Роль и значение малого бизнеса в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.

Оглавление

Введение . 3
Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность.

1.1.Основной критерий малого бизнеса. 5
1.2.Правовые основы деятельности малых предприятий. 7
1.3. Управление предприятием. 9
1.4. Хозяйственная и иная деятельность предприятия. 11
Глава 2.Малый бизнес и его роль в рыночной экономике.
2.1. Место малых предприятий в экономической системе. 13
2.2. Государственное регулирование малого и среднего 18
предпринимательства в России.
2.3. Роль малого бизнеса в экономике. 22
Заключение. 25
Список использованной литературы. 28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Трудовой коллектив  предприятия, состоящий из всех лиц, участвующих своим трудом в его деятельности, исключая учредителей и директора, решает простым большинством голосов вопрос о заключении коллективного договора, и о содержании этого договора и вопросы, связанные с выкупом предприятия и согласия учредителя (учредителей). Должность лица предприятия, включая заместителя руководителя предприятия, руководителей структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей, назначаются на должность и освобождаются от должности директором предприятия (вариант: указать должность назначение, на которое производится с согласия высшего органа или самим высшим органом предприятия).

 

1.4. Хозяйственная и иная деятельность предприятия.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.

Предприятия могут  приобретать необходимые ему  ресурсы реализовывать свою продукцию  и услуги любым не противоречащим законодательству способом по не противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в соответствующем банке.

Высший орган  предприятия определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов  и других платежей в бюджет (чистая прибыль) поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяется учредителем. Часть чистой прибыли (часть чистой прибыли в размере, ежегодно определяемом учредителем после обсуждения с трудовым коллективом) передается в собственность членам трудового коллектива. Порядок распределения этой части чистой прибыли между работниками определяется положением, утвержденным советом предприятия (совместным решением учредителя и трудового коллектива). Переданная члену трудового коллектива часть прибыли подлежит выплате ему или может с согласия высшего органа предприятия образовать вклад работника в средства предприятия. На сумму вклада начисляются подлежащие ежегодной выплате проценты, размер которых определяется решением трудового коллектива, утвержденным органом предприятия. Положением, утвержденным совместным решением трудового коллектива (или совета предприятия) и высшего органа предприятии). В случае прекращения трудовых отношений вклад и причитающиеся на него проценты подлежат выплате по окончании операционного года.

 

          Глава 2.Малый бизнес  и его роль  в рыночной экономике.

2.1. Место малых предприятий в экономической системе.

     Сектор малого предпринимательства  является неотъемлемым, объективно  необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно - технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

     Социальная значимость малых  предприятий определяется массовостью  группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

развитие  малых предприятий способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

объективно  неизбежная реструктуризация экономики  вынуждает все большее число  граждан заняться самостоятельной  предпринимательской деятельностью;

сектор  малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места (в мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние  предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения  всего мира), а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране (так, например, в США за период 1976 - 1990 гг. крупные и средние предприятия потеряли соответственно 500 и 850 тыс. рабочих мест, а сектор малого предпринимательства за тот же период создал 4,1 млн.  новых рабочих мест, обеспечивая 65% чистого прироста рабочих мест по стране);

массовое  развития малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

     Политическое влияние малого  бизнеса в различных странах  достаточно велико, поскольку эта  социальная группа давно стала  основой сформировавшегося среднего  класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения.

     Существенная роль малых предприятий  в экономической жизни стран  с рыночной системой хозяйствования  определяется тем, что в этом  секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно

половина  валового внутреннего продукта. Так, удельный вес малых предприятий  в таких странах, как Япония, Германия, превышает 95%. Из 880 тыс. промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих и 700 - более 1000 работающих. В странах ЕС количество предприятий с численностью занятых свыше 500 человек не превышает 12 тыс.

     Сектор малого предпринимательства динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.д. Важнейшими особенностями малых предприятий является способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой малых предприятий является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Например, в США количество внедренных новшеств на одного работающего в секторе малых предприятий в два раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора малых предприятий дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что великолепно подтверждается опытом Германии, Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и других стран.

     В аспекте воздействия малого  предпринимательства на важнейших агентов рыночных отношений целесообразно выделить его роль в формировании конкурентной среды. Крайне важна функция малого бизнеса как амортизатора колебаний экономической конъюнктуры. Несомненна, далее, роль малого предпринимательства как катализатора научно-технического и технологического прогресса. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в малых фирмах

По оценкам  специалистов, на его долю приходится около половины всех изобретений и научных разработок. Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться далее экологическая (природоохранительная) функция малого предпринимательства.

Таким образом, исследование воздействия  малого предпринимательства на разнообразные общественные процессы позволяет сделать вывод об объективно высокой социально - экономической значимости его функций.

В содержании функций малых предприятий ныне появляются новые «чрезвычайные» составляющие, обусловленные необходимостью смягчения кризиса в экономике и социально-политической сфере. Экономическое значение малых предприятий объективно возрастает в силу того, что они призваны:

1.Значительно  и без существенных капитальных  вложений расширить производство  многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь

для беднейших  слоев, составляющих ныне большинство  населения) с использованием местных  источников сырья;

2.Принять  активное участие в конверсии  через подключение к сети кооперационных  связей и использование высвобождающихся ресурсов;

3.Приблизить  производство товаров и услуг  к потребителю, помочь выравниванию  условий жизни в населенных  пунктах различных масштабов;

4.Вовлечь  в производство часть материальных  и финансовых средств населения,  ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;

5.Создать  благоприятные предпосылки для  трудоустройства части рабочей  силы, высвобождающейся на крупных  предприятиях (в первую очередь, относящихся в ВПК);

6.Ускорить  демонополизацию производства, развитие  конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов;

7.Послужить  источником ощутимых бюджетных  поступлений.

Место малых предприятий предопределено объективными экономическими

закономерностями, поскольку оно примерно одинаково  вне зависимости от

особенностей  политического уклада, истории развития страны, отраслевой

структуры экономики и других факторов.

     Поэтому и для России неизбежно  достижение аналогичных показателей  уровня развития малых предприятий,  жизненно необходимого для эффективного  функционирования рыночной экономики и социально-политической стабилизации общества. Для этого требуется глубокое, длительное и целенаправленное реформирование всей экономической системы.

     В условиях России, находящейся  на начальном этапе развития  рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства в России.

    Развитие мелкого предпринимательства в России предполагает более внушительный процент разорившихся предприятий, чем в странах с развитой управленческой инфраструктурой. Малые предприятия объективно, по своей природе находятся в худших конкурентных условиях на рынке по сравнению с крупным бизнесом. У них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень научно-технической оснащенности, организации, квалификации кадров. Сложнее обстоит дело с информационным обеспечением, им нередко не хватает средств для проведения маркетинга. Все это ставит малые предприятия в невыгодное положение на рынке. Поэтому создание развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса - важнейшее условие его развития.

      Государственная поддержка малого предпринимательства  осуществляется по следующим направлениям:

      1) формирование инфраструктуры поддержки  и развития малого предпринимательства

      2) создание льготных условий использования  субъектами малого предпринимательства  государственных финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, а  также научно-технических разработок  и технологий

      3) установление упрощенного порядка регистрации малого предпринимательства, лицензирования их  деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности

      4) поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных связей с зарубежными странами

      5) организация подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров  для малых предприятий.

Информация о работе Роль и значение малого бизнеса в рыночной экономике