Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 19:14, курсовая работа
Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.
Введение . 3
Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность.
1.1.Основной критерий малого бизнеса. 5
1.2.Правовые основы деятельности малых предприятий. 7
1.3. Управление предприятием. 9
1.4. Хозяйственная и иная деятельность предприятия. 11
Глава 2.Малый бизнес и его роль в рыночной экономике.
2.1. Место малых предприятий в экономической системе. 13
2.2. Государственное регулирование малого и среднего 18
предпринимательства в России.
2.3. Роль малого бизнеса в экономике. 22
Заключение. 25
Список использованной литературы. 28
Тема: «Роль
и значение малого бизнеса в рыночной
экономике».
Глава 1. Понятие
малого бизнеса и его сущность.
1.1.Основной критерий
малого бизнеса.
1.2.Правовые основы
деятельности малых предприятий.
1.3. Управление предприятием.
1.4. Хозяйственная
и иная деятельность предприятия.
Глава 2.Малый бизнес
и его роль в рыночной экономике.
2.1. Место малых
предприятий в экономической системе.
2.2. Государственное регулирование малого и среднего 18
предпринимательства в России.
2.3.
Роль малого бизнеса в экономике.
Заключение.
Список использованной
литературы.
Введение.
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.
Значимость изучения
Без поддержки государства и
без собственного
Потенциал малых предприятий
остается нереализованным.
теневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий.
Сложившееся положение
Государство не желает видеть
в секторе малого
А в то же время в малый
бизнес вовлекается все
Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность
1.1. Основной критерий малого бизнеса
Малые предприятия — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%.
В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: - численность персонала; - размер уставного капитала; - величина активов; - объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
В российской практике развитие малого предпринимательства началось в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Под субъектами малого бизнеса понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
1.2. Правовые основы
деятельности малых
предприятий.
По мере развития
мелкого предпринимательства
Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.
Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РФ "О развитии малого и среднего бизнеса" , его глава IV.
<< Предприятие
может быть учреждено либо
по решению собственника
Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием. Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
Учредительными
документами предприятия
Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации. (закон «О развитии малого и среднего бизнеса в РФ», гл. 4) >>
1.3. Управление предприятием.
Управление предприятием осуществляется учредителем являющийся высшим органом предприятия. Когда учредителей несколько - высшим органом управления предприятием является общее собрание учредителей, принимающие решения единогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе выйти из предприятия и получить свою долю в денежном выражении по окончании операционного года (возможны и другие варианты решения).
Для осуществления
текущего руководства деятельностью
предприятия учредителем
С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Он действует от имени предприятия без доверенности, представляет его во всех организациях и перед всеми лицами, распоряжается имуществом предприятия, совершает сделки и заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия, издает приказы и обязательные для всех работников указания.
Информация о работе Роль и значение малого бизнеса в рыночной экономике