Роль малого и среднего бизнеса в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является описание преимуществ и недостатков индивидуального предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
-раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;

Файлы: 1 файл

эконом теория курсовая.docx

— 55.50 Кб (Скачать)

Введение

 

В приоритетных направлениях развития общества, поставленных Президентом страны Н. Назарбаевым  в своих Посланиях народу Казахстана, центральное место занимает экономический  рост, базирующийся на открытой рыночной экономике и реальной конкуренции  с высоким уровнем иностранных  инвестиций и внутренних сбережений.

На новом  этапе развития Казахстан решает широкий круг задач, связанных с  повышением конкурентоспособности  национальной экономики. Это, прежде всего, такие как реструктуризация экономики, развитие инфраструктуры и институтов рынка, а также преодоление недостатков, унаследованных от предыдущего этапа: несовершенство отраслевой и технологической  структуры; слабая внутренняя интегрированность, недостаточная жизнеспособность производительных сил.

Зарубежный опыт экономического и  социального развития подтверждает, что предпринимательство может  стать реальным фактором не только стабилизации, но и роста экономики  Казахстана. Малое предпринимательство  содействует поддержанию на должном  уровне конкуренции, гибкой перестройке  производства, ускорению инновационных  процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости. В связи с этим научный анализ экономических проблем малого бизнеса  в Казахстане приобретает особую значимость в условиях реформирования экономики, характеризующейся, в первую очередь структурной перестройкой хозяйства, необходимостью стабилизации воспроизводственных процессов  и обеспечения в перспективе  устойчивого экономического развития.

На сегодняшний  день особую актуальность приобретают  проблемы оптимизации государственного и негосударственного воздействия  на сектор предпринимательства, отсутствие целостной системы управления предпринимательством на уровне государства и его регионов, конкретного предприятия.

В целом  можно отметить, что в республике государственная поддержка малого и среднего бизнеса носит многоуровневый характер: осуществляются мероприятия  в области снижения налогового бремени, проводится легализация собственности  и активов, реализовывается комплекс мер по облегчению доступа к кредитным  ресурсам, упрощаются административные процедуры и разрешения, организовываются региональные центры поддержки малого и среднего бизнеса как в городах, так и на селе.

Тем не менее, предпринимательство в Казахстане продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию  законодательства, финансовой поддержки  малого бизнеса, повышению эффективности  региональных программ развития малого и среднего бизнеса, по устранению административных барьеров и преодолению коррупции. В этой связи тема данной курсовой работы приобретает особую актуальность.

Целью курсовой работы является описание преимуществ  и недостатков индивидуального  предпринимательства.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- раскрыть  сущность предпринимательства;

-раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;

Глава 1 Сущность предпринимательства, его  признаки и факторы развития

1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса

 

История предпринимательства начинается уже  со средних веков. Уже в то время  купцы, торговцы, ремесленники представляли собой начинающих предпринимателей. История развития предпринимательства  является одновременно историей развития отношений обмена, общественного  разделения труда и в целом  рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связаны, более того, одна становится условием развития другой, развитие одной означает развитие других. Предпринимательство (бизнес) характеризует  деловые отношения между людьми, а конкретнее, между участниками  дела. Человек, который занимается каким-то делом, является деловым человеком, бизнесменом. Под делом понимается не всякое дело, чем может заниматься человек, а его экономическая  деятельность. Бизнес есть экономическая деятельность человека, нацеленная на получение прибыли, выгоды посредством производства материальных благ или услуг.

Одной из наиболее существенных черт рыночной системы является предпринимательство. Предприниматели постоянно генерируют новые идеи в производстве, обслуживании населения, создают новые товары. Они концентрируют энергию других и направляют ее на реализацию общей цели.

Предпринимательство – это энергия, идущая изнутри, вырывающаяся у деловых людей для достижения коммерческих результатов. Суть его  состоит в том, чтобы нести  всю полноту риска за начатое  дело. Предприниматели - это люди в  деловом мире, умеющие увидеть  коммерческие возможности, способные  получить необходимый капитал, знающие, как провести соответствующую операцию и готовые идти на риск, принимая на себя ответственность, как за успех, так и за провал. Это осуществление новых смелых и непростых идей, интеллектуальная и деловая активность энергичного и инициативного человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса.

Предпринимательство реализуется в конкретной социально-экономической  среде на макроуровне, и оно не может не учитывать ее, поскольку и исходит из этой среды, и приспосабливается к ней. В конечном итоге предпринимательство является продуктом этой среды.

Предпринимательство — это особый вид экономической активности, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве, и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи.

Целью предпринимательской  активности является производство и  предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и  который приносит предпринимателю  прибыль. Прибыль — это излишек  доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого  предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в  отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или  скрытый спрос потребителя.

Однако  получение прибыли свойственно  не только предпринимательской, но и  любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической  категории, как предпринимательская  прибыль, или предпринимательский  доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и  приемов организации производства, и составляют предпринимательский  доход. Под предпринимательским  доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход  от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам  или особому умению анализировать  и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий. Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов: обычная прибыль делового человека и излишек над обычной прибылью делового человека.

Второй  элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.

Всякий  предприниматель, таким образом, выступает  в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может  быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.

«Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты».

Основным  субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а  также с государством, которое  в различных ситуациях может  выступать в качестве помощника  или противника. И потребитель  и государство также относятся  к категории субъектов предпринимательской  активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).

Каждый  предприниматель функционирует  в условиях достаточно глубокой специализации  производства, возникшей на основе разделения труда. Любой предприниматель  нуждается в эффективных партнерских  связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя. В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает  партнера (партнеров) как субъект  предпринимательского процесса, от взаимоотношений  с которым зависит уровень  эффективности его деятельности.

 

1.2 Роль малого и среднего бизнеса  в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран

 

Значение малого бизнеса в экономике  очень велико. Без малого и среднего бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Малый  и средний бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы  экономического роста, структуру и  качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов  ВНП.

Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет деятельность малого бизнеса. В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает экономике необходимую  гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение  потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое  равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад  в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва  по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. Все  эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики Казахстана.

Функциональное  назначение предприятий, их роль в экономике  в значительной мере меняются в зависимости  от размера предприятия. Крупное  и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.

Малые предприятия  выполняют в капиталистической  экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов  и деталей, а крупные предприятия  ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма "SAAB", являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали. Среднее время  жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий  превышает число закрывшихся. Все  малые довольно быстро реагируют  на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты: ювелирные изделия, одежда, обувь и так далее.

Каждое  государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает  свои критерии распределения предприятий  по их размерам. Например, во Франции  очень малыми предприятиями считаются  производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия  составляют около 99% численности всех предприятий, и на них трудится примерно 67% всех занятых.

Информация о работе Роль малого и среднего бизнеса в экономике