия. Когда учредителей несколько - высшим органом управления предприятием является общее собрание учредителей, принимающие решения единогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе выйти из предприятия и получить свою долю в денежном выражении по окончании операционного года (возможны и другие варианты решения).

Для осуществления  текущего руководства деятельностью  предприятия учредителем назначается  директор предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом.

С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Он действует от имени предприятия без доверенности, представляет его во всех организациях и перед всеми лицами, распоряжается имуществом предприятия, совершает сделки и заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия, издает приказы и обязательные для всех работников указания.

Информация о работе Роль и значение малого бизнеса в рыночной экономике